Содержание
Базовый тариф
В самом начале формулы ставится базовый тариф, который затем умножается на все коэффициенты. Он строго прописан в законах и страховые компании не могут его менять. Свой тариф присваивается каждому виду транспорта – легковым и грузовым машинам, троллейбусам, автобусам и так далее.
Также на размер базового тарифа влияет цель использования автомобиля. Он повышается для транспорта, принадлежащего юридическому лицу, и становится еще выше, если машина применяется в качестве такси.
Кто устанавливает
Расчет стоимости полиса происходит на основании таких законодательных актов, как:
- закон «Об ОСАГО», который утверждает правила расчета и устанавливает, какие именно коэффициенты могут применяться (статья 9);
- Указание Банка России №3384-У. Документ устанавливает базовые ставки, применяемые при расчете и значения различных коэффициентов для конкретного собственника автомобиля.
Как применяется
П – это цена автогражданки, получаемая в результате расчета;ТБ – основной тариф. В настоящее время Центробанком установлены размеры минимального и максимального тарифа.
Страховая компания, по своему усмотрению может воспользоваться любым значением из представленного коридора. Большинство компаний, имеющий наивысший рейтинг надежности А используют минимальные ставки.
КТ – коэффициент, зависящий от места регистрации собственника и рассматриваемый в этой статье. Значение коэффициента установлено законодательно и будет рассмотрено далее;
КС – коэффициент, отражающий периоды использования транспортного средства. Применяется при оформлении страховки с ограниченным сроком эксплуатации, например, для водителей, использующих автомобили только в осенне-летний период;
КН отражает наличие нарушений собственника существенных условий страхового договора.
Коэффициент принимает значение равное 1, если нарушений нет и 1,5 – если есть нарушения, установленные пунктом 3 статьи 9 закона «Об ОСАГО».
К таким нарушениям относятся:
- предоставление ложных сведений при приобретении автогражданки;
- допуск к управлению водителей, не указанных в страховом договоре;
- самовольное оставление места ДТП и так далее;
Таким образом, каждый коэффициент может:
- увеличивать стоимость автогражданки (коэффициент более 1);
- уменьшать цену полиса (коэффициент менее 1);
- оставлять стоимость страховки неизменной (значение коэффициента равно 1).
Класс водителя
КБМ присваивается водителю за безаварийную езду. Он хранится в специальной базе, поэтому остается даже при смене страховой компании. Каждый год, прошедший без ДТП, водителю дается 5% скидки от стоимости страхования. Максимальный размер дисконта – 50%.
Если же произошла авария по вине застрахованного лица, то класс снижается. Минимальная категория «М» не только не дает скидки, но и устанавливает коэффициент 2,45. Это существенно повышает стоимость страхования.
Чтобы рассчитать ОСАГО по коэффициентам, необходимо учитывать возраст и опыт водителя. Если машиной будет управлять лицо до 22 лет или со стажем менее 3 лет, то страховая премия будет умножена на 1,8.
Для водителей с большим опытом и возрастом коэффициент составляет 1.
Таблица коэффициентов территории ОСАГО
Территория РФ | Значение коэффициента для транспортных средств, не относящихся к категориям трактора и самоходные машины |
Адыгея | 1,3 |
Горно-Алтайск | 1,3 |
Иные города Алтайской республики | 0,7 |
Благовещенск | 1,2 |
Уфа | 1,8 |
Улан-Удэ | 1,3 |
Прочие города на территории республики Бурятия | 0,6 |
Махачкала, Дербент, Каспийск | 0,7 |
Иные города Дагестана | 0,6 |
Малгобек | 0,8 |
Остальная Ингушетия | 0,6 |
Нальчик | 1 |
Кабардино-Балкария | 0,7 |
Элиста | 1,3 |
Калмыкия | 0,6 |
Карачаево-Черкессия | 1 |
Карелия (исключая Петрозаводск) | 0,8 |
Петрозаводск | 1,3 |
Сыктывкар | 1,6 |
Ухта | 1,3 |
Прочие города в Коми | 1 |
Крым | 0,6 |
Йошкар-Ола | 1,4 |
Волжск | 1 |
Остальная часть Марий-Эл | 0,7 |
Саранск | 1,5 |
Рузаевка | 1,2 |
Остальные населенные пункты Мордовии | 0,8 |
Якутск | 1,2 |
Республика Саха | 0,6 |
Северная Осетия за исключением Владикавказа | 0,8 |
Владикавказ | 1 |
Казань | 2 |
Альметьевск (Зеленодольск, Нижнекамск) | 1,3 |
Набережные Челны | 1,7 |
Бугульма (Лениногорск, Чистополь) | 1 |
Оставшаяся часть республики Татарстан | 1,1 |
Тыва | 0,6 |
Ижевск | 1,6 |
Удмуртия | 0,8 |
Абакан | 1 |
Остальные города Хакассии | 0,6 |
Чечня | 0,6 |
Чебоксары | 1,6 |
Новочебоксарск | 1,2 |
Чувашская республика | 0,8 |
Барнаул | 1,7 |
Бийск | 1,2 |
Новоалтайск (Рубцовск, Заринск) | 1,1 |
Прочие города Алтайского края | 0,7 |
Чита | 0,7 |
Забайкальский край | 0,6 |
Петропавловск-Камчатский | 1,3 |
Камчатский край | 1 |
Краснодар, Новороссийск | 1,8 |
Геленджик, Анапа | 1,3 |
Туапсе, Сочи | 1,2 |
Прочие населенные пункты, относящиеся к Краснодарскому краю | 1 |
Норильск, Железногорск | 1,3 |
Зеленогорск, Ачинск | 1,1 |
Красноярск | 1,8 |
Минусинск | 1 |
Красноярский край | 0,9 |
Пермь | 2 |
Краснокамск (Березники) | 1,3 |
Соликамск | 1,2 |
Чайковский, Лисьва | 1 |
Иные населенные пункты Пермского края | 1,1 |
Владивосток | 1,4 |
Уссурийск, Находка | 1 |
Приморский край | 0,7 |
Кисловодск, Ставрополь | 1,2 |
Минеральные воды, Ессентуки, Пятигорск | 1 |
Оставшаяся часть Ставропольского края | 0,7 |
Хабаровск | 1,7 |
Комсомольск-на-Амуре | 1,3 |
Амурск | 1 |
Хабаровский край | 0,8 |
Благовещенск | 1,6 |
Белгородск, Свободный | 1,1 |
Прочая Амурская область | 1 |
Архангельск | 1,8 |
Северодвинск | 1,7 |
Котлас | 1,6 |
Архангельская область | 0,85 |
Астрахань | 1,4 |
Астраханская область | 0,8 |
Белгород | 1,3 |
Старый Оскол, Губкин | 1 |
Белгородская область | 0,8 |
Брянск | 1,5 |
Клинцы | 1 |
Брянская область | 0,7 |
Владимир | 1,6 |
Муром | 1,2 |
Гусь Хрустальный | 1,1 |
Владимирская область | 1 |
Волгоград | 1,3 |
Волжский | 1,1 |
Камышин, Михайловка | 1 |
Волгоградская область | 0,7 |
Череповец | 1,8 |
Вологда | 1,7 |
Вологодская область | 0,9 |
Воронеж | 1,5 |
Лиски, Россошь, Борисоглебск | 1,1 |
Воронежская область | 0,8 |
Иваново | 1,8 |
Кинешма | 1,1 |
Шуя | 1 |
Ивановская область | 0,9 |
Иркутск | 1,7 |
Шелехов | 1,3 |
Ангарск | 1,2 |
Братск, Тулун, Усть-Илимск | 1 |
Иркутская область | 0,8 |
Калининград | 1,1 |
Калининградская область | 0,8 |
Калуга | 1,2 |
Обнинск | 1,3 |
Калужская область | 0,9 |
Кемерово | 1,9 |
Новокузнецк | 1,8 |
Белово, Осинники, Прокопьевск | 1,3 |
Кисилевск, Юрга | 1,2 |
Кемеровская область | 1,1 |
Киров | 1,4 |
Кировская область | 0,8 |
Кострома | 1,3 |
Костромская область | 0,7 |
Курган | 1,4 |
Шадринск | 1,1 |
Курганская область | 0,6 |
Курск | 1,2 |
Железногорск | 1,1 |
Курская область | 0,7 |
Ленинградская область | 1,3 |
Санкт – Петербург | 1,8 |
Липецк | 1,5 |
Елец | 1 |
Липецкая область | 0,8 |
Магадан | 0,7 |
Магаданская область | 0,6 |
Московская область | 1,7 |
Москва | 2 |
Мурманск | 2,1 |
Североморск | 1,6 |
Мончегорск, Апатиты | 1,3 |
Мурманская область | 1,2 |
Нижний Новгород | 1,8 |
Дзержинск, Бор | 1,3 |
Арзамас, Саров | 1,1 |
Нижегородская область | 1 |
Великий Новгород | 1,3 |
Боровичи | 1 |
Новгородская область | 0,9 |
Новосибирск | 1,7 |
Куйбышев | 1 |
Бердск | 1,3 |
Искитим | 1,2 |
Новосибирская область | 0,9 |
Омск | 1,6 |
Омская область | 0,9 |
Оренбург | 1,7 |
Орск | 1,1 |
Оренбургская область | 0,8 |
Орел | 1,2 |
Ливны | 1 |
Орловская область | 0,7 |
Пенза | 1,4 |
Заречный | 1,2 |
Кузнецк | 1 |
Пензенская область | 0,7 |
Псков | 1,2 |
Великие Луки | 1 |
Псковская область | 0,7 |
Ростов-на-Дону | 1,8 |
Шахты | 1,1 |
Азов | 1,2 |
Батайск | 1,3 |
Таганрог, Волгодонск, Новочеркасск | 1 |
Ростовская область | 0,8 |
Рязань | 1,4 |
Рязанская область | 0,9 |
Самара | 1,6 |
Тольятти | 1,5 |
Чапаевск | 1,2 |
Сызрань, Новокуйбышевск | 1,1 |
Самарская область | 0,9 |
Саратов | 1,6 |
Энгельск | 1,2 |
Вольск | 1 |
Саратовская область | 0,7 |
Южно-Сахалинск | 1,5 |
Сахалинская область | 0,9 |
Екатеринбург | 1,8 |
Новоуральск, Первоуральск | 1,3 |
Полевской | 1,2 |
Свердловская область | 1 |
Смоленск | 1,2 |
Вязьма, Ярцево | 1 |
Смоленская область | 0,7 |
Тамбов | 1,2 |
Мичуринск | 1 |
Тамбовская область | 0,8 |
Тверь | 1,5 |
Вышний Волочок, Ржев, Кимры | 1 |
Тверская область | 0,8 |
Томск | 1,6 |
Северск | 1,2 |
Томская область | 0,9 |
Тула | 1,5 |
Щекино, Узловая | 1,2 |
Ефремов, Новомосковск | 1 |
Тульская область | 0,9 |
Тюмень | 2 |
Тобольск | 1,3 |
Тюменская область | 1,1 |
Ульяновск | 1,5 |
Дмитровоград | 1,2 |
Ульяновская область | 0,9 |
Челябинск | 2,1 |
Магнитогорск | 1,8 |
Копейск | 1,6 |
Миасс, Златоуст | 1,4 |
Чебаркуль | 1,2 |
Челябинская область | 1 |
Ярославль | 1,5 |
Ярославская область | 0,9 |
Еврейская автономная область | 0,6 |
Сургут | 2 |
Ханты-Мансийск | 1,5 |
Нижневартовск | 1,8 |
Нефтеюганск | 1,3 |
Когалым | 1 |
Иные города округа | 1,1 |
Чукотский АО | 0,6 |
Ноябрьск | 1,7 |
Новый Уренгой | 1 |
Ямало-Ненецкий АО | 1,1 |
Байконур | 0,6 |
Коэффициент территории устанавливается на законодательном уровне и является обязательным при расчете стоимости автогражданки.
Минимальный размер коэффициента (0,6) предназначен для маленьких городов с небольшим количеством населения и автотранспортных средств.
Максимальный показатель коэффициента (2,1) определен для больших городов с высоким уровнем дорожных происшествий.
Коэффициент нарушений
В этом показателе учитывается то, сколько раз водитель нарушил ПДД. КН – один из самых лояльных показателей. Чтобы его снизить, нужно просто не нарушать правила дорожного движения: и деньги сэкономите, и вреда никому не принесете.
К грубым нарушениям ПДД относится:
- действия, совершенные умышленно (создание аварийной ситуации, нанесение вреда жизни и здоровью какому-либо лицу);
- нахождение за рулем в нетрезвом виде;
- езда без водительских прав (пример, лишение водительских прав, полное их отсутствие);
- во время оформления полиса предоставление ложной информации с целью уменьшения его стоимости.
Если за прошлый страховой период было допущено хотя бы одно нарушение, то значение сразу взлетает до 1.5. Если же нарушений не было, то он рванется единице.
Этот показатель зависит от места регистрации как автовладельца, так и его автомобиля. Так, при регистрации авто в крупном мегаполисе или небольшом поселке, величина показателя может отличаться в разы. К примеру, если зарегистрировать машину в самой Рязани, значение будет равняться 1,4, а вот при регистрации железного коня в Рязанской области, этот показатель снизится до 0,9. Следует также учесть, что зарегистрировав автомобиль в области, никто не запрещает каждый день колесить не только по краю, но и по городу.
Этот показатель напрямую зависит от водительского стажа и от количества ДТП, совершенных за прошлый страховой период. Так, при первом оформлении полиса ОСАГО каждому водителю присваивается коэффициент равный единице (в данном значении КМБ никак не влияето на стоимость страховки). На следующий год страховщик смотрит, если водитель ездил аккуратно и в ДТП не попадал, его водительский класс повышается до 4-го, а КМБ снижается до значения равного 0,95 (минимум по данному показателю равен 0,5). Если же были зафиксированы страховые случаи, когда водитель обращался в страховую за выплатой компенсации, то его класс понизится, а коэффициент повысится (максимальная планка по КБМ равна 2.45). Но зачем переплачивать, если можно ездить аккуратно и каждый год экономить приличную сумму денег?
Cтраховой коэффициент ОСАГО, отражающий стаж за рулем и возраст водителя. Чем моложе водитель и меньше его стаж вождения, тем дороже обойдется полис ОСАГО. К примеру, если возраст водителя до 22-х, а стаж его вождения меньше 3-х лет, то показатель будет самым высоким 1,8. Коэффициент будет снижаться с учетом повышения этих двух факторов: самый низкий будет равняться единице.
Повышающий коэффициент ОСАГО, учитывающий, сколько лиц допущено к управлению машиной. Если установлено неограниченное количество, то риски очень высоки и тогда устанавливается максимальное значение 1,8. Если же управлять машиной могут только определенные люди, то тогда это значение равняется единице. Поэтому без особой надобности не нужно вписывать в полис неограниченное число лиц, допускаемых за руль вашего авто.
Понижающие коэффициенты ОСАГО. Данный показатель отражает тот период, в котором вы планируете активно водить автомобиль. Зависимость здесь установлена нелинейная. К примеру, если вы планируете водить авто только полгода, то заплатить вам придется не 50% по этому коэффициенту, а 0,7. Сэкономить по этому показателю можно в том случае, если вы точно знаете, что вам в текущем году на длительный период времени машина точно не понадобиться (длительная командировка или поездка за рубеж и т.д.)
Важно отметить, что данный коэффициент используют только у двух случаях:
- если иностранный гражданин временно использует авто на территории России;
- автовладелец следует к месту регистрации авто (учитывается время следования).
В данном случае, чем более маленький период указывается, тем меньше будет коэффициент. Так, при сроке эксплуатации до 15-ти дней, коэффициент будет установлен в значении 0,2. При эксплуатации авто более 10-ти месяцев, устанавливается максимальное значение равное единице.
Будьте на дорогах аккуратны, и тогда полис ОСАГО вам точно не пригодится!
Размер страховой премии повышается, если водитель умышленно способствовал нарушению ДТП, управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, покинул место ДТП или управлял машиной без полиса. В результате коэффициент становится 1,5.