Содержание
- 1 Документы для проведения экспертизы
- 2 Осмотр машины по закону
- 3 Стоит ли делать
- 4 Что представляет собой независимая экспертиза по ОСАГО
- 5 Кто является независимым оценщиком
- 6 Какие уловки используют страховые компании?
- 7 Правила проведения
- 8 Документы для проведения экспертизы
- 9 Что включает в себя экспертиза?
- 10 Выплаты
- 11 Обращение для проведения экспертизы
Документы для проведения экспертизы
Частью 11 статьи 12 закона об ОСАГО предусмотрено, что только в случае спора между страховщиком и потерпевшем водителем о характере повреждений автомобиля, полученных при ДТП, а также о размере страховой компенсации страховая компания обязана организовать независимую экспертизу.
Под формулировкой «организовать независимую экспертизу» законодатель предусмотрел выдачу автовладельцу направления. Страховщик обязан согласовать с потерпевшим водителем место, дату и время проведения независимой экспертизы. Она должна быть проведена на протяжении 5 рабочих дней с момента предоставления машины на осмотр к страховщику.
Когда водитель после проведения осмотра машины экспертом страховой компании не настаивает на проведении независимой экспертизы, то страховщик может ее не проводить. Помните, что оплачивает независимую экспертизу заказчик. Конечно, потерпевший водитель потом взыщет стоимость экспертизы с виновника ДТП, но сначала оплатит ее собственными средствами.
Поэтому, следует внимательно читать все документы, которые предоставляет страховая компания. Очень часто в акте проведения осмотра или в расчетах суммы причиненного ущерба мелким шрифтом указано, что потерпевший участник ДТП отказывается от проведения независимой экспертизы. Да, и со всеми документы, перед подписью нужно ознакомиться.
Если это условие не будет выполнено, то страховая компания не обязана принимать для определения размера компенсации результат исследования инициированного автовладельцем.
Суть данного вида экспертизы заключается в том, что осмотр ТС после аварии производится независимым лицом, не имеющим отношения ни к страховой компании, ни к потерпевшему.
Его роль выполняют специализированные компании. Чтобы исключить вариант давления на эксперта, важно выбирать его самостоятельно, не ориентируясь на предложения страховщика.
Проведение независимой экспертизы регулируется
- Федеральным законом «Об обязательном страховании…» от 25.02.2002 №40-ФЗ (далее №40-ФЗ).
- «В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.
- Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России…» (п.1-2 ст. 12.1 №40-ФЗ).
- Положением ЦБ РФ «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» от 19.09.2014 №433-П (далее №433-П)
В соответствии с №433-П, установлены следующие правила:
- Роль объекта независимой экспертизы отводится:
- ТС либо останкам ТС потерпевшего.
- Иным ТС, участвовавшим в ДТП.
- Иным объектам, причастным к ДТП, анализ которых нужен для выявления обстоятельств повреждения ТС.
- Основанием для экспертизы являются:
- Документы на автомобиль.
- Справки о ДТП, переданные страховой компании.
- Наличие действующего экспертного соглашения между потерпевшим и независимым экспертом.
- Экспертиза проводится экспертом-техником.
- В случае несогласия потерпевшей стороны с выводами эксперта-техника, проводится повторный анализ иным независимым экспертом-техником на тех же основаниях.
- Во время анализа эксперт вправе запрашивать дополнительную информацию, касающуюся фактов ДТП у потерпевшего, а также привлекать к процедуре других экспертов;
- В обязанности эксперта входит:
- Предупреждение о невозможности проведения анализа, если возникают обстоятельства, препятствующие осмотру.
- Обеспечивать сохранность документации.
- Не разглашать конфиденциальные сведения, полученные в ходе проведения анализа.
- При назначении повторной экспертизы, ее оплата производится инициатором. В этом случае эксперт-техник должен быть уведомлен о проведении первичного анализа, а потерпевший – о месте и времени проведения экспертизы в письменном виде;
- Результатом экспертизы является экспертное заключение, включающее все сведения о страхователе, ТС, повреждениях, необходимости восстановительных работ и их сумме.
- Выводы оформляются в виде ответов, на поставленные вопросы.
- Экспертное заключение подписывается экспертом-техником, выполнявшим процедуру осмотра. В случае если это экспертная организация, документ дополнительно утверждается руководителем.
Если вы попали в ДТП не по своей вине, стоит знать, какие права у вас есть и чего вы можете добиться, прибегнув к независимой экспертизе. Это:
- Компенсирование разницы, если страховщик выплатил недостаточную сумму страховки.
- Возврат средств, потраченных на экспертный анализ.
- При использовании услуг юриста – возмещение затрат.
- Дополнительная компенсация – за счет штрафных санкций против страховой компании.
Если независимая экспертиза заказана страховой компанией, она ее и оплачивает. Если заказчиком выступает страхователь – он сам несет расходы. При этом стоит учитывать, что он вправе требовать компенсации этой суммы со страховой компании.
Стоимость независимой экспертизы не является фиксированной. Она зависит от таких факторов, как:
- Регион, в котором предоставляется услуга.
- Квалификация и опыт эксперта.
- Степень повреждения автомобиля.
- Объем поставленных задач.
Также на стоимость услуги влияет страна изготовителя ТС, дороже всего обходится экспертиза американских автомобилей.
В соответствии с №433-П, проведение экспертизы возможно на основании заключенного договора, где одной из сторон выступает экспертная компания либо эксперт, а другой – страховщик либо потерпевший.
Услуги анализа оплачиваются заказчиком.
Данное соглашение заключается по общим правилам заключения договора на основе ст. 432 ГК РФ.
- «Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
- Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение…» (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Для получения услуг по независимой экспертизе следует предоставить копии:
- Свидетельства о регистрации ТС.
- ПТС.
- Страхового полиса.
- Паспорта заказчика.
Также желательно приложить пакет документов, который был направлен в страховую компанию:
- Извещение об аварии.
- Протокол об административном нарушении.
- Протокол осмотра авто экспертом от страховой компании.
Возникновение автокатастрофы в обязательном порядке фиксируется путем вызова сотрудников милиции и ГАИ. Самим участникам аварии также необходимо воспользоваться личными средствами фото или видеофиксации в случае возникновения спора между страховщиком и страхователем.
Определяется виновник столкновения и потерпевшие автолюбители. Осмотр места происшествия снимается на видеокамеру, в свою очередь, сотрудники госслужб документируют факт наезда.
Дальнейшие злоключения имеют свойство продолжаться. В СК на основании предоставленных документов рассчитывается сумма ущерба, понесенная в результате аварии. Зачастую страховщик виновной стороны искусственно занижает показания технической экспертизы транспортного средства. Делается это с помощью экспертной оценки сотрудника от страховой компании, который представляет ее интересы.
На основании его показаний оформляется «Акт оценки ущерба» по ОСАГО, а впоследствии составляется расчет не возмещение убытка в результате ДТП. В большинстве случаев данный расчет не соответствует реальному урону и не способен полностью его покрыть.
Как избежать подобной ситуации и получить выплату по ОСАГО при ДТП по реальной оценке? Существует два способа:
- Внимательно читайте документы в отделе по урегулированию убытков перед их подписанием. Обычно Акт с заниженной оценкой ущерба после ДТП подписывается «не глядя», но потом следует череда недовольства со стороны заявителя.Поэтому в случае неудовлетворения суммой к выплате, заявитель не подписывает расчетный бланк, требуя пересмотра поломок и перерасчета. Либо подписывает Акт в знак ознакомления с ним, но добавляет следующую запись:— «не согласен (на) с указанной суммой».
- В случае подписания Акта по ущербу при ДТП, но, не считая размер компенсации достаточным, прибегаем к помощи независимого эксперта. Делаем независимую экспертизу и направляем в СК досудебную претензию по ОСАГО.
Основной целью стороннего оценщика является тщательный осмотр поломок, произошедших в машине вследствие столкновения. Скрытые повреждения и настоящий урон авто, не взятый во внимание специалистом от компании, устанавливается при повторном осмотре.
Непредвзятый подход к делу, не представляющий интересы иных организаций, помогает устанавливать истинную причину происшествия. Узнается, получены они в результате наезда или имелись до аварии. Дело в том, что до аварийное состояние транспортного средства не покрывается страховщиком, но вычитается как амортизационный износ. Повторное определение урона может превышать ранее установленный размер в несколько раз судя по конкретной ситуации.
Помимо досконального изучения причины возникновения сколов, трещин, вмятин и т. д. восстанавливается общая картина автомобильной аварии. Действия эксперта направлены не только на внешние повреждения.
Выясняется скорость движения всех транспортных средств, участвующих в стычке, их расположение после ударов и другие аспекты. Поэтому при возникающих спорах о виновности водителей и невиновности пострадавших, экспертное заключение считается как решающий этап дела. При необходимости специалист может объявить действительную стоимость авто и сумму ущерба при ДТП.
Инициатором проведения независимой экспертизы по ОСАГО является потерпевший участник. Он ее заказывает и оплачивает, так как заинтересован в справедливом исходе событий.
Осмотр машины по закону
С 04.07.2016 года действуют изменения, внесенные в Федеральный закон «Об ОСАГО» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ, касающиеся предоставления автомобиля потерпевшего водителя для осмотра страховщику. До внесения этих изменений, в большинстве случаев, автолюбитель после ДТП обратился сразу в независимую экспертизу для расчета размера компенсации ущерба.
Пунктом 11 статьи 12 закона об ОСАГО предусмотрено, что потерпевший при автомобильной аварии водитель не может проводить независимую экспертизу машины до того, как предоставит ее для осмотра в страховую компанию.
Если эта норма будет нарушена и автолюбитель не представит поврежденный автомобиль или то, что от него осталось для осмотра страховщику, то:
- Страховой компании предоставлено право возвращать без рассмотрения заявление о страховой выплате. При этом потерпевший водитель имеет право подать заявление повторно, но транспортное средство всё-таки придется предъявить на осмотр.
- Страховщик не обязан принимать результаты независимой экспертизы для определения размера причиненного материального ущерба, если автовладелец уклонился от своей обязанности предъявить авто на осмотр.
Такие, правила действуют, в том случае, когда была согласована дата осмотра, а потерпевший водитель проигнорировал процедуру осмотра и не предоставил машину.
Каждый независимый экспертный оценщик должен подходить по всем параметрам, утвержденным на уровне законодательных норм и требований к данной профессии.
Требования к страховым и прочим экспертам прописаны в специально созданном законе №135-ФЗ от 29.07.98 г., находящемся и по сей день в действующей редакции.
Основными положениями такого закона являются следующие постулаты:
- Эксперт обязан состоять в специальном совете – быть членом экспертного совета, организации, которая может саморегулироваться (ст. 16.2).
- Эксперты должны следовать своей профессиональной типовой этике (ст. 20.1).
- Каждый эксперт должен иметь соответствующую квалификацию (ст. 21-21.2).
- Деятельность эксперта, его ответственность в обязательном порядке должна быть застрахована (ст. 24.7).
- По итогам проведения оценки эксперт обязан выдать отчет (ст. 12) и акт.
- Права заказчика-водителя, а также и его обязанности по договору с экспертным оценщиком прописаны в ст. 15.1.
- А все требования к договору, заключенному между водителем и оценщиком, указаны в статье закона 10-й.
Акт и отчет по итогам оценки может составлять только такой специалист, у которого есть образование по следующим специализациям:
- эксперт-техник по страхованию ОСАГО;
- экспертиза по техконтролю, диагностированию автомобилей, машин или мототранспортных средств;
- эксперт по проведению расследований ДТП.
Весь закон, конечно же, касается и других направлений в проведении экспертизы, например, при оценке недвижимости. Но он касается также и оценщиков в автомобильной сфере.
Кроме этого законодательного положения эксперты еще могут руководствоваться также и ст. 12.1 закона «Об ОСАГО» №40-ФЗ от 25.04.02 г., в редакции от 03.07.16 г.
К правилам проведения осмотра в таком Приказе относятся следующие:
- полный осмотр автомобиля;
- нахождение настоящих причин, повлекших за собой аварию;
- какие методы и технологии по ремонту авто рекомендованы;
- определение степени трудоемкости восстановительных работ.
- нахождение предварительной стоимости ремонтных работ.
У каждого эксперта должно быть высшее образование, подтверждающее право проводить его оценочную деятельность.
Могут быть подтверждением также и другие, дополнительные документы, так или иначе связанные с деятельностью экспертного оценщика.
Стоит ли делать
Несмотря на изменения в законодательстве в отношении законного непринятия отчетов независимых экспертов страховыми организациями, тем не менее, независимая оценка авто, попавшее в аварию, нужно для иных целей.
Как бы там ни было, но без независимой экспертизы сегодня не обходится практически ни одно решение страховой компании по выплате премий на основании полиса ОСАГО.
Кроме того, если возникнут споры со страховой компанией, которая вообще отказывается платить, то при досудебном урегулировании результаты независимой экспертизы можно приложить к претензии, а потом и к судебному иску, если страховщик будет продолжать отказывать в начислении страховой премии.
Но тогда он должен понимать, что рискует получить страховку в неполном объеме. Заниженную, чем при честной экспертизе. В любом случае, право на независимую экспертизу по ОСАГО имеет любой водитель, любой автовладелец.
После выплаты страховки, в принципе, также можно проводить независимую экспертизу, но тогда машина должна быть предоставлена на осмотр в неотремонтированном виде.
Это значит, что страховку лучше тогда получать в денежном выражении, а машину пока не спешить ремонтировать, если вы сомневаетесь в страховой компании.
Что представляет собой независимая экспертиза по ОСАГО
В отличие от независимой экспертизы, услуга специалиста от страховой компании является бесплатной. Однако когда разбирательства доходят до суда при ДТП по ОСАГО, может назначаться платная трасологическая экспертиза для выяснения истинной причины поломок. В случае оправдания истца все издержки на проведение оценочных работ и других услуг удерживаются с виновной стороны.
Стоимость работы оценщиков как в лице частного предпринимателя, так и юридической организации зависит от трех составляющих:
- Регион РФ.
- Категория ТС.
- Степень урона.
К примеру, весь автотранспорт делится на 4 типа: легковой, грузовой, внедорожники и микроавтобусы. Степень поломок разделяется так: легкая до 60 тыс. руб., средняя до 150 тыс. руб. и тяжелая от 150 тыс. рублей. Каждая организация оценщиков располагает индивидуальными расценками, которые заранее обговариваются.
Завышать настоящий урон для повышения оплаты услуг им не позволяет законодательство. Они ответственны за предоставление достоверных сведений.
-
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»(далее Закон).
-
«Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 N 433-П) (далее Правила НТЭТС).
-
«Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 N 432-П, далее – Единая методика).
Участникам дорожно-транспортных происшествий изучать весь перечисленный выше массив законодательства, не имеет практического смысла. Вместе с тем, отдельные положения законодательства все-таки следует знать и понимать.
В статье 12.1 Закона содержится подробная характеристика понятия «независимая техническая экспертиза транспортного средства» (далее НТЭТС).
НТЭТС является исследованием, которое проводится в рамках договора ОСАГО специальным лицом экспертом — техником, в целях определения причин и обстоятельств повреждения транспортного средства, а также стоимости ремонта, необходимого для восстановления амтс в до аварийное состояние.
Во всем этом необходимо учесть следующие нюансы:
- независимую экспертизу оплачивает заказчик (впоследствии эту плату можно востребовать в общую сумму ущерба, что было законодательно обосновано в июне 2017 года указом Госдумы);
- при независимой экспертизе страховая компания имеет право быть в качестве присутствующей стороны (она предложит для этого своего штатного эксперта-оценщика);
- до проведения всех экспертиз и выдачи заключений по ним автомобиль запрещено ремонтировать даже частично – это позволит страховщику вовсе отказать в выплате компенсации.
Средняя стоимость экспертизы колеблется в диапазоне от 2 до 15 тысяч рублей (в зависимости от региона, включения юридического сопровождения в список услуг и финансовой политики экспертной компании). Это не такая уж и большая сумма в сравнении с ущербом, полученном во время ДТП, так что повторная экспертиза, как минимум, защитит от большой разницы в компенсации и реальной стоимости ремонта автомобиля. Средняя цена в Москве – от 4 тысяч рублей, в других городах – от 2 тысяч рублей.
Более простой вариант – это присутствие независимого эксперта во время экспертизы, проводимой страховой компанией. Многие агентства предоставляют такую услугу, однако стоит учесть, что специалист в этом случае никак не сможет повлиять на результаты. Он лишь вправе представить свое экспертное мнение касательно правдивости составленного отчета. Такая услуга обойдется примерно в 1-4 тысячи рублей и позволит заблаговременно узнать, стоит ли проводить дополнительную экспертизу и на какую примерную доплату в этом случае можно рассчитывать.
К ним будут относить:
- регион РФ;
- компания юридических услуг;
- объем и количество тех повреждений, что получились при столкновении автомобиля с другим участником ДТП;
- наличие или отсутствие дополнительных услуг – например, это может быть, выезд на место эксперта, оценка УТС как вторичная услуга, или помощь правовая.
В среднем по регионам или крупнейшим городам России можно отметить цены независимых экспертов в среднем значении и в диапазоне максимума и минимума тарифов.
Удобнее всего будет изучить цены экспертов при оценке ущерба по ОСАГО в специальной таблице.
Название города или региона | Стоимость услуг экспертов по минимуму | Стоимость услуг экспертов по максимуму |
Москва | 3000-3500 | 12000-15000 |
Московская область | 2500-3000 | 10000-12000 |
Санкт-Петербург | 2500-3000 | 10000-13000 |
Ленинградская область | 2050-2500 | 7000-10000 |
Архангельск | 1500 | 5500 |
Челябинск | 3000 | 12000 |
Пермь | 1500-1800 | 4000-5000 |
Иркутск | 2000 | 9000 |
Новосибирск | 2000-3500 | 14500-15000 |
Тверь | 1200-1000 | 5500-6000 |
Екатеринбург | 3000 | 14000 |
Казань | 1000 | 5500 |
Тюмень | 2500 | 7000-8000 |
Волгоград | 1500-2000 | 6000-7000 |
Псков | 2000 | 12000 |
Владивосток | 3000 | 13000-15000 |
Омск | 1000 | 5000 |
Нальчик | 2500 | 10000 |
Симферополь | 1000-2000 | 6000-10000 |
Краснодар | 2500 | 8000 |
В целом можно сделать вывод, что по крупным административным округам и центрам минимальный размер стоимости услуг фирм, предоставляющих услуги независимых экспертов, составляет около 3000-3500 рублей.
А максимальные показатели по крупным городам – 14000-15000 рублей. Конечно же, на размер будет влиять не только сложность экспертизы, но еще и возможность предоставить клиенту самое обширный пакет услуг.
Потому как по судопроизводству полагается, чтобы все издержки, затраченные на юристов, экспертных оценщиков, оплату госпошлины, судебные издержки и прочие затраты, были погашены ответчиком.
В большинстве случаев, для организации таких работ придерживаются следующего алгоритма:
- заказчик передаёт исполнителю заявку;
- стороны заключают договор на оказание услуги;
- выполняются обязательства по соглашению;
- составляется экспертное заключение, которое подписывается непосредственным исполнителем, его руководителем и заверяется печатью, затем оно прошивается и вручается инициатору под расписку либо отправляется по почте с уведомлением.
В качестве объекта экспертизы может быть представлено:
- ТС пострадавшего или остатки автомобиля;
- иные устройства и предметы, причастные к аварии.
Основанием для выполнения работ являются:
- регистрационные бумаги на машину;
- документы о происшествии, переданные компании потерпевшим;
- справка о ДТП;
- направление на экспертизу (если заключён долгосрочный контракт).
Можно выделить несколько видов оценки:
- первичная — проводится аккредитованным специалистом по заявлению одной из сторон;
- повторная — осуществляется другим экспертом-техником, не задействованным в первой процедуре, если один из участников не согласен с полученными результатами;
- дополнительная, то есть необходимая для изучения обстоятельств, не рассмотренных изначально.
Установление наличия и характера повреждений включает осмотр ТС, по результату которого составляется акт, а также ознакомление с фотоматериалами, видеосъёмкой.
При этом обследование автомобиля состоит из нескольких этапов:
- визуальная идентификация с установлением модели;
- определение индивидуальных признаков;
- оценка внешнего состояния, технических параметров и функциональных характеристик;
- выяснение вида, особенности, объёма и местоположения каждого дефекта (для вывода о рентабельности ремонта либо замены отдельных узлов).
Обычно результаты фиксируются без проведения демонтажа. Вместе с тем при необходимости используют инструментальные и технические средства измерения, диагностическое оборудование и осуществляют разборку объекта исследований. Если осмотр невозможен по объективным причинам, то с письменного разрешения обеих сторон, заключение выдаётся на основании представленных материалов с указанием способа принятия решения.
В отношении заказчика эксперт-техник наделён следующими правами:
- запрашивать необходимую информацию;
- получать разъяснения и дополнительные сведения;
- привлекать других специалистов.
Обязанности независимого оценщика включают:
- своевременное извещение заказчика о возникновении обстоятельств, препятствующих осуществлению процедуры, например, личная заинтересованность в её результатах;
- обеспечение сохранности представленных бумаг и устройств;
- соблюдение правил работы с информацией личного характера.
Нормативными актами зафиксировано право потерпевшего на выбор способа компенсации. Это может быть натуральная форма либо денежный эквивалент. Чтобы вычислить сумму покрытия используют Единую методику, разработанную Банком России.
Она включает способы расчёта затрат в отношении:
- материалов;
- запасных частей;
- восстановительных мероприятий.
Методика включает справочную информацию следующего вида:
- данные о среднегодовых пробегах различных марок автомобилей;
- порядок формирования справочников стоимости запчастей, материалов и нормо-часа восстановительных процедур.
Исследование машины невозможно без профильных знаний. В связи с этим его вправе проводить физическое лицо, прошедшее аттестацию либо организация, в составе которой есть хотя бы один такой сотрудник.
Законом определено, что специалист должен быть компетентен в перечисленных ниже сферах:
- нормативные акты по ОСАГО;
- исследовательская деятельность на транспорте;
- методы, устанавливающие наличие, происхождение, вид дефекта ТС;
- расчёт стоимости ремонта с помощью программно-технических комплексов;
- типы, классификация, особенности конструкции автомобилей, способы их идентификации;
- группы повреждений, полученных в ДТП;
- санитарные нормы;
- правила охраны труда и техники безопасности;
- противопожарная защита.
Ответственность
Кто является независимым оценщиком
Любой экспертный оценщик, который не трудится на благо страховой организации, называется независимым.
И даже, если страховщик перед подписанием договора ОСАГО с клиентом убеждает его, что готов будет предоставить услуги независимого оценщика в случае ДТП, то это неправда.
Вот почему их эксперты (а для страховых организаций это «свои» эксперты) зачастую занижают убытки, причиненные в результате аварии, в результате чего происходит недоплата страховки.
Влияние зависимого эксперта на страховку заключается в следующем:
- Искусственное снижение стоимости деталей, которые необходимо заменить или отремонтировать.
- Исключение из ремонтных работ некоторые виды восстановления деталей.
- «Ошибочное» заключение эксперта о том, что повреждения были уже до аварии на машине.
- Те детали, что не подлежат замене, включает в перечень конструктивов, которые нужно заменить.
- Снижение одного часа работы ремонтной мастерской.
Ни для кого не секрет, что всю процедуру независимые эксперты проведут как надо, без какого-либо искусственного снижения тех или иных параметров.
Ориентируясь на вышеприведенные хитрости можно внимательно изучить отчет после проведения, чтобы понять, стоит ли нанимать независимого специалиста, или страховой агент сделал все правильно.
Независимый эксперт сможет предоставить следующие виды услуг:
- Определение точного объема стоимости поврежденных конструктивов и деталей.
- Установление характера и величины повреждений для определения объема работ для СТО.
- Окончательное выявление виновной стороны.
- Расчет УТС – утраты товарной стоимости автомобиля после аварии.
- Нахождение и выставление оснований для обращения в судебную инстанцию.
На рынке юридических и прочих услуг для автомобилистов существует очень много независимых фирм, где аварийные комиссары, страховые или автоюристы, экспертные оценщики, адвокаты и прочие специалисты готовы предоставить свои услуги за умеренную цену и без вовлечения в интересы страховых служб.
И зачастую на практике выходит так, что именно результаты независимых специалистов отличаются на порядок от результатов оценки, произведенной специалистами, присланными страховыми компаниями.
Какие уловки используют страховые компании?
Каким образом страховые компании занижают сумму компенсации? Как показывает практика, для этого эксперты в отчете:
- делают акцент на том, что изначально комплектующие были в изношенном состоянии;
- указывают, что большинство деталей можно реставрировать, а не заменить;
- не указывают некоторые повреждения, ссылаясь на то, что они не связаны с ДТП;
- занижают среднестатистическую стоимость часа работы в автосервисе;
- занижают стоимость деталей, которые подлежат замене (часто ссылаясь на прайсы, представленные производителями ещё за несколько лет до ДТП).
Некоторые такие «уловки» являются прямым нарушением законодательства, но только если с ними не согласен заявитель.
В свою очередь, порядок расходов должен опираться на следующие нормативы:
- размер стоимости замены комплектующих привязывается к дате происшествия (соответственно, прайсы тоже должны быть «свежими»), а также к региональным факторам (например, в Москве запчасти обойдутся чуть дороже, нежели в провинциальных городах);
- текущий износ деталей (если ранее автомобиль уже был в ремонте, то автовладельцу следует предоставить на рассмотрение сканы чеков, выданных автосервисами или реализаторами комплектующих);
- стоимость модернизации авто не может быть включена в страховую выплату – её покрывает владелец (если он захочет, например, вместо старой магнитолы поставить более современную дорогостоящую);
- список ремонтных работ должен в полной мере соответствовать рекомендациям производителя транспортного средства.
- Рейтинг и репутация. Сведения на этот счет можно найти на тематических форумах или местных (региональных) ресурсах.
- Период существования компании. Чем дольше – тем и лучше.
- Специализация команды. Идеальный вариант – это когда компания занимается исключительно проведением экспертиз. Если они также занимаются ремонтом, а то и вовсе предлагают страховые услуги, то от сотрудничества с ними стоит воздержаться. Вполне возможно, что они будут больше заинтересованы не в результате, а в своей выгоде из всего дела.
- Пакет услуг. Намного удобней и экономней в плане времени то, если компания также предлагает юридическое сопровождение для клиента – это упростит составление и подачу документов в судебные органы.
В некоторых случаях играют роль и субъективные факторы, то есть, мнение и рекомендации знакомых. Но полагаться только на них все же не стоит. Экспертную компанию лучше выбирать с учетом всего комплекса характеристик.
Правила проведения
Самое главное правило для каждого автомобилиста – это присутствие на самой экспертизе, чтобы весь процесс прошел правильно, без каких-либо махинаций и манипулирования данными по побитой машине.
Нужно понимать также, что независимая экспертиза после выплаты ОСАГО может проводиться до того, как машину отвезут на ремонт.
Точно также касается и того времени, когда страховка еще не выплачена – не стоит торопиться с ремонтом машины, пока вы не взыщите со страховой компании всех выплат, которые причитаются по расчетам независимого оценщика.
К общему порядку проведения независимой оценки относятся следующие шаги:
- Сначала нужно выбрать подходящую юридическую или экспертную компанию.
- При обращении подается заявление и обговаривается дата и время встречи для проведения осмотра побитого авто.
- Страховщик и виновник аварии всегда предупреждаются заранее о том, что будет проводиться независимая оценка автомобиля.
- После подачи заявления и обсуждения цены за экспертные услуги заключается между экспертом и заявителем договор.
- Перед сдачей в осмотр автомобиль должен быть хорошо вымыт, все из багажника убрать. Если, вдруг, капот, багажник не открыть, то нужно заранее об этом предупредить исследователя.
- Подготовка всех документов, касающихся самой машины или, если есть – документы на повреждения по машине.
- Проведение осмотра машины.
- Составление акта и отчета с указанием окончательной цены убытков, определение перечня ремонтных работ и прочие пункты, связанные с восстановлением машины.
- Расчет стоимости работ по ремонту авто с составлением сметы, и включением стоимости тех деталей, которые следует заменить.
- Определение уровня износа на основании нормативов, указанных в законе «Об ОСАГО» №40-фз от 25.04.02 г., в окончательной редакции на сегодня от 03.07.16 г. (ст. 12.1).
- Определение УТС – потери рыночной стоимости автотранспортного средства. Не во всех случаях может потребоваться, но все, же проводится.
- Нахождение рыночной стоимости в среднем значения стоимости машины незадолго до аварии. Делается это для того, чтобы определить годные остатки.
- Рассчитывается стоимость годных остатков в том случае, если автомобиль поврежден настолько, что восстановлению не подлежит.
Так долго исследуются повреждения потому, что нужно определить не только внешние разрушения элементов машины, но и провести диагностику внутренних агрегатов и конструктивов.
На процедуре проведения оценки имеют право присутствовать не только автовладелец, но также и представитель от страховой компании, и виновник ДТП.
Документы для проведения экспертизы
Несмотря на то что сторонний оценщик не имеет отношение к страховщикам, ему нужно предоставить следующую документацию:
- ПТС или свидетельство о регистрации.
- Извещение о ДТП (копия).
- Постановление об административном правонарушении (копия).
- Справка о дорожно-транспортном происшествии (копия).
- Направление на экспертизу по ОСАГО от СК, если существует договоренность.
- Иные бланки, которые оформлялись на месте столкновения (копии).
Последовательность осуществления экспертной оценки по ОСАГО после ДТП поможет уяснить систему сделки:
- В случае досудебного разбирательства выбор стороннего оценщика согласовывается со страховой компанией.
- Для судебного иска выбирается экспертная организация или физическое лицо в виде частного предпринимателя.
- Обсуждается время и место осмотра ТС.
- Направляется приглашение инициатору происшествия и остальным участникам произошедшего.
- Телеграфируют в страховую организацию о прохождении осмотра за 5 дней до начала процесса. СК должна направить своего представителя в оценочную организацию.
- Специалист осматривает машину, задавая некоторые вопросы по своему усмотрению.
- Эксперт составляет Акт приема-передачи по установленной форме, опираясь на обновленные данные специальных программ для предоставления наиболее точных расчетов. К заключению прилагаются фото или видеоматериалы, сделанные им лично.
- Рассчитывается сумма действительного ущерба в виде сметы. Берутся во внимание рыночные цены.
Сроки проведения экспертизы после ДТП ограничены. На проведение экспертизы после ДТП, составление сметы вместе с рассмотрением документации дается срок 3 рабочих дня.
Составляется оценочный отчет и передается заказчику. Отчет содержит подробный список каждого отдельного повреждения (деталь, запчасти), напротив которого проставляется его действительная стоимость в рублях.
- справка о дорожно-транспортном происшествии;
- копию свидетельства о регистрации ТС;
- справки и заявления (скан-копии), которые были представлены страховой компании (для того, чтобы условия экспертизы были идентичными как со стороны страховщика, так и независимой экспертной команды);
- дополнения, описывающие факт дорожно-транспортного происшествия (их можно затребовать у правоохранительных органах).
Стоит заметить, что некоторые из указанных документов заранее должны были быть переданы страховщику, причем в форме оригиналов. Именно поэтому предварительно следует делать скан-копии – это уже обязанность заявителя. Чем больше будет представлено информации о ДТП, а также о предварительном состоянии транспортного средства – тем более точную сумму компенсации укажет эксперт.
Что включает в себя экспертиза?
Задача эксперта:
- провести анализ документов по факту ДТП с установлением виновного;
- определение условно-предварительного состояния транспортного средства (то есть, его технический износ и наличие иных дефектов до аварии);
- установление списка дефектов, полученных вследствие аварии (и исключение тех, которые образовались ещё до неё);
- сопоставление повреждений с экспертными отчетами по другим автомобилям, также участвовавшим в ДТП;
- проверка на скрытые дефекты кузова и комплектующих;
- составление технологической карты по проведению ремонтных и восстановительных работ (согласно рекомендаций завода-изготовителя транспортного средства);
- вычисление конечной сметы стоимости работ и комплектующих.
Технологическая карта определяет не только список необходимых работ, но ещё указывает на их трудоемкость, очередность выполнения, а также нужный для этого инструментарий. Цены устанавливаются по факту прайса концерна-производителя или сервисного центра, с которым у него составлен договор.
Выплаты
Получить страховую выплату более 400 000 рублей не представляется возможным, поскольку это максимальный лимит ответственности автострахователя по автогражданке. Расходы, превышающие рассчитанную компенсацию по максимальному лимиту полиса автогражданки, требуют с инициатора столкновения.
В ходе судебных разбирательств, когда выясняется неплатежеспособность виновника аварии, страховщик может предложить произвести за него оплату недостающих средств. Затем СК направит ему регрессное требование о долге. В зависимости от переплаченной суммы инициатор наезда возвращает «одолженные» средства в порядке рассроченных платежей.
Независимая экспертиза на величину страховых выплат существенно повлияет, но только лишь через судебное разбирательство.
Очень часто страховщики не принимают оценку независимой экспертизы, а только лишь оценку «своего» эксперта. Тогда нужно просто подать сначала претензию, получить отказ также в письменном виде.
А потом уже подается иск в суд на страховую компанию. И тогда есть все шансы получить недостающие выплаты, но уже согласно решению суда.
Считается, что независимым экспертом может быть даже тот, который прислан страховой компанией. Можно согласиться и с его оценкой.
К независимому эксперту имеет смысл обратиться, если нет согласия с размером суммы. Точно также, если нужно провести стоимость УТС, тогда можно обратиться к независимому эксперту.
Потому как практически любая страховая компания вообще не любит напоминать страхователям про такую возможность, как утрата рыночной стоимости машины после ремонтных работ.
Цены на услуги независимых экспертов разные и зависят они от того, насколько крупный регион и город, в котором водитель хочет обслужиться у такого эксперта.
Обращение для проведения экспертизы
Первичная консультация с командой экспертов подразумевает:
- определение полиса (ОСАГО, КАСКО);
- определение характера полученных повреждений;
- установление размера компенсации, ранее указанной страховщиком;
- предварительное определение места и времени проведения экспертизы.
Сам договор подписывается уже непосредственно перед осмотром автомобиля. Список документов, которые потребуется предоставить специалисту – указан выше.
Важно: уведомить о намерении провести экспертизу необходимо и страховую компанию (подать заявление, образец выдадут на месте). Только с его предварительным согласием результаты будут иметь юридическую силу (а страховщик обязан принять заявление).
В итоге заявитель на руки получает копию договора на проведение экспертизы, квитанцию об оплате услуг специалиста (большинство компаний допускают как наличный, так и безналичный расчет), его заключение (оригинал). С этими документами впоследствии можно обратиться в страховую компанию и, если необходимо, в судовую инстанцию. Квитанцию об оплате к заявлению следует обязательно присоединять, чтобы иметь возможность востребовать у страховщика все понесенные растраты в связи с возникшим спором.
Итого, каждый автовладелец имеет право на проведение независимой экспертной оценки для расчета полученного убытка и размера утраты транспортным средством своей оценочной стоимости. На организацию всего этого дается 30 дней с момента получения результатов экспертизы от страховой компании. При возникновении спорных моментов конечное решение по размеру выплат принимает суд.