Содержание
- 1 При каких условиях оформляется
- 2 Что представляет собой упрощенное оформление ДТП
- 3 Каким регламентируется законом
- 4 Оформление ДТП без ГИББД: порядок действий
- 5 Правила заполнения Европротокола
- 6 Полезный совет
- 7 Оформление ДТП по новым правилам: Видео
- 8 Какие документы нужны
- 9 Помощь автоюриста
- 10 Отказ от оформления ДТП
- 11 Что делать для страховой
При каких условиях оформляется
Итак, самостоятельно оформить дорожное происшествие (без привлечения сотрудников Госавтоинспекции) можно, если соблюдается ряд основных условий:
- количество участников в автоаварии. Если это два автомобиля, то заполнить извещение можно на месте своими силами. Если участников аварии больше, то необходимо вмешательство ГИБДД;
- в результате дорожной аварии вред причинен исключительно транспортным средствам. При обнаружении повреждений у людей оформление ДТП происходит только через автоинспекцию;
- при автомобильной аварии пострадали два транспортных средства. Если нанес вред имуществу другого человека, то требуется вмешательство правоохранительных органов;
- у обоих водителей, являющихся участниками ДТП оформлены действующие на момент аварии полиса ОСАГО;
- у участников автоаварии отсутствуют разногласия по количеству и характеру полученных повреждений, а так же основных обстоятельств и причин ДТП;
- размер материального вреда, причиненного автомобилю, не превышает сумму в 50 тыс. рублей. Исключением являются страховые полиса, оформленные ранее 2 августа 2018 года. Максимальный размер ущерба в этом случае составляет 25 тыс. рублей.
Следует учесть, что в случае обнаружения дополнительных неисправностей в ходе ремонта транспортного средства страхования компания не обязана увеличивать размер страховой выплаты.
Что представляет собой упрощенное оформление ДТП
Среди автолюбителей эта схема именуется «Европротокол». Суть её заключается в том, что для решения всех вопросов необязательно вызывать на место инцидента сотрудников ГИБДД.
Водители могут договориться обо всем полюбовно, не прибегая к помощи правоохранительных органов. И тогда вопросы с возмещением ущерба решаются только с помощью страховых компаний, которые обслуживают водителей.
Однако для того, чтобы был оформлено извещение о ДТП без участия сотрудников необходимо соблюдение нескольких важных условий. О них мы и поговорим в следующем пункте.
Каким регламентируется законом
С начала 2015 года действует новый порядок оформления ДТП. Теперь водителям не нужно вызывать инспектора на место аварии. Возможно самостоятельное оформление ДТП без ГИБДД посредством заполнения бланка европротокола.
Такие нововведения утверждены с целью упростить регистрацию аварии, сэкономить свое время при сборе документации.
Оформление ДТП без ГИББД: порядок действий
Документ, именуемый извещением о ДТП, выдается каждым страховщиком вместе с подробной инструкцией заполнения. При отсутствии данного бланка, необходимо обратиться в офис СК за выдачей нового. Если на момент ДТП у кого-либо из сторон его не оказалось, допускается использовать документ второго водителя.
Страховщики, принимая обращения за выплатами подобного рода, внимательно следят, чтобы сведения были занесены корректно, а указанная информация ясно указывала на наличие признаков страхового случая.
Процедура заполнения довольно проста:
- Заполняется первая страница протокола.
- Лист подписывается водителями и разъединяется.
- Далее каждая из сторон заполняет оборот, самостоятельно отражая информацию о ДТП.
Лицевая часть
На лицевой стороне отражаются следующие сведения:
- о месте, времени, дате ДТП;
- личная информация о страхователе и других лицах, вовлеченных в ДТП (включая свидетелей);
- информацию о компании, оформившей страхование;
- отражение сведений о повреждениях автомобиля;
- описание обстоятельств аварии.
Оборотная часть
Если лицевая сторона оформляется совместно, то оборот должен быть заполнен каждым из водителей собственноручно. На оборотной части дублируется та же информация, которая внесена на первой странице, каждый водитель описывает свои действия и характер повреждений ТС.
Особое внимание стоит уделить заполнению информации со схемой ДТП по ОСАГО. Раздел представляет собой схематическое отображение конечного расположения ТС, с указанием улиц, трасс, направления движения по полосам. Есть и другие правила заполнения:
- Схема должна содержать дату, место аварии, сведения о транспорте и задействованных лицах.
- Обязательно указывают имеющиеся дорожные знаки, указатели, наличие светофоров, разметку, иные предметы, которые могли повлиять на аварию.
- Кроме места остановки ТС после столкновения, необходимо указать место начала аварии, где произошел первичный контакт двух автомобилей. Каждое из ТС должно быть подписано, чтобы облегчить идентификацию.
Для того чтобы приступить к оформлению ДТП в упрощенном порядке необходимо соблюсти ряд условий. Первое из них заключается в том, что в аварии должны пострадать не более двух машин. Если же столкнулись 3 и более экипажа, то схема с «Европротоколом» уже действовать не будет.
Вторым условием является то, что вследствие происшествия не должны никоим образом пострадать люди. Какое-либо повреждение их здоровья, пусть даже самое незначительное, влечёт за собой обязательное привлечение к оформлению дорожного случая сотрудников ГИБДД.
Также, у каждого из водителей столкнувшихся машин при себе должен быть на руках действующий полис ОСАГО. Тут есть одна деталь. Сейчас на руках находится множество фальшивых страховых полисов.
Поэтому инспекторы ДПС с 1 июля 2016 года получат возможность сверять данные страховки со своей базой. И если при этом будут обнаружены расхождения, то упрощенное оформление ДТП будет невозможным.
Есть еще одна немаловажная деталь. Для того чтобы решить все вопросы с ДТП необходимо следующее условие, стоимость ремонта каждой из пострадавших была сравнительно небольшой (до 100 тысяч рублей). Иначе также придётся вызывать на место дорожного инспектора.
У многих водителей, особенно неопытных, появляется вопрос: как же правильно составить все необходимые документы для того, чтобы не было взаимных претензий у обоих участников ДТП.
В первую очередь, оба водителя должны согласовать между собой стоимость ремонта (желательно это сделать в письменной форме).
Кроме того, два автовладельца должны сами для себя (также письменно) согласовать все детали происшествия с определением виновника. Если не удаётся прийти к консенсусу, то также придется вызывать работников ГИБДД.
Для оформления ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Осмотрите совместно со вторым участником ДТП (водителем второго автомобиля) место и обстоятельства ДТП, степень механических повреждений и оцените величину ущерба.
При наличии с собой фото- и видеоаппаратуры сделайте съемку всех подробностей ДТП — расположения автомобилей, повреждений и т.п.
Это может помочь в дальнейшем при возникновении спорных ситуаций. Выясните со вторым участником ДТП, имеются ли у вас разногласия по поводу того, кто является виновником.
Если разногласий нет и ущерб потерпевшему по приблизительной оценке не превысит 50 000 руб., переходите к следующему шагу.
Фиксация причинения вреда может осуществляться с помощью фото- или видеосъемки либо с применением средств навигации.
Фото- или видеосъемка должна быть выполнена в течение не более 60 минут после ДТП и включать изображения (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 N 1002):
- государственных регистрационных знаков транспортных средств участников ДТП или идентификационных номеров (VIN) (в случае отсутствия государственных регистрационных знаков транспортных средств);
- мест повреждения транспортного средства;
- взаимного расположения транспортных средств участников ДТП с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам;
- государственного регистрационного знака транспортного средства свидетеля ДТП (при наличии).
Отметим, что в автомобиле может быть установлено устройство вызова экстренных оперативных служб, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства, а также передачу сообщения о транспортном средстве при ДТП (п. 6 Технического регламента, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877).
Водитель, причастный к ДТП, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие (п. 2.6.1 ПДД РФ).
Проверить документы
Попросите второго участника сообщить вам сведения о договоре обязательного страхования, в том числе номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес местонахождения и телефон страховщика.
Сообщение данных полиса ОСАГО другим участникам ДТП по их требованию — обязанность водителя (п. 3.2 Приложения N 1 к Положению, утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П).
Убедитесь, что полис второго участника ДТП является действующим. Если вы виновник — указанная проверка полиса второго участника подтвердит (или опровергнет) правомерность оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД.
Обязательно проверьте все имеющиеся в наличии документы — паспорт второго участника ДТП (если имеется), водительские права, документы на автомобиль.
После этого составляется документ, именуемый извещением о ДТП. Он является неотъемлемым приложением к полису ОСАГО каждого из водителей. Все бланки извещения заполняют оба водителя.
Для этого на его лицевой стороне существуют специальные две колонки. Оборотную сторону извещения владельцы машины заполняют каждый свою. Если необходимого места не хватает, то можно прикрепить ещё дополнительные листы бумаги.
Заполните совместно со вторым водителем — участником ДТП бланк извещения о ДТП. Указанные бланки страховщики выдают всем водителям при оформлении полиса ОСАГО, их рекомендуется возить с собой в автомобиле.
Обязательно укажите в извещении, что оформление проводилось без сотрудника ГИБДД. Проверьте внесенные данные. Подписать извещение должны обе стороны.
Разъедините подлинник и копию извещения (копия создается автоматически на втором листе извещения). Обычно потерпевший забирает подлинник, а виновнику отдается копия заполненного извещения о ДТП (п. 3.6 Правил, утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П).
Когда все документы подготовлены, следует уведомить о случившемся свою страховую компанию.
В течение пяти рабочих дней со дня ДТП потерпевший представляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующие документы и материалы (п. 2 ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 N 1002):
- экземпляр бланка извещения о ДТП, заполненный водителями;
- заявление о прямом возмещении убытков;
- электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля;
- заявление о том, что информация, содержащая фото- или видеосъемку, является некорректированной.
После этого можно ждать выплат.
Европротокол – это документ установленного образца, где сторонами происшествия на дороге самостоятельно фиксируется факт аварийного происшествия. Официально этот документ носит название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии».
Главными характеристиками и преимуществами данного документа является то, что отпадает необходимость:
- ожидать прибытия представителей патрульной службы;
- оплачивать штрафы за ДТП.
Данное обстоятельство значительно экономит время не только для участников аварии, но и другим водителям, которые могут стать заложниками заторов, пока проходит оформление всех документов.
Для получения страховки важно правильно оформить Европротокол и придерживаться всех установленных условий. Давайте рассмотрим в подробностях, что необходимо предпринять для того, чтобы избежать участия полиции.
Правила заполнения Европротокола
На получение возмещения в рамках упрощенной процедуры по Европротоколу можно рассчитывать при соблюдении следующих условий:
- Страховой случай представляет собой столкновение только двух автомобилей.
- Жертв и пострадавших не было.
- Обе стороны оформляли полиса ОСАГО и имеют их при себе.
Но самым важным условием является размер ущерба. Повреждения транспортного средства пострадавшего автомобилиста должны быть незначительны, то есть вред имуществу не превышают установленный законом лимит в 100 тысяч рублей.
Если все вышеуказанные пункты соблюдены, можно приступить к оформлению бумаг. Основной документ, заполняемый в рамках Европротокола, называется «Извещение о ДТП», бланк которого выдается каждой СК при оформлении полиса автогражданской ответственности.
Для благополучного получения выплаты необходимо правильно оформить извещение:
- Бланк заполняется в присутствии обеих сторон совместно, никаких последующих поправок, добавлений после его подписания не принимается.
- При занесении информации о дорожно-транспортном происшествии необходимо следовать пунктам, указанным в бланке и точно отражать всю информацию об аварии.
- Сведения заносят шариковой ручкой, следя за тем, чтобы написанный текст был хорошо виден на втором экземпляре. Для этого рекомендуется найти жесткую поверхность, на которой будет заполняться бланк.
- В извещении заполняется обе стороны – лицевая и обратная. Вначале это делают совместно, а далее каждый из участников заносит сведения в свою колонку с обратной стороны.
- Документ должен быть подписан двумя водителями с обеих сторон.
Если после заполнения и подписания протокола потребуется внести дополнительные сведения, это делается на обоих экземплярах. Так же производят обязательное визирование исправлений.
До 2014 года составить Европротокол могли только владельцы страховок ОСАГО. Однако с данного периода законодатель внес поправки, согласно которым разрешение вопросов с ДТП без привлечения представителей власти, стало реальным для владельцев страховки ОСАГО.
Тем не менее, в данной ситуации важно принимать во внимание, что такая возможность оговаривается договором со страховщиком. Иными словами, для того, чтобы удостовериться в том, что у вас есть право оформить Европротокол, внимательно прочитайте свой договор по КАСКО со страховой компанией.
Подводя итоги, оформление Европротокола можно назвать упрощенной схемой для решения вопросов с аварией, при котором не обязательно привлекать патрульную службу. Однако не следует забывать о возможности риска неверного оформления документа и неправильной оценки полученного ущерба. Если составление Европротокола неизбежно, следует учитывать все аспекты составления документа и соблюдать умеренную осторожность.
Оформление ДТП без ГИБДД предусматривает самостоятельное заполнение извещения. У многих водителей составление данного документа вызывает ряд трудностей, несмотря на приложенную инструкцию. Как это правильно сделать, чтобы впоследствии не было нареканий со стороны страховщика?
Порядок заполнения документа таков:
- В первую очередь заполняется лицевая сторона документа:
- первые 8 пунктов документа, расположенные вверху страницы заполнить нетрудно. Там указывается информация о месте и времени автомобильной аварии, количестве ТС, являющихся участниками ДТП, наличии пострадавших и так далее;
- пункты 9 – 12, расположенные в синих колонках по сторонам извещения заполняются на основании регистрационных документов каждого автомобиля. Здесь требуется указать: марку и модель ТС, номера регистрационных знаков, свидетельства о регистрации и VIN, информацию о собственнике и страховой компании;
- рисунок в пункте 13 указывает место первоначального удара. Здесь достаточно стрелкой указать его место;
- особенно внимательно требуется заполнять пункт 14 (печень полученных повреждений). Рекомендуется описывать каждое повреждение подробно, употребляя такие слова как «царапина», «вмятина», «деформация» и так далее. От правильного заполнения этого пункта зависит размер страховой выплаты;
- пункт 16 заполняется посредством проставления галочек в соответствующих обстоятельствам аварии полях. Рекомендуется этому пункту уделить особое внимание и не допускать при его заполнении ошибок. Например, если в момент дорожного происшествия транспортное средство остановилось на запрещающий сигнал светофора, то это не означает, что оно стояло или находилось на стоянке;
- в пункте 15 указывается дополнительная информация об автомобильной аварии, которая не предусмотрена в пункте 16, но и имеет существенные дополнения;
- 17 пункт посвящен схеме ДТП. Здесь необходимо обозначить контуры дорожного полотна, названия прилегающих улиц, направления движения обоих автомобилей, указать разметку, светофоры, имеющие отношение к ДТП дорожные знаки и иную информацию, которая, по мнению водителей, является важной;
- 18 пункт содержит подписи водителей.
- Оборотная сторона извещения заполняется каждым участником автоаварии самостоятельно. Она должна полностью дублировать информацию, указанную на лицевой стороне.
При этом следует учесть, что оригинал документа лучше взять тому водителю, который имеет право на получение страховой выплаты. Оборотная сторона подписывается только лицом, ее заполнявшим.
Для избежания неприятностей эту часть документа рекомендуется заполнять дома в полном спокойствии. Можно пользоваться помощью квалифицированных юристов.
При заполнении извещения о ДТП рекомендуется придерживаться следующих правил:
- документ заполняется шариковой ручкой. В процессе заполнения важно контролировать, как отпечатываются данные на втором экземпляре. Усилить оттиск можно нажатием на ручку;
- все графы должны быть заполнены разборчивым почерком, желательно печатными буквами;
- информация, касающаяся регистрационных данных транспортных средств, заполняется каждым участником ДТП самостоятельно;
- графы, оставшиеся пустыми рекомендуется подчеркнуть. Это исключит в дальнейшем внесение дополнительной информации, не оговоренной в процессе совместного заполнения документа;
- внесение каких-либо изменений или дополнений к заполненному документу допускается только при заверении этого факта подписями обоими водителей;
- если при заполнении извещения допущены существенные ошибки и приходится вносить множество исправлений, то рекомендуется воспользоваться вторым экземпляром извещения, который должен быть у другого участника аварии.
Таким образом, оформлять ДТП без участия органов Госавтоинспекции рекомендуется только при незначительных повреждениях автомобиля. Следует помнить, что заполнение европротокола возможно только в определенных ситуациях, предусмотренных законом.
Если между водителями – участниками дорожного происшествия существуют хотя бы незначительные разногласия по определению виновника или обстоятельствам ДТП, то на место аварии необходимо вызывать ГИБДД.
Если есть пострадавшие, порядок действий будет определен с учетом Уголовного кодекса (ст. 264 УК).
При квалификации аварии в соответствии с УК, будет проведено процедуру, состоящую из таких этапов:
- Допрашиваются потерпевшие, свидетели, принимаются меры к установлению свидетеля, очевидца, устраняются противоречия.
- Проводятся следственные эксперименты. Устанавливают исходные сведения, что нужны при производстве техэкспертизы, которые не были получены при проведении осмотра места аварии, допроса очевидцев.
- Проводится оценка технического состояния автомобиля, судебно-медицинская, трасологическая, дактилоскопическая экспертиза.
- Предъявляются объявления. Следователем дается уголовно-правовая оценка действиям участника ДТП, после чего выносится Постановление о необходимости привлечь к ответственности обвиняемых.
- Следователем уведомляются потерпевшие и иные лица о завершении следствия. Далее таких лиц знакомят с материалами дела согласно ст. 215 – 217 УПК. Дело направляется прокурору.
Лица, которые примут участие в разборе происшествия:
- дознаватели;
- эксперты;
- оперативные работники;
- работник медучреждения.
Все необходимые документы могут быть составлены инспекторами ДПС, если:
- авария произошла в отдаленном месте от месторасположения следственных групп;
- следственные группы уже на выезде по таким же вызовам.
Виды проводимых экспертиз:
- Досудебного или судебного характера, при которых выясняются обстоятельства и причины ДТП. В первом случае ее проведения требует физлицо или компания, во втором – прокуратура или следователи.
- Единоличные – если ДТП не серьезное, комиссионные и комплексные – если невозможно их проведение без участия экспертов.
- Первичная, повторная, дополнительная – с учетом очередности.
Полезный совет
Будет несложно оформить Европротокол при транспортном происшествии, если следовать подробным указаниям страховщика. Поэтому вначале внимательно ознакомьтесь с инструкцией, а после приступайте к заполнению.
Если внесение регистрационных сведений производится согласно записям в документах, то некоторые разделы нуждаются в пояснениях:
- В пункте 14 емко и полно описывают весь нанесенный ущерб. Следует правильно формулировать характер повреждений, различая трещины, вмятины, деформации, царапины. Скрытые повреждения указывать не имеет смысла, т. к. это входит в обязанность экспертов.
- В графе 16 описывают все совершаемые маневры накануне аварии. Для облегчения заполнения ставят галочки в соответствующих пунктах.
- Если после заполнения осталось пустое место, его перечеркивают в виде латинской буквы Z, исключая возможность дописывания искажающей информации кем-либо из водителей без уведомления второго участника происшествия.
- Если для описания обстоятельств при происшествии требуется еще место, добавляют дополнительный лист, а на основном бланке делают отметку «с приложением». После заполнения приложения его визируют оба водителя с пометкой о том лице, которое конкретно внесло дополнения.
Знание правил истребования возмещения по Европротоколу позволит обойтись без утомительного ожидания приезда инспектора и заполнения всех соответствующих документов. Важно помнить, что компенсация может быть получена только если сумма ущерба не превысила 100 тысяч рублей и соблюден порядок оформления документа.
Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу обстоятельств ДТП. Например, не превышает ли ущерб 100 000 руб., неуверенность в определении виновника (существуют разногласия между участниками ДТП).
А также есть сомнения относительно документов второго участника ДТП и (или) иные сомнения, вызывайте сотрудников ГИБДД и оформляйте ДТП в общем порядке.
Если же у вас остались вопросы по поводу оформления ДТП в упрощенном режиме, то их бесплатно можно задать нашему юристу.
Оформление ДТП по новым правилам: Видео
Test Test
Какие документы нужны
Итак, как мы уже выяснили, в случае некритичного повреждения одного или двух автомобилей водители, попавшие в неприятную ситуацию, не вызывают ГИБДД, а в присутствии аварийного инспектора заполняют только одну бумагу — извещение. Оформить её очень просто: вместе с двумя копиями в ОСАГО прикладывают подробную инструкцию. Бумага необходима, чтобы после аварии подать её в ГИБДД.
А вот какие документы составляются при ДТП, если ситуация оказалась серьёзной, стоит хорошенько запомнить. Итак, после того, как авария официально оформлена, сотрудники ГИБДД и водители должны убедиться, что составлены:
- справка о ДТП, за которую «отвечает» инспектор, а все участники тщательно её проверяют;
- протокол осмотра транспортных средств;
- приложение к протоколу с подробной информацией о каждом повреждении;
- схема ДТП, отображающая положение транспортных средств после аварии;
- акт медицинского освидетельствования — этот документ призван подтвердить, что участники попали в ДТП в трезвом уме (не были пьяны, не употребляли наркотики);
- показания пострадавших лиц и свидетелей (опрос можно провести позже, связавшись с ними по телефону или email, но лучше, если они сразу поучаствуют в процедуре).
Обратите внимание, что все вышеперечисленные бумаги оформляются исключительно в присутствии водителя! Участники ДТП не просто ждут, пока инспектор сделает всё самостоятельно, а помогают ему, отвечают на уточняющие вопросы, делятся своим видением ситуации. Сотрудник ГИБДД может проявить корыстные намерения или просто невнимательность и указать в протоколе либо схеме данные, не соответствующие действительности, а это влечёт за собой тяжёлые последствия.
Поэтому имеет смысл ещё до приезда инспектора взять себя в руки и воспользоваться мобильным, чтобы сфотографировать все повреждения автомобилей, а также:
- дорожное покрытие — на нём могут оказаться ямы, кочки, выбоины, ставшие причиной аварии;
- транспортное оборудование (сюда входят светофоры, знаки, разметка);
- след тормозного пути;
- наклон дороги.
Вот мы и разобрались, какие документы оформляются при ДТП сотрудниками ГИБДД (абсолютно все — от схемы до протокола) и что нужно предпринять, чтобы составить максимально правдоподобную картину происшествия. Однако все меры должны быть приняты вовремя. Исходя из действующего регламента, процедура должна быть такой:
- инспектор приезжает на место происшествия и представляется;
- водители дают показания и участвуют в осмотре транспортных средств;
- участники ДТП проходят тест на присутствие алкоголя в крови, а если кто-либо отказывается от процедуры, это вносится в протокол;
- сотрудники ГИБДД готовят документы (в том числе схему) и просят водителей тщательно ознакомиться с ними;
- инспектор спрашивает у участников ДТП, готовы ли они составить объяснения, и если да, фиксирует сказанное каждым водителем и свидетелем;
- при необходимости ГИБДД принимает меры по эвакуации автомобилей;
- порядок оформления ДТП сотрудниками ГИБДД подразумевает, что в течение одного-двух дней инспектор выдаёт участникам копии протокола, справку о ДТП, а также документы, освобождающие одного из водителей от административной ответственности или, напротив, свидетельствующие о необходимости прийти в суд.
Таким образом, срок оформления ДТП в ГИБДД составляет одни сутки.
Если вы считаете, что приехавший на место инспектор был пристрастен и установленный регламент нарушен, не стоит оставлять это без внимания. Во-первых, о своих правах можно заявить уже при составлении протокола и утверждении схемы. Во-вторых, если вы точно знаете, как оформляется ДТП с ГИБДД, но не смогли воспротивиться произволу инспектора (были сами в состоянии шока либо находились под психологическим давлением), это можно исправить и после аварии. Как можно скорее обратитесь в такие органы, как:
- руководство ГИБДД;
- прокуратура;
- в случае неудачи — суд.
Так же стоит поступить, если вам не выдали необходимые бумаги. Если вы внимательно прочитали эту статью, вы уже знаете, какие документы выдаёт ГИБДД при ДТП. Отсутствие определённых бумаг может помешать вам получить компенсацию в страховой компании; кстати, в случае аварии нужно обязательно уведомить свою СК о случившемся в течение суток — и не позже чем через пять дней подать письменное извещение.
Как говорилось выше, оформление ДТП на месте возможно, если оба участника аварии имеют полис ОСАГО, договорились о возмещении ущерба на месте и не имеют друг к другу особенных претензий. Однако это не значит, что два водителя просто подпишут некий договор и разойдутся. Если пострадавших нет и авария не нанесла ущерба государственному имуществу, все равно придётся пойти на оформление ДТП аварийным комиссаром без ГИБДД. Этот человек, не занимающий никакую должность в государственной автоинспекции, проследит, чтобы извещение было составлено в соответствии со всеми нормами закона и с помощью предельно точных формулировок.
Предупреждён — значит вооружён: если вы зарегистрировали полис ОСАГО, заранее разберитесь во всех тонкостях оформления европротокола при ДТП.
Существуют и другие неприятные ситуации на дороге: они касаются порчи государственного имущества либо, напротив, части автомобиля: типичный случай — ДТП при наезде на бордюр. Вы считаете, что объекты были расположены на дороге неверно и мешали нормальному движению? Тогда у вас есть возможность получить возмещение ущерба от страховой компании.
Для этого нужно вызвать сотрудника ГИБДД: он определит, является ли ДТП наезд на препятствие или ущерб настолько мал, что составлять бумаги не имеет смысла, и в первом случае зафиксирует произошедшее. Оформление ДТП при наезде на препятствие целесообразно, если ваше транспортное средство стало жертвой посторонних объектов, таких, как:
- куски труб, торчащие из земли;
- поваленные знаки;
- разделители.
Если дорожное происшествие оформлено по всем правилам ОСАГО или КАСКО, собственник имущества, помешавшего вам проехать, будет привлечён к ответственности, а вы получите выплаты. Более подробную информацию по добровольной страховке читайте в статье: ДТП при КАСКО.
Если не нужно вызывать скорую помощь и, соответственно, компенсировать моральный и материальный ущерб, инспектор наверняка пойдёт вам навстречу: «разбор полётов» надолго не затянется. Кстати, в случае некритичной аварии вы можете составить схему ДТП самостоятельно. Прояснили ситуацию и договорились со вторым участником? Оформите документы, а затем направляйтесь к ближайшему посту ДПС.
Выше представлена только основная информация о незначительных авариях: узнайте все тонкости оформления ДТП без пострадавших — эти сведения могут пригодиться в любой момент.
К сожалению, аварии, при которых здоровью водителей и/или пассажиров был нанесён значительный ущерб, — не тот случай, когда можно справиться своими силами. Если человек получил травмы, но остался жив, это должно быть засвидетельствовано в справке, которую обязан выдать инспектор. Если же человек, находящийся в машине, погиб, это может грозить водителю (даже если он не виноват в аварии) заключением на 5 лет (и на 7 лет — если он был пьян). Поэтому если авария произошла не по вашей вине, тщательно проверяйте документы, которые вам предстоит подписать!
Правильно оформить ДТП с пострадавшими тем более важно, что речь идёт о значительной компенсации: вам предстоит её либо выплатить, либо, напротив, получить.
Наконец, если второй участник уехал с места ДТП и вы не можете его разыскать, следует обратиться в Российский Союз автостраховщиков. К сожалению, если человека, находившегося за рулём в момент аварии, найти не удалось, обязанность по возмещению ущерба может лечь на вас. Однако это не значит, что вас подставят: доказать свою невиновность вполне возможно, главное — собрать как можно больше объективных свидетельств.
В состоянии стресса после аварии человек может иметь (или думать, что имеет) массу веских причин, чтобы немедленно уехать. Удержать от ошибочных решений может только знание последствий, которыми чревато оставление места ДТП.
При дорожно-транспортном происшествии необходимо собрать такие справки:
- Объяснения в письменном виде от каждого участника аварии.
- Протокол об административном виде нарушения (при отсутствии пострадавших).
- Первичную справку об аварии.
- Схему ДТП, которую должны подписать оба водителя.
Если причинено большой материальный вред и есть лица, которые пострадали, появляется необходимость:
- в справке о происшествии;
- в описании повреждений транспортного средства, техсостояния (на основании такого документа производятся расчеты суммы выплат за ущерб);
- в схеме аварии;
- в письменном объяснении от водителей;
- в медосвидетельствовании (находился ли водитель под воздействием алкоголя или наркотиков);
- в письменных показаниях свидетелей.
Если есть такая необходимость, водителем могут вноситься дополнения в документацию, но фиксирует их уполномоченное лицо.
Помощь автоюриста
Не все собственники авто знают, как поступать в ДТП, и изложенная информация водителем может быть использована против него.
При возникновении спорных ситуаций и наличии нюансов, которые могут повлечь административную или уголовную ответственность, нужно обращаться за помощью к автоюристам, автоадвокатам.
Такие специалисты оказывают помощь:
- в составлении иска, жалобы;
- в проверке соответствия правил разбора аварии со стороны уполномоченных структур законодательным нормам;
- в проведении необходимых действий для того, чтобы было вынесено корректное решение суда;
- в решении вопросов со страховой компанией;
- в проведении корректной экспертизы и т. д.
Отказ от оформления ДТП
В ПДД (п. 2.6.1) сказано, что водители могут сами оформить происшествие, если вред, причиненный транспортному средству, не серьезный. Но это право автовладельцев, а не обязанность. В Административном регламенте от 2 марта 2009 (п. 207 – 219) установлены правила оформления аварии инспектором.
Что делать для страховой
Чтобы получить выплаты по страховке, стоит соблюсти такие правила:
- Уведомите о дорожно-транспортном происшествии как можно раньше (не позднее 5 дней), иначе представитель компании может отказать в возмещении.
- Сфотографируйте все повреждения авто, детали, что причастны к аварии, без чего не получится отразить полную картину аварии. Трудно будет также отстоять правоту своих действий, отсутствие вины.
- Составьте схему ДТП, в которой отразите все нюансы – расположение ТС, разметку, светофоры и т. д.
- Для получения средств в страховой нужна справка из ГАИ о нанесенном ущербе.
В независимости от того, кем оформляется ДТП, перечитывайте все документы и не ставьте свою подпись, если с чем-то не согласны.