Содержание
- 1 Все мы трактористы – как получить «права» на квадроцикл и снегоход
- 2 Порядок получения прав
- 3 Штраф за управление снегоходом без прав – всегда ли он неизбежен
- 4 Нужна ли регистрация снегохода
- 5 Что предстоит изучить при подготовке к экзамену
- 6 Постановка на учёт и техосмотр снегохода
- 7 Штраф за управление снегоходом без прав – всегда ли он неизбежен
- 8 Особенности обучения для получения прав на снегоход
- 9 Теория
- 10 Практика
Все мы трактористы – как получить «права» на квадроцикл и снегоход
Для езды на законных основаниях водителю нужно получить УТМ — удостоверение тракториста-машиниста, в котором открыта категория «А». Конкретнее — «А1», позволяющая управлять внедорожным мотоциклетным средством. Но не следует путать её с категорией на мотоцикл — это два разных понятия.
Если у водителя нет УТМ, сотрудник ГИБДД может не только оштрафовать его, но и изъять средство передвижения. Вернуть его получится лишь после получения удостоверения.
Когда квадроцикл оснащён габаритами, фарами, зеркалами и стоп-сигналами, для управления им нужны обычные права для мотоцикла.
Первое, что нужно сделать для получения ВУ для снегохода и квадроцикла, — собрать нужные документы и отправиться с ними в Гостехнадзор.
Если у водителя уже есть открытая категория, получить права будет легче, поскольку теоретический экзамен по ПДД сдавать не потребуется. Эта информация пригодится тем, кто интересуется, как получить права на снегоход и квадроцикл, если есть права категории «В». Для них процедура несколько упрощена.
Рекомендуется уточнять список документов по месту сдачи экзамена.
Относительно недавно органы ГИБДД провели реформу, результатом которой стало появление в правах категории «В1». Она позволяет управлять трициклом и квадрициклом. Надо сказать, что последнее наименование от квадроцикла отличается по ряду принципиальных признаков. Квадроцикл является мотовездеходом с сиденьем и мотоциклетными рулём и посадкой. Тогда как квадрицикл — мототранспортное средство, чья максимальная конструктивная скорость составляет не менее 25 км/ч. Имеет четыре колеса и эксплуатируется в условиях дорог общего пользования.
Под категорию квадрициклов попадают разнообразные лёгкие автомобили, которых на отечественных дорогах практически не найти. У нас аналогом таких машин можно назвать «инвалидки», которые были распространены в эпоху СССР. И права, которые разрешают управление квадрициклом, не годятся для квадроцикла или снегохода. Правило действует и в обратную сторону.
Когда потенциальный водитель начинает заниматься вопросами оформления прав на транспортное средство, в 2018 году цена обучения для получения прав на квадроцикл для разных категорий граждан может отличаться. Обучение понадобится тем, кто не уверен в собственных силах и хочет получать знания под руководством специалиста. А ещё тем, кто трижды не смог сдать экзамен и нуждается в обучении. Его стоимость варьируется в зависимости от региона страны.
Регион | Стоимость обучения, руб. |
---|---|
Московская область |
|
Ленинградская область | 5 800 (обучение длится 10 дней) |
Краснодарский край | 15 000 (курс длится 3 недели и включает теорию и практику) |
Ярославская область | 5 000 (курс составляет 20 часов) |
Волгоградская область | 12 000 (3 недели) |
Ульяновская область | 10 000 (полный курс – 3 недели) |
Тверская область | 5 200 (2 недели) |
Свердловская область | 5 000 (курс рассчитан на 20 часов) |
Челябинская область | 7 200 (1 месяц) |
Ростовская область | 5 000 (1 неделя) |
Нижегородская область | 10 000 (14 дней) |
Тульская область | 7 000 (30 занятий) |
Карелия | 10 200 (продолжительность занятий 3 недели) |
В среднем время, которое придётся потратить на обучение, составит примерно три недели, а стоимость его на текущий момент — 7 000 рублей. Государственная пошлина, которую надо заплатить при получении удостоверения на бумажной основе, — 500 рублей, а на пластике — 2 000 рублей (п. 43 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ). Срок действия прав — десять лет. Если же эксплуатировать квадроцикл или снегоход, не имея прав, то штраф за нарушение закона составит от 5 000 до 15 000 рублей (п.1 ст.12.7 КоАП РФ).
Пройти обучение для сдачи квалификационных экзаменов можно разными путями. Один из них — самостоятельный, о чём упоминалось выше. Такой способ предполагает получение знаний экстерном. Ну а обучение под руководством специалистов можно пройти в соответствующем учебном комбинате при Гостехнадзоре. Обычная автошкола не проводит подготовку для получения необходимой категории прав.
Как показывает практика, купить в наше время можно абсолютно всё — в том числе и удостоверение тракториста-машиниста. Другой вопрос: стоит ли это делать? У такого решения есть и плюсы, и минусы.
Положительные моменты заключаются в том, что не потребуется терять время в ожидании, пока будет оформлен документ. Также не надо учиться и сдавать экзамен.
Отрицательная сторона: стоимость готовых прав гораздо выше, чем легальное обучение. Этот документ не вносится в госреестр и в базу данных, и это чревато. Если водителя с такими правами остановит сотрудник ГИБДД, который обнаружит факт подделки, снегоход или квадроцикл изымают, назначают штраф, а водитель должен сдать экзамен.
Что может быть лучше, чем возможность выбраться с друзьями в лес тихим погожим зимним утром, чтобы покататься на снегоходе? Сумасшедшая скорость заставляет сердце выбивать бешеный темп, окружающие ландшафты захватывают дух.
А, что, если съездить веселой компанией до соседнего леса, который еще больше и красивее? Правда, для этого, нужно проехать несколько километров по проезжей части… Ой! Что это там маячит впереди?.. Машина ГАИ? И сотрудник патрульной службы яростно машет палочкой, требуя немедленной остановки… Но почему?
Ведь говорят, что на снегоход прав не нужно…А теперь давайте остановимся на этой ситуации более подробно. Да, для езды в глухом лесу или полю права, конечно, не нужны. Но до этих отдаленных мест еще стоит добраться. А добираются по дорогам, где, безусловно, водитель натолкнется на сотрудника ГАИ.
Каждое транспортное средство имеет свою специальную категорию, которая отражена в водительском удостоверении. Нельзя управлять, к примеру, грузовиком, имея категорию на легковой автомобиль. Любителей покататься по заснеженному бездорожью интересует, какая категория нужна для управления снегоходами.
В законодательстве нельзя найти специальной категории, которая дается индивидуально на управление снегоходом. Однако, по описанию больше всего к такому ТС подходит категория на снегоход А1. К данной категории принадлежат автомобильные транспортные средства не предназначенные для движения по дорогам общественного пользования, скорость которого пятьдесят километров в час.
- права обойдутся вам в копеечку;
- такой документ не будет прописан в госреестре и не будет внесен в базу данных, а это грозит возникновением проблем;
- если владельца снегохода остановят и будут выявлены поддельные права, транспортное средство изымается, назначается штраф, водителя обяжут сдать экзамен.
- Право ездить на снегоходе (а требуется удостоверение тракториста-машиниста) могут получить граждане по достижению шестнадцатилетнего возраста.
- В обязательном порядке лицо должно пройти медицинский осмотр и получить заключение врачебной комиссии.
- Вам нужно сдать экзамены. Но подготовиться к ним можно самостоятельно. Нет такого правила, что водитель должен учиться в автошколе.
Теория, как обычно, сдается по экзаменационным билетам, которые утверждаются министерством сельского хозяйства. Имеет смысл предварительно отыскать их и попробовать решить. Сделать это желательно не один раз, поскольку имеются определенные ограничения. Так, человек, не сдавший теорию с первого раза подлежит переэкзаменовке через неделю. То же касается и практики.
Несмотря на кажущуюся простоту, управление снегоходом имеет массу нюансов, которые необходимо знать. К примеру, важно чувствовать и уметь правильно смещать центр тяжести этого, далеко не легкого, «аппарата». При этом совершенно неважно, умеет ли человек управлять снегоходом или нет, действующее на данный момент законодательство не только четко определяет, какие права нужны на него, но и исключает возможность их получения экстерном – проходить обучение потребуется в любом случае.
Теперь поговорим о самоходных машинах. В отличие от транспортных средств, самоходные машины предназначены для передвижения и выполнения каких-либо работ вне автомобильных дорог. Для таких машин выдается специальный документ – паспорт самоходной машины (далее – ПСМ), который, как и ПТС, содержит сведения о технических характеристиках, сведения о собственнике, идентификационные данные основных агрегатов, сведения о постановке на учет и др.
Для того чтобы огородить себя от возможных проволочек и затруднений связанных с оформлением прав на квадроцикл или снегоход, мы рекомендуем и будущим и настоящим владельцам данного вида транспорта ознакомиться с правилами получения водительских удостоверений.
- начало движения с места на подъеме (эстакада);
- разворот при ограниченной ширине территории при одноразовом включении передачи (разворот в ограниченном пространстве);
- постановка самоходной машины в бокс задним ходом (въезд в бокс задним ходом);
- агрегатирование самоходной машины с прицепом (прицепной машиной);
- торможение и остановка на различных скоростях, включая экстренную остановку;
Порядок получения прав
Итак, какие нюансы нужно знать при получении удостоверения:
- Претендовать на получение прав могут те, кому уже исполнилось 16 лет.
- Перед сдачей экзамена нужно пройти медицинскую комиссию.
- Подготовить пакет документов, необходимый для получения ВУ.
После того, как будущий обладатель прав почувствует уверенность в своих силах, ему предстоит пройти экзаменационное испытание в ГИБДД.
Те, кто не успел подробно изучить правила получения УТМ, имеют поверхностное представление о том, какие категории водительских прав на квадроцикл существуют еще. Надо знать, что обычное водительское удостоверение не имеет категорий для квадроциклов. Оно, как сказано выше, может помочь при сдаче экзаменов для оформления УТМ и не более. Зато в так называемых «правах для трактористов», есть целых две категории — «А» и «А1». Однако у них нет совпадений с такими же пунктами удостоверений, которые выдаются водителям мопедов и мотоциклов.
Категория «А» разрешает управлять транспортными средствами, которые используются на дорогах общего пользования и чья скорость технически ограничена до 50 км/ч. Тогда как категория «А1» относится к внедорожным мотосредствам, среди которых — квадроциклы, снегоходы и так далее.
К соответствующей категории относятся самые распространенные мототрактора. Появление прав с категорией «А1» обусловлено значительным увеличением таких ТС на российских дорогах. Ответом на это явление стало законодательное урегулирование в отношении водителей квадроциклов, что позволяет гарантировать безопасность других участников движения на дороге.
Если у собственника транспортного средства имеются права с категорией «А», полученной до 2000 года, а также он владеет специальной подтверждающей картой, дополнительная категория может быть открыта и без сдачи экзамена. Нужно будет только оплатить госпошлину.
Когда данный документ нужно получить военнослужащему, он может сделать это там, где в данный момент базируется военная часть, к которой он приписан.
На особом положении при оформлении удостоверения находятся моряки, граждане других стран, беженцы. Такие категории граждан могут сдать экзамен только непосредственно главному инспектору Гостехнадзора в определённом субъекте страны. Задания для сдачи экзамена можно получить в этой же организации.
Снегоход представляет собой лыже-гусеничные сани, оснащённые двигателем, посадкой и рулём мотоцикла. Мотовнедорожник создан для перемещения по заснеженным труднопроходимым участкам и лыжным трассам. Этот вид техники относится к классу самоходных машин повышенной опасности, способным в определённых ситуациях и при неправильной эксплуатации нанести вред человеку и окружающей среде.
Ни одна из пяти основных категорий водительских прав, принятых для управления ТС, не даёт разрешения на вождение снегохода. Наиболее подходящей группой, к которой можно отнести снегоход, является категория самоходных средств, не имеющая права передвижения по обычным трассам и максимально разгоняющаяся до 50 км/ч.
Процедура оформления УТМ несколько отличается от процесса получения водительского удостоверения (ВУ):
- Начать изучение азов хождения на самоходной технике разрешается подросткам с 14 лет. Но пройти квалификационный экзамен и получить удостоверение можно только по достижению 16 лет. Автомобильные права могут получать только граждане, достигшие 18 лет.
- Получить и обменять ВУ можно в любом регионе России. Для УТМ в этом плане существует ограничение, получившее применение с ноября 2015 года. Согласно нововведениям, оформить тракторное удостоверение можно в ведомстве по месту проживания либо по месту обучения кандидата.
- В регистрационно-экзаменационном органе процедуры оформления ВУ и УТМ отличаются. Но оформить тракторные права можно предварительно пройдя соответствующий курс в автошколе и выдержав экзаменационное испытание на открытие категории А1 — но не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре.
Инспекция Гостехнадзора курирует вопросы выдачи и наличия соответствующих удостоверений у водителей, а также процесс постановки на госучёт самоходных машин.
Чтобы получить категорию водительских прав на снегоход, требуется совершить рад действий:
- Подобрать автомобильную школу, собрать нужные бумаги и заплатить за обучение.
- Пройти соответствующее обучение. Стоимость трехнедельного курса обходится в среднем около 7 тыс. рублей. А госпошлина за оформление составит 500 рублей. Однако, данная сумма меньше штрафной санкции. Поэтому, лучше отучиться и сдать экзамены, чем постоянно платить штрафы.
- Сдать экзамены в Гостехнадзоре. Именно эта инстанция проводит аттестации на подобную технику и выдает специальные удостоверения, по которым в последствии можно получить новые правка с категорией А 1. Аттестация состоит из двух частей: теория и практика. Билеты для данной категории средств передвижения утверждает министерство сельского хозяйства. Они отличны от правил общественного пользования.
Если испытание по теории не пройдено, можно пройти пересдачу через неделю. До практической части водитель не будет допущен, пока не сдаст теорию. Практическая часть аттестации подразумевает проверку навыков:
- разворот при недостатке места;
- заезд в помещение задом;
- соблюдение правил безопасности;
- выполнение маневров;
- торможение;
- экстренная остановка.
Если с первого раза практическая часть не сдана, можно совершить пересдачу через 7 дней. Теория при этом повторно не сдается.
При успешной сдаче экзамена можно идти за правами в ГИБДД. Для этого нужно подготовить пакет требуемой документации:
- заявление;
- паспорт;
- медицинская справка;
- удостоверение с Гостехнадзора.
- если есть действующее ВУ;
- квитанция, свидетельствующая об оплате пошлины.
Получение прав категории А1 осуществляется в день его обращения, если нет никаких технических сбоев. Фотографируют сейчас непосредственно в инспекции перед выдачей прав.
В целом процедура получения прав идентична стандартной. Разница состоит лишь в органе, который принимает экзамены.
Снегоход – транспортное средство для передвижения по заснеженному бездорожью. Несмотря на то, что по общественным дорогам водитель ездить на нем не будет, прежде чем сесть за руль, он должен получить соответствующую категорию. Вождение снегохода без прав приведет к внушительному штрафу. Поэтому, намного выгоднее отдать деньги за обучение и сдать необходимые экзамены, чем постоянно и периодически платить санкции.
На снегоходы нет официального запрета на проезд по автомобильным дорогам. Надо только пройти государственную регистрацию и получить гос.номер. Тогда при необходимости разрешено выезжать на проезжую часть или пересекать дорогу, но при этом необходимо четко выполнять ПДД.
Снегоходы считаются самоходной, внедорожной техникой класса А1. Права на снегоход надо обязательно получить, если объем его мотора выше 50 см³. Выдают их не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре, организации, которая есть в каждой области. Государственный технический надзор следит за безопасностью работ, проводимых в различных сферах деятельности человека, в том числе с использованием самоходных машин.
Обучение подразумевает не только вождение самого снегохода (то есть практику), но и теоретические занятия. Желающему получить права традиционно необходимо знать Правила дорожного движения, а также основы эксплуатации снегохода. Как правило, обучение на категорию продолжается в течение 1-1,5 месяцев. За это время ученик прослушает курс лекций и позанимается на автодроме.
Итак, какая категория нужна на гусеничный снегоход? Согласно введенным изменениям, теперь как на снегоход, так и на квадроцикл требуется открывать категорию A1. Причем нужно учесть, что пропустить срок обучения нельзя, то есть даже если у вас имеется водительское удостоверения и открыто сразу несколько категорий, то все равно автоматически получить A1 не получится.
Для чего открывать категорию A1 и тратиться на учебу, проходить регистрацию, если все равно на нем передвигаются в основном по заснеженным полям или же лесам? Однако сделать это все же нужно, ведь в любой момент может появиться срочная необходимость использовать дороги и трассы общего назначения. А наказание за езду с отсутствием удостоверения с необходимой категорией довольно строгое. К тому же в последнее время Гостехнадзор все чаще предпринимает рейды для выявления таких нарушителей.
Перед поступлением на учебу надо пройти медицинскую комиссию. Вид врачебного обследования различен для получения разрешения на вождение автомобиля и самоходной техники. Если нужна справка о допуске к вождению снегоходом, надо заявить сразу. Если в течение года планируется получение водительских прав на автомобиль, об этом надо сразу сообщить при оформлении медицинской карточки. Результаты обследования считаются действительными один год. За это время надо пройти обучение и получить удостоверение, иначе придется повторно платить 1500 — 3000 рублей. Столько на сегодняшний день стоит медицинское обследование.
С 2015 года получить права на снегоход без специального обучения нельзя. Учиться и сдавать экзамены надо или в специальной автошколе, или в профессиональном учебном заведении. Программа обучения считается профессиональной, отличается от программ на водительские права категории В. Есть отличия по приему экзаменов и порядку получения удостоверения. Срок обучения, вместе со сдачей экзаменов, не превышает одного месяца.
С наступлением зимнего сезона и появлением долгожданного снежного покрова существенно активизируются любители активного зимнего отдыха. Сегодня перечень зимних развлечений не ограничивается коньками и лыжами, к которым уже давно присоединилось такое развлечение, как гонка на снегоходах, благо подобной техники в продаже появилось предостаточно. Действительно, с прогулкой на снегоходе мало что может сравниться, особенно, если поездка на снегоходе планируется компанией.
Штраф за управление снегоходом без прав – всегда ли он неизбежен
Далеко не у каждого владельца снегохода есть соответствующие права. И это можно рассматривать как нарушение закона. Между тем, получение прав на снегоход — процедура более лёгкая, чем прохождение экзамена в ГИБДД.
Это транспортное средство принято относить к развлекательному виду. Многие воспринимают их в качестве саней — только очень больших и с мотором. Но при этом использовать его без разрешения теперь запрещено. Потребуется пройти экзаменационное испытание на категорию, которая законодательно утверждает право водителя на управление снегоходом. Это позволит свободно передвигаться по дорогам и избавит от неприятных мыслей о возможных штрафах. Ведь если водителя, у которого нет удостоверения машиниста-тракториста, остановят правоохранительные органы, результатом станет не только потеря крупной денежной суммы. Ещё одна перспектива — изъятие дорогостоящего транспортного средства. Вернуть снегоход обратно можно будет только после получения прав категории «А1».
Для оформления УТМ, кандидату следует предоставить в региональную инспекцию Гостехнадзора следующий состав документов:
- паспорт РФ;
- фото 3х4 – 2 шт.;
- заявление по образцу;
- УТМ (если выдавалось ранее);
- квитанция об оплаченной госпошлине;
- свидетельство о пройденном обучении в автошколе;
- водительское удостоверение (если есть в наличии, без него необходимо будет сдавать ПДД);
- медицинское заключение (с отметкой «годен к управлению самоходными машинами и тракторами»);
Успешно пройдя экзаменационное испытание, водитель получает удостоверение тракториста-машиниста категории А1 на 10 лет. Раздел «Особые отметки» в полученном УТМ заполняется сведениями ограничительного либо разрешительного характера. Обычно, в эту колонку вписывают данные, указывающие на вождение в очках, группу крови, общий стаж водителя, а также ограничения по здоровью, запрещающие открытие других категорий.
Важно знать, что водительское удостоверение с действующей категорией А на вождение мотоциклов, не имеет никакого отношения к категории А1 для управления самоходной техникой. По закону, водителю надлежит пройти обучение в автошколе и сдать экзамен в инспекции Гостехнадзора на оформление УТМ. Однако, в этой ситуации процесс аттестации упрощается — кандидат освобождается от сдачи теории на знание ПДД.
Перед покупкой снегохода будущему владельцу целесообразно ознакомиться с особенностями получения УТМ:
- обычные ВУ с открытой категорий А1, позволяют управлять только скутерами и лёгкими мотоциклами — к снегоходам и прочей самоходной технике они отношения не имеют;
- открытые категории А II, A III, A IV — не дают права водителю управлять техникой, входящей в класс A1;
- военнослужащие имеют право получить УТМ по месту нахождения части, к которой они приписаны;
- моряки, граждане других стран, беженцы, обязаны сдавать экзамен на получение УТМ главному инспектору Гостехнадзора в определённом субъекте страны;
- изъятые госорганами права водитель может вернуть, сдав теоретическую часть экзамена в инспекции Гостехнадзора по истечении не менее половины срока лишения удостоверения;
- если права были изъяты по причине алкогольного опьянения водителя, то перед сдачей экзамена водитель обязан предоставить медзаключение в Гостехнадзор.
Некоторые граждане задаются вопросом о покупке незаконного удостоверения на снегоход. Подобный подход имеет две стороны. С одной стороны, быстрое получение удостоверения без временных затрат на подготовку и сдачу экзамена. С другой стороны, стоимость таких прав выйдет дороже цены за обучение с госпошлиной.
Нелегальные права не вносятся в Госреестр и единую базу данных, а это рано или поздно принесёт владельцу снегохода ряд проблем с госорганами. Инспекторы ГИБДД либо Гостехнадзора, обнаружив подделку, выписывают штраф и изымают дорогостоящее ТС, забрать которое собственник сможет только, пройдя обучение и получив УТМ нужной категории.
На снегоходы выдаются не водительские права, а удостоверение А1 (категория тракторист-машинист). Условия получения удостоверения определяются приказами и постановлениями министерства сельского хозяйства. Обучение и правила сдачи экзаменов определены в инструкции «Правила допуска к управлению…» — приложение к приказу № 807 1999 года. Документ действует до настоящего времени, небольшие изменения были внесены в 2013 и 2015 годах.
Обучение на самоходную технику проводится по специальным программам, учитывающим их условия эксплуатации и обслуживания. Есть особенности управления, которым надо обязательно научиться.
Общие положения
Экзамен комплексный, проверяются практические способы и приемы вождения, безопасная эксплуатации техники, знание ПДД. В комиссию по приему экзаменов обязательно включается сотрудник Гостехнадзора.
Практический экзамен принимается на вездеходе той категории, на право управления которой надо получить права, то есть нужен снегоход. Самоходная техника, предоставляется, как правило, учреждениями осуществляющими обучение. Можно доставить собственный снегоход. Но его надо предварительно оборудовать зеркалом заднего вида и установить знак «Учебное ТС».
Практика
Условия сдачи экзамена по вождению определяется в зависимости от того, какая категория нужна. При получении удостоверения А1 проверяется умение правильно и быстро выполнять маневры:
- после остановки на подъеме быстро начать повторное движение;
- разворот по небольшой дуге при 1-но разовом включении передачи;
- въезд задним ходом в бокс;
- управление снегоходом с подключенном прицепом;
- торможение при экстренной остановке, в том числе на высокой скорости.
Затем выполняется выезд на специальный маршрут. Какие условия проезда будут выбраны, это тоже зависит от вида самоходной техники. Они должны совпадать с реальными условиями работы вездеходов. Проверяется также способность водителя выполнять ПДД.
Сдавать экзамен надо с первого раза, иначе повторно к сдаче допустят не ранее 7 дней. Не повезет и на второй раз, тогда придется снова отправляться на учебу, за которую надо будет снова платить.
Теория
Теоретический экзамен принимается по специальным билетам, разработанным в Министерстве сельского хозяйства. Если нужна категория А1, тогда на экзамене проверяется знание:
- основ управления вездеходами;
- конструктивных особенностей самоходной техники;
- правил техники безопасности;
- действующих экологических норм при выполнении работ;
- ПДД;
- ответственность за нарушение ПДД;
- методов оказания медицинской помощи.
Сданные теоретические экзамены действительны три месяца.
В некоторых автошколах, выпускные экзамены засчитываются как экзамены пройденные в Гостехнадзоре. Тогда повторно экзамены сдавать не надо, можно сразу получить удостоверение. Но сначала необходимо оплатить госпошлину.
После обучения разрешено самостоятельно идти получать удостоверение.
Вот перечень документов, какие нужны для технадзора:
- заключение врачебной комиссии (справка);
- удостоверение личности (паспорт, приписное свидетельство);
- свидетельство о прохождении обучения;
- выписка из экзаменационной ведомости.
После сдачи экзаменов в технадзоре обязательно спросят: какие права на снегоход нужны? Могут предложить в виде бумажного документа, стоимостью примерно 500 руб. За удостоверение в пластиковой карточке надо заплатить намного дороже, иногда и 2000 рублей. Удостоверение считается действующим в течение 10 лет.
Найти в продаже книгу с экзаменационными билетами на категорию АI «тракториста-машиниста» очень непросто, но оно и не нужно. Все они в изрядном количестве есть в интернете, и найти их не составит труда. Сами вопросы довольно простые, многие из них посвящены вопросам эксплуатации и ремонта. Даже если вы никогда не полезете в дорогущий импортный снегоход, все равно придется подучить «будни механика». Как ни крути, квадроцикл – брат трактора, и требования в Гостехнадзоре схожие. Хотя, конечно, к будущим водителям квадроциклов и снегоходов инспекторы относятся более лояльно, нежели инспекторы ГИБДД на автомобильных экзаменах. Да, кстати, очень важно – если на момент сдачи экзамена в гостехнадзоре у вас нет автомобильных «прав», то вам придется сдавать и экзамен по ПДД! Если водительское удостоверение из ГИБДД уже есть, то придется сдавать только «тракторные» билеты.
За выдачу водительских прав национального образца, удостоверения тракториста-машиниста, временного удостоверения на право управления самоходными машинами, а также взамен утраченного или непригодного, в 2018 году взимается государственный сбор в сумме 500 рублей.
- Страхование механизма и получение полиса ОСАГО, если это нужно. Не требуется для техники с конструктивной скоростью равной или менее 20 километров в час.
- Поездка в отдел Гостехнадзора для получения заявления и реквизитов на оплату.
- Сбор необходимых документов и оплата пошлины.
- Обращение в отдел Гостехнадзора с перечнем необходимых бумаг.
- Принятие документов на регистрацию.
- Получение регистрационных документов:
- регистрационный знак государственного образца;
- ПТС с отметкой о регистрации;
- свидетельство о регистрации.
- Экзамен заключается в сдаче теоретической и практической части.
- Практика сдается на обособленном автодроме и в городской обстановке, когда обязательным требованием является владение навыками профессионального вождения.
- Утверждение экзаменационных билетов осуществляется министерством сельского хозяйства России. При одобрении они могут использоваться.
- При самостоятельной подготовке можете опираться на билеты, которые были актуальны ранее.
- Если вы провалите экзамен, повторно можно его пересдать через неделю.
- Водителю дается 3 попытки для сдачи экзаменов. Если лицо не справилось с заданиями 3 раза, то его будет направлено на дополнительный курс обучения.
- заявление установленного образца;
- паспорт самоходного механизма, где указан собственник;
- договор купли-продажи и акт приема-передачи с указанием номеров;
- сертификат соответствия;
- транзитный государственный регистрационный знак, если он имеется;
- удостоверение личности собственника.
Нужна ли регистрация снегохода
Приобретая снегоход, потенциальный хозяин должен осознавать, что покупает самоходную технику, требующую к себе особого внимания и ответственности. Мотоспецтехника с объёмом двигателя более 50 см3, неукоснительно должна быть поставлена на учёт в региональное подразделение Гостехнадзора. При этом, если ТС развивает скорость движения свыше 20 км/ч, то владельцу следует заняться обязательным в данной ситуации оформлением полиса ОСАГО.
Довольно часто люди, купившие снегоход для нечастых выездов в деревню либо в малолюдное место, не считают нужным тратить время и деньги на его регистрацию.
Эта позиция неверная и может принести проблемы счастливому обладателю мотовнедорожника:
- Угон незарегистрированного снегохода. Такое ТС легко угнать и сложно найти, потому что оно не имеет персонального номера и не внесено в единую базу данных. Преступники любят угонять такую технику, ведь её можно впоследствии поставить на учёт и продать дороже незарегистрированной.
- Штраф. Эксплуатация незарегистрированной машины может принести её владельцу наказание в виде серьёзного штрафа либо лишения прав управлять любым ТС сроком на 1 год.
- Договор купли-продажи. Проводящие рейды сотрудники ГИБДД и Гостехнадзора скрупулёзно проверяют бумаги на технику. Чтобы ездить на нелегальном ТС, владельцу придётся всегда возить договор с собой и каждый раз доказывать, что мотосани приобретены недавно и просто перегоняются из одного пункта в другой.
- Продажа снегохода. Реализация любых незарегистрированных транспортных средств в России запрещена. В дальнейшем, если хозяин ТС захочет его продать, ему придётся сначала его зарегистрировать, при этом заплатить штраф за несвоевременную постановку на учёт. К тому же, если владелец продаёт незарегистрированный снегоход, машина существенно теряет в цене, а новый владелец приобретает хлопоты, объясняя в госорганах факт приобретения нелегального мотовездехода.
- Авария. Нередки случаи, когда, завидев стражей порядка на дорожных и внедорожных просторах, граждане на своих снегоходах пытаются обратиться к бегству. Погоня может иметь плачевные последствия как для водителя, так и для техники. Управлять зарегистрированным ТС гораздо спокойнее и безопаснее.
Что предстоит изучить при подготовке к экзамену
В целом, экзаменационное испытание похоже на аналогичную процедуру в ГИБДД, но есть и различия:
- экзамен делится на две части: теоретическая и практическая;
- теорию предстоит сдавать по билетам, которые утверждало министерство сельского хозяйства РФ;
- если не получилось сдать экзамен сразу же, в следующий раз можно будет сделать это через семь дней. А если и третья попытка ни к чему не привела, предстоит пройти дополнительное обучение;
- практика тоже делится на две части: сначала автодром, а потом город.
На автодроме предстоит (п.13 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами»):
- стартовать с места на эстакаде;
- заезжать в гараж задним ходом с ориентировкой по зеркалам;
- разворачиваться в условиях ограниченного пространства;
- экстренно останавливаться и тормозить на разной скорости;
- агрегатировать прицепную машину.
В городе проверяются:
- ПДД;
- навык вождения в разных сложных дорожных ситуациях;
- как водитель соблюдает правила эксплуатации ТС.
В целом, сдача экзамена на права в Гостехнадзоре проходит гораздо легче, чем в ГИБДД, и практически все претенденты с первого раза получают удостоверение. Это объясняется меньшей степенью опасности и ответственности при вождении указанных видов транспортных средств.
Рекомендуется действовать следующим образом:
- После прохождения обучения и успешной сдачи экзаменационного испытания нужно собрать дополнительную документацию. Список нужных бумаг можно уточнить в Гостехнадзоре.
- Оплатить госпошлину. Это можно сделать в любом банковском отделении, терминале или банкомате, а также при помощи разнообразных онлайн-систем и электронных кошельков.
- Когда документы собраны, следует обратиться к сотруднику учреждения и записаться к нему на приём. Это можно сделать, как посетив учреждение лично, так и позвонив по телефону.
- В назначенный срок сотрудник получит все документы и займётся их проверкой для последующего оформления прав.
- Если во время проверки не выявились какие-либо нарушения и всё в порядке, примерно через полчаса водитель получит права.
Получая знания в учебном комбинате при Гостехнадзоре, будущий водитель учится управлять снегоходом. Также он будет изучать его техническое устройство и правила безопасного использования. Кроме того, понадобится познакомиться с правилами движения на дороге.
Всё это можно изучить и самостоятельно, однако рекомендуется пройти обучение в профильном заведении — тогда риск оставить без внимания какую-то важную область знаний стремится к нулю.
Экзаменационную комиссию на выдачу УТМ возглавляет инженер-инспектор Гостехнадзора с профильной подготовкой.
К специалисту применяются определённые требования:
- возраст – старше 23 лет;
- наличие УТМ той категории, по которой принимается экзамен;
- профильное высшее либо среднее техническое образование.
В случае некачественного предоставления услуги инспекцией Гостехнадзора: отказ в приёме документов, нарушение сроков, требование дополнительных документов либо оплаты, некорректном поведении сотрудников, кандидат имеет право обратиться с претензией в вышестоящие инстанции и в суд.
Жалобу можно доставить лично, разместить в специальном разделе портала Госуслуги либо направить по почте. Обращение рассматривается госорганами в течение 30 дней после его регистрации.
Постановка на учёт и техосмотр снегохода
Снегоходы, имеющие рабочий объем двигателя более 50 см3, либо мощность электродвигателя — более 4 кВт, надлежит ставить на госучёт не позднее 10 дней после их приобретения.
Для этого владельцу ТС либо доверенному лицу, действующему от его имени, необходимо явиться в территориальный орган Гостехнадзора со следующими бумагами:
- паспорт владельца ТС;
- ПСМ (паспорт самоходной машины);
- квитанция об уплаченной госпошлине;
- заявление о регистрации ТС по образцу;
- сертификат соответствия качества на технику;
- полис ОСАГО (для моделей, развивающих скорость более 20 км/ч);
- договор на покупку техники (с датой подписания не позднее 10 суток до обращения);
- свидетельство о регистрации (в случае, если ТС уже состояло на госучёте).
Собственнику надлежит предоставить снегоход на смотровую площадку ведомства. Если мотосредство в исправном состоянии и не числится в угоне, хозяин обращается за выдачей свидетельства и госномеров. Номерные агрегаты — тип №3 крепятся на ТС согласно ГОСТу сзади таким образом, чтобы их просмотр не загораживал другие части снегохода.
Общая стоимость процедуры по постановке самоходной техники на госучёт составляет 2 350 рублей. Сюда входит выдача госзнаков – 1 500 рублей, оформление свидетельства ТС – 500 рублей, отметка о регистрации в ПСМ – 350 рублей. Кроме этого, по итогам госрегистрации собственник ТС получает талон о пройденном ТО, пошлина на который составляет 400 рублей.
В дальнейшем, собственник обязан проводить ТО своего снегохода 1 раз в год по правилам, регламентированным Постановлением от 13.11.2013 № 1013 «О техническом осмотре самоходных машин». В связи с этим ему ежегодно следует оплачивать госпошлину и подавать заявление в местные подразделения Гостехнадзора на осуществление осмотра.
Техосмотр может быть проведён по месту пребывания транспортного средства. По закону, инспектор Гостехнадзора не имеет права отказать в выездном техосмотре. Нужно только вместе с ним утвердить дату и время проведения процедуры.
Штраф за управление снегоходом без прав – всегда ли он неизбежен
Наказания, которым могут быть подвержены владельцы самоходной спецтехники при неправильной её эксплуатации, идентичны тем, которые используются при нарушениях ПДД автомобилистами:
- Эксплуатация мотовнедорожника без прав. Правонарушение влечёт за собой наложение на владельца денежного взыскания в размере 2 500 рублей. Наличие в этот момент у водителя прав другой категории не избавляет его от наказания. Мототехнику могут отправить на штрафстоянку, откуда владелец может забрать её только по предъявлении УТМ с категорией А1.
- Отсутствие регистрации ТС. Нарушение правил государственной регистрации накладывает на водителя административную ответственность на основании ч.1 ст. 19.22 КоАП РФ. С хозяина нелегального внедорожного мотосредства взыскивается штраф в размере 1 500 – 2 000 рублей. Для должностных лиц сумма взыскания выше, и составляет 2 000 – 3 5000 рублей, для юрлиц – от 5 000 до 10 000 рублей.
- Езда на снегоходе без госзнаков. Это правонарушение касается тех машин, которые должны проходить госрегистрацию. Даже если ТС стоит на госучёте, но эксплуатация его осуществляется без регистрационных знаков, водителя наказывают штрафным взысканием в сумме от 500 до 5 000 рублей, либо лишением права управлять любой техникой на срок от 1 до 3 месяцев.
- Отсутствие талона техосмотра. Если техника не проходит ежегодное ТО, владельца наказывают денежным штрафом в размере 800 рублей. Повторное нарушение влечёт изъятие прав на срок от 1 до 3 месяцев. Инспектор Гостехнадзора вправе изымать УТМ у правонарушителя согласно ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ.
- Езда в нетрезвом состоянии. Водитель, севший пьяным за руль своего снегохода, заплатит в бюджет государства 30 000 рублей. Кроме этого, его лишат прав на вождение всех видов транспорта на срок от 1,5 до 2 лет. При этом, его техника помещается на спецстоянку.
На особом контроле у инспектирующих госорганов стоит запрет на эксплуатацию снегоходов во время охоты. За это правонарушение водителя ожидает денежное взыскание и уголовная ответственность по ст. 258 УК РФ.
Охота на мотосанях разрешена исключительно при проведении мероприятий, сдерживающих количественный рост определённых хищников. Для этого выдаётся особое разрешение с указанием всех опознавательных параметров снегохода.
Особенности обучения для получения прав на снегоход
Вождение самоходной техники требует от водителя особых знаний и умений, приходящих во время обучения. Пройти обучающий курс можно в учебных заведениях, лицензированных на проведение подобной деятельности. Подготовка студентов ведётся по специальным программам профобразования либо дополнительного профобразования.
Обучающий курс занимает в учебном центре 3 — 4 недели. Этого времени студентам достаточно для прослушивания лекций теоретического курса, включающего основы ПДД и правила эксплуатации снегохода. Обучающийся обязан знать нюансы устройства самоходной машины и перечень её неисправностей. Любая поломка либо авария, произошедшая вдали от населённого пункта либо при отсутствии связи, не должна стать для него в будущем серьёзной проблемой.
Пройдя внутреннее тестирование в учебном заведении, кандидат обязан подтвердить свои знания и сдать полноценный экзамен в Гостехнадзоре для получения УТМ с подкатегорией А1. Экзаменационное испытание содержит теоретическую и практическую части.
Стоимость обучения управлению снегоходом зависит от специальной подготовки конкретного кандидата.
В обучающих центрах предусмотрены различные варианты учебного процесса и его оплаты:
- Полный курс — теория и практика. Разброс цен за такой курс обширный. Можно найти комплексную программу за 7 000 – 10 000 рублей, которая включает в себя полный теоретический курс и 10 практических уроков с инструктором. Есть учебные центры, предлагающие пройти за эту сумму только теорию, а практику по вождению ТС оценивают в 700 рублей за занятие.
- Теоретический курс. Кандидат, отлично управляющий техникой, может обойтись без практических занятий, но обязан изучить техническое устройство самоходных машин и ПДД. Цена за курс обучения формируется в зависимости от региона и варьируется от 5 000 до 7 000 рублей. Длительность курса в среднем составляет 2 – 4 недели.
- Дистанционное обучение. Этот пакет касается бывалых водителей, имеющих ВУ. Автошкола освобождает таких слушателей от постоянного посещения уроков. Подготовка к экзамену у них происходит по онлайн-тестам. Стоимость курса также имеет различные расценки и зависит от наличия прав той или иной категории.
В среднем, дистанционное обучение может обойтись в 5 000 – 9 000 рублей. Не стоит путать такой вид обучения с самостоятельным изучением основ управления самоходной техникой, запрещённым в России с 2015 года.
До процедуры получения УТМ, кандидату следует уплатить госпошлину в бюджет регионального ведомства Гостехнадзора. За получение прав на бумажном носителе госпошлина составит 500 рублей, на пластике – 2 000 рублей.
Студент может сэкономить на аренде снегохода у автошколы, пройдя практические уроки и сдав экзамен на своём ТС. Для этого самоходную технику необходимо оборудовать зеркалом заднего вида и знаком учебной машины.
Начинать обучение может любой человек, достигший 16-ти летнего возраста, и прошедший в установленном порядке медицинскую комиссию, которая подтвердит годность к управлению транспортным средством выбранной категории (обязательно должно быть упоминание про самоходные машины). Выданная комиссией справка хранится у водителя в течении всего срока ее действия, и может быть использована для получения водительского удостоверения любой категории.
Теория
Если кандидат уверен, что сможет сдать экзамен без практических уроков, то допускается прохождение в автошколе только теории. Однако, целесообразно взять хотя бы одно занятие по вождению для понимания того, какие умения и навыки будут демонстрироваться на экзамене в Гостехнадзоре.
К теоретической ступени студенты готовятся по билетам, утверждённым Министерством сельского хозяйства РФ.
Этот этап экзамена представляет собой тест на:
- знание основ ПДД;
- понимание технического устройства снегохода;
- знание правил безопасной эксплуатации ТС и способов оказания первой помощи при авариях.
Тем кандидатам, кто исправно посещает лекции и учит билеты, сдать тестирование не составляет большого труда. Приобрести экзаменационные билеты сложно, но они есть в открытом доступе в интернете. Успешная сдача теории даёт допуск к практической части экзамена, который действует на протяжении трёх месяцев. Если в этот период кандидат не проходит практическое испытание, то ему надлежит сдавать тестирование вторично.
Практика
Практическая часть испытания имеет две ступени: вождение снегохода на территории автодрома и на городских дорогах. Первая часть не сложная.
Она представляет собой демонстрацию умений кандидата выполнять элементарные упражнения на мототехнике в искусственных условиях закрытой площадке:
- Заезд в бокс задним ходом, ориентируясь по зеркалам.
- Управление снегоходом с прицепом.
- Разворот в ограниченном пространстве.
- Выполнение экстренного торможения и остановки за 15 см до стоп-линии во время движения на разных скоростях.
- Въезд на эстакаду.
Вторая часть практики выполняется на городских дорогах с соблюдением всех ПДД РФ и норм безопасной эксплуатации ТС. Экзаменатор оценивает умение кандидата маневрировать на самоходной машине в потоке движения, а также контролировать обстановку на дороге и безошибочно на неё реагировать.
При этом, при последующей пересдаче экзамена слушателю надлежит предъявить справку из учебного заведения о вторичном прослушивании обучающего курса. Порядок прохождения экзамена в органах Гостехнадзора отражён в пунктах 20 и 21 постановлении Правительства РФ от 12.07.1999 №796.