11.12.2018      104      0
 

Как правильно заполнить европротокол при ДТП?


Как заполнить европротокол при ДТП: образец 2019 года

По факту происшествия заполнять такой бланк надо всегда, если в дальнейшем один участник происшествия планирует обращаться к страховщику. Если водители урегулируют вопрос мирным путем без обращения к страховщику, то заполнять его не потребуется.

Обойтись без вызова инспектора разрешается в следующих случаях:

  • когда участие приняли только 2 транспортных средства в произошедшей ситуации;
  • если каждый водитель имеет действующий полис ОСАГО;
  • вред причинен только этим транспортным средствам и не повреждена больше ничья собственность;
  • не нанесен вред здоровью ни одному участнику;
  • максимальный размер убытков не превышает 100 000 рублей (эта сумма была увеличена с 50 тысяч рублей с 1 июня);
  • между участниками происшествия нет спорных моментов относительно происшествия, и по поводу виновности одного из них.

Также надо знать, что запущен пилотный проект, в рамках которого жители Москвы и Санкт-Петербурга, а прилегающих к ним областей: Ленинградской и Московской, могут самостоятельно фиксировать суммы ущерба до 400 000 рублей при обязательно условии, что во время аварии водители зафиксируют это происшествие на устройства со спутником ГЛОНАСС. Таким образом, при возникновении сомнений страховщик может в любом момент проверить, где произошла авария, и какие части автомобилей в ней пострадали.

Во всех остальных случаях вызов ГИБДД обязателен. Но составлять данное извещение все равно придется для обращения к страховщику.

С октября 2019 года водителей, решившихся самостоятельно оформить извещение о ДТП, ожидают приятные нововведения. Например, сейчас только в нескольких крупных регионах по европротоколу можно получить максимальное страховое возмещение в размере 400 тысяч рублей. Это Санкт-Петербург, Москва, Московская и Ленинградская область. В других субъектах РФ он с 01.06.2018 г. не превышает 100 тысяч рублей. С 01.10.2019 такому неравенству придет конец, и жители всех российских регионов смогут рассчитывать на такие же выплаты при условии применения для фиксации данных системы ГЛОНАСС или специальных мобильных приложений.

То есть немедленно остановиться и не покидать место ДТП до оформления всех бумаг, установить знак аварийной остановки. Если есть пострадавшие – вызывать скорую помощь. И ГИБДД – в таком случае о составлении европротокола речи быть не может.

Без вызова сотрудников ГИБДД происшествие допускается оформить силами водителей, если:

  • не причинен вред здоровью или жизни ни водителей, ни третьих лиц (пешеходов, пассажиров)
  • не причинен вред имуществу третьих лиц, только двум транспортным средствам
  • ДТП произошло в результате столкновения 2 (не больше) автомобилей или внезапной остановки одного из них
  • каждый водитель имеет действующий полис ОСАГО, выданный российской страховой организацией, или иностранный договор страхования «Зеленая карта»
  • у участников ДТП разногласия о вине, характере повреждений, обстоятельствах происшествия отсутствуют. Если второй водитель начинает спорить, кто виноват, агрессивно себя вести – вызывайте ГИБДД

Если хоть одно из условий отсутствует, европротокол не составляется. Это значит, что получить компенсацию ущерба можно будет только путем подачи иска о возмещении ущерба в ДТП виновнику аварии. Что значит – нести судебные расходы, временные затраты, посещать судебные заседания и предоставлять надлежащие доказательства по гражданскому делу.

При намерении составить европротокол учтите, что предельный размер выплаты в этом случае составит 50 000 руб. Не ограничен лимит выплат для таких автомобилей, которые оснащены спутниковыми системами ГЛОНАСС (с 01.01.2017 г. другие системы могут использоваться только с системой ГЛОНАСС), при условии, что ДТП произошло на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. И европротокол был составлен правильно с фиксацией фото и видеосъемкой места происшествия и ущерба.

Итак, совместным решением со вторым участников ДТП Вы решили, что будете составлять оформлять происшествие самостоятельно. Вместе с полисом ОСАГО вручается извещение о ДТП – это и есть тот самый европротокол. Если у кого-то из водителей нет такого бланка – используйте бланк собственника другого автомобиля. Это абсолютно неважно.

Позвоните в свою страховую компанию и сообщите о ДТП (телефон и порядок действий должен быть указан в полисе). Заполните совместно лицевую часть европротокола (второй бланк прикреплен к первому и является самокопирующейся частью). Убедившись, что все заполнено правильно и полностью, открепите листы. После этого внесение в них дополнений, изменений и исправлений не допускается. Листы извещения о ДТП являются идентичными, и кто какой заберет неважно.

Проведите фото и видеосъемку места ДТП, причиненного вреда, зафиксируйте координаты ДТП. Желательно найти свидетелей ДТП и вписать их данные в бланк европротокола (до разъединения листов). Вот и все. Европротокол составлен.

В течение 5 дней европротокол необходимо отправить в свою страховую компанию для получения страхового возмещения.

Как видите, ответ на вопрос, как составить европротокол при ДТП, не такой уж и сложный, главное не приступайте к ремонту машины (чтобы иметь возможность предоставить ее для осмотра по требованию страховщика).

Все, что нужно знать про составление Европротокола: ПДД, преимущества и недостатки, условия, правила и порядок оформления, риски и нюансы.

Европротокол — это специальная форма договора, которая самостоятельно составляется водителями при ДТП без привлечения ГАИ и ГИБДД. Бланк выдается при покупке полиса ОСАГО каждому страхователю. Главное требование — правильное заполнение всех граф для получения выплаты по страховке.

Статья 11.1 Федерального закона №40 «Об ОСАГО» регламентирует требования к оформлению Европротокола. Самостоятельная регистрация ДТП производится при соответствии следующим условиям:

  • Столкнулись две машины. Если ущерб получили три автомобиля и более, вызывайте ГАИ.
  • Не пострадали люди. Если авария стала причиной травм водителей, пассажиров или пешеходов, без правоохранительных органов не обойтись.
  • У обоих участников аварии есть страховка ОСАГО.
  • У водителей нет разногласий по определению виновной стороны. Участники ДТП смогли договориться, кто получит компенсацию.
  • Водители готовы предоставить транспортное средство для осмотра оценщиком страховой компании. Эксперт проанализирует полученные повреждения и составит акт с указанием суммы ущерба.

Но главным условием оформления ДТП без участия ГАИ является получение незначительных повреждений. Придется «на глаз» определить размер убытков. Европротокол можно составлять, если ущерб от ДТП не превышает 50 тысяч рублей (400 тысяч для Московской и Ленинградской областей).

Определив виновную сторону, участники аварии приступают к регистрации места происшествия. На первом этапе нужно сделать фотографии аварии и автомобилей. Важно запечатлеть происшествие с разных ракурсов, чтобы были видны дорожные знаки и положение столкнувшихся машин. Зафиксировать место аварии можно и на видеокамеру.

После фиксации разрешено отогнать ТС, чтобы освободить дорогу и не мешать другим участникам движения.

На втором этапе нужно записать данные свидетелей. Это поможет в случае, если страховая откажется выплачивать компенсацию, и участникам ДТП придется доказывать наступление страхового случая.

На третьем этапе заполняется бланк. Сначала запишите все данные на черновик, затем проверьте написанное на отсутствие ошибок и внесите в извещение.

Какая информация вносится в Европротокол:

  • место, дата и время происшествия;
  • сведения о водителях;
  • сведения об автомобилях;
  • обстоятельства происшествия;
  • ущерб, причиненный транспортному средству.

Следующим действием будет составление схемы места ДТП. Указываются названия улиц и номера домов (если есть), траектория движения автомобилей, положение машин после столкновения. Обязательно в схему вносятся дорожные знаки, разметки и светофоры.

Второй лист каждый водитель заполняет самостоятельно. В нем дублируются сведения о ТС, водителях и страховке ОСАГО. После заполнения бланка информация проверяется и заверяется подписями на обеих частях извещения.

В течение пяти дней с момента аварии пострадавшая сторона обращается в свою страховую компанию и пишет заявление на получение компенсации. При себе должны быть документы:

  • паспорт;
  • страховой полис или договор;
  • СТС;
  • заполненный бланк Европротокола.

Страховщик рассматривает заявление и направляет автомобиль на оценку. По результатам выдается направление в автомобильную мастерскую для проведения ремонта. Согласно п.15 ст.12 закона об ОСАГО, с 2017 года выдача компенсации наличными деньгами собственникам ТС, зарегистрированных на территории РФ, не производится. Если сумма ущерба превысила установленный лимит, недостающую сумму можно взыскать с виновника ДТП через суд.

Водители редко пользуются Европротоколом ввиду сложности заполнения бланка и рисков, связанных с отказом страховой от выплаты компенсации. Но при соблюдении всех правил можно в течение часа решить вопрос с регистрацией ДТП и отправиться по своим делам.

Каждый автолюбитель должен знать, как составить европротокол при ДТП.

Это очень удобный инструмент, который позволяет более-менее оперативно урегулировать вопросы с оформлением дорожно-транспортного происшествия. Согласитесь, раньше люди часами ждали экипаж ГИБДД для оформления факта столкновения автомобилей. А если такое событие произошло на парковке, ожидание могло длиться очень и очень долго.

  Европротокол при ДТП (253,4 KiB, 9 641 hits)

Составлять европротокол при ДТП можно только при наличии нескольких условий одновременно. И поскольку компенсировать ущерб в таких случаях должны страховые компании (при условии оформления ОСАГО водителями), заполнять документы нужно внимательно и в определенном порядке. Мы расскажем актуальную информацию о составлении европротокола. При наличии неясностей или затруднений, обратитесь, пожалуйста, к дежурному юристу сайта. Получить вовремя консультацию – гораздо удобнее, чем обращаться с иском в суд при неправильном оформлении ДТП.

  1. Дорожно–транспортное происшествие произошло с участием двух автотранспортных средства. Оба владельца участвующих автомобилей обязаны застраховать свою ответственность, то есть должны иметь полис ОСАГО.
  2. По итогу происшествия отсутствуют пострадавшие и не нанесён ущерб имуществу третьих лиц. Иными словами, повреждены машины лишь участников ДТП.
  3. Среди участников происшествия отсутствуют разногласия по нанесению ущерба автомобилю потерпевшего, виновник аварии подтвердил свою вину, об этом указано в бланке извещения о ДТП, заполненного и подписанного участниками происшествия. Если вину не признает один из участников происшествия нужно обращаться к сотрудникам дорожно – патрульной службы.
  4. Сумма страхового возмещения, которую надо выплатить пострадавшим, с 1 июня 2018 года не может превысить 100 000 руб, до этого было вообще 50000 руб. Если потерпевшая сторона полагает, что данного размера недостаточно для восстановления и ремонта автомобиля, тогда надо приглашать сотрудников ГИБДД. В федеральных городах Москве, Санкт – Петербурге, а также Московской и Ленинградской областях при заполнении европротоколов, и при предоставлении информации с навигационных спутниковых систем страховая выплата составляет 400 000 руб.

Когда составляется европротокол?

  1. Столкновение произошло с участием только двух автотранспортных средств.
  2. Оба владельца автомобилей имеют действующий полис ОСАГО.
  3. Отсутствуют пострадавшие, то есть ущерб причинен только самой машине.
  4. Нет разногласий и возражений в обстоятельствах случившегося происшествия между сторонами.
  5. Одна из сторон признает свою вину.
  • в ДТП участвовало более двух автомототранспортных средств;
  • имеются пострадавшие;
  • ущерб причинен третьим лицам;
  • у участников ДТП либо у одного из них отсутствует полис ОСАГО;
  • виновник ДТП не признает своей вины либо имеются иные разногласия в отношении обстоятельств произошедшего.

Во всех этих случаях необходимо вызывать сотрудников ГИБДД на место ДТП.

  • экономией временем (вся процедура по оформлению отнимает не больше часа, что даже меньше ожидания приезда ДПС, не говоря уж о составлении ими документов);
  • предотвращением образования пробок на проезжей части, а также избежания штрафа за создание препятствия автомобильному потоку. Напомним, что в ПДД предусмотрена обязанность водителей при незначительных повреждениях освобождать проезжую часть;
  • удобством автолюбителей. При достижении согласия не нужно верить на слово, обмениваться расписками и т.д. Все обстоятельства будут указаны в официальном документе, отказаться от которого не получится;
  • уплачивать штраф за нарушение ПДД в связи с аварией. Ведь сотрудники ДПС не только фиксируют обстановку ДТП, но привлекают к адм. ответственности виновного водителя. Кстати, поэтому в составлении протокола должен быть заинтересован не только потерпевший, но и виновник;
  • европротокол пригоден также и для случаев выплат по КАСКО.

Кроме того, важно соблюдение других требований, предусмотренных законодателем:

  1. участников происшествия должно быть двое, и у каждого них – действующий полис ОСАГО. Если один из водителей с прицепом, то это считается, что это одно ТС;
  2. нет разногласий не только по сумме ущерба, но и по всем обстоятельствам, а главное – по установлению виновности одного из водителей. Однако, если разногласия всё же имеются, то при фиксации места ДТП на технические средства ЭРА-ГЛОНАСС или с помощью программы АИС РСА (технические средства контроля, фиксирующее некорректируемым образом обстановку ДТП: координаты места, время, имеющиеся повреждения и пр.) можно обойтись без присутствия представителей ГИБДД. Фотографии и прочие данные загружаются хотя бы одним водителем в базу данных союза автостраховщиков и небольшие разногласия водителей не будут препятствием для составления европротокола по упрощенной процедуре;
  3. произошедшее подробно описано и подтверждено обоими;
  4. нет жертв (повреждения причинены только одному или обоим автомобилям, но не людям);
  5. не пострадало иное имущество (дорожные знаки, покрытия, ограждения, крупные зеленые насаждения, близстоящие здания и пр.);
  6. ДТП произошло на территории РФ. В других странах, даже входящих в Евразийский экономический союз правила другие.

Если ситуация подпадает под указанные признаки, можно воспользоваться правом на упрощенное урегулирование конфликта на дороге. В противном случае, когда обстоятельства аварии не соответствовали перечисленным моментам, страховая компания откажет в выплате.

Как правильно заполнить европротокол при ДТП?

Пример. Петров В.В. и Иванов А.А. на своих автомобилях совершили столкновение. В результате причинен ущерб машине Иванова А.А. (Петров В.В. по их обоюдному согласию был признан виновником). Поскольку по всем основным вопросам разногласий не было, сумма предполагаемого ущерба была меньше максимального размера (100 000 рублей), мужчины составили европротокол. Впоследствии выяснилось, что столкновением двух машин указанных граждан был причинен ущерб еще и постороннему человеку, вернее, его автомобилю. Так, при неудавшемся маневре машина Петрова В.В. слегка задела грузовое транспортное средство, припаркованное неподалеку. Поскольку в аварии участвовало более двух фигурантов, страховая отказала в выплате. Обжалование такого решения не принесло положительного результата. Здесь во внимание не примут даже добросовестное заблуждение водителей, которые объективно не заметили повреждение третьего автомобиля.

На практике существуют множество нюансов, которые затрудняют использование сокращенного способа решения вопросов по возмещению убытков, поскольку:

  • не у всех водителей (особенно у пенсионеров) имеется при себе смартфоны с видеокамерами, которыми можно правильно зафиксировать положение при аварии;
  • многие водители видят протокол первый раз именно тогда, когда уже случилось ДТП —  в стрессовой ситуации, поэтому грамотно оформить документ, внимательно и спокойно прочитать бланк у них нет. В лучшем случае будут вызваны сотрудники ГИБДД («лучше уж я дождусь, но будет зафиксировано все правильно»), в худшем – бланк будет заполнен с нарушениями. Что поставит под сомнение реальную выплату потерпевшему;
  • неопытные водители вообще не знают о таком способе урегулирования ситуации на дороге. В автошколах еще только начинают доводить до сведения учащихся основные правила «упрощенки».

Если есть какие-либо особенности психологического или иного характера, препятствующие использованию упрощенного порядка, лучше вызвать ДПС.

  • если отсутствуют пострадавшие.
  • если отсутствуют разногласия.
  • если произведена видео или же фотосъемка происшествия.
  • если авто пострадало из-за задевания мелкой преграды при парковке или похожих случаях.
  • мелкая авария, тогда стоит позвонить в ГИБДД и рассказать подробно обо всех обстоятельствах ДТП, а также выполнить все инструкции.

Данные новшества в европротоколе начали действовать с первого июля 2015 года. Сам премьер рассказал о новых правилах то, что изменения помогут значительно упростить процедуру оформления ДТП и существенно сократить ее. Теперь ДТП будут делить на несколько видов, для каждого из которых будут существовать определенные правила поведения.

Данная схема уже давным-давно оправдала себя на Западе, где водители самостоятельно и цивилизованно решают конфликтные ситуации на автодорогах.

Правила оформления ДТП по европротоколу

Этот документ представляет собой 3 листа, где первые два – это бланки для каждого водителя, а последний лист – инструкция по заполнению. Если вы не знаете или не помните, как заполнять, рекомендую изначально ознакомиться с правилами, указанными в инструкции. Потому что если вы заполните документ неправильно, то страховщик имеет право отказать вам в компенсации ущерба.

Но если вы распечатали бланк с интернета, то листы у вас будут обычными и копироваться ничего не будет. Для удобства вы можете положить копировальную бумагу между листами, либо заполнить бланк повторно. Но вся информация в нем должна совпадать с первым бланком.

Основные правила

Важно придерживаться установленных правил, для того чтобы в дальнейшем не пришлось переписывать извещение:

  1. Все сведения вносите шариковой ручкой, тогда они хорошо откопируются на втором листе. Не допускается использование маркеров, карандашей, ручек других цветов, кроме синего и черного.
  2. Все сведения должны быть написаны понятным почерком. Лучше заполнять печатными буквами, чтобы потом не возникло вопросов к написанному.
  3. Обязательно должны быть заполнены все поля и все страницы бланка. Там, где информацию предоставлять не требуется, надо ставить прочерк или большую Z.
  4. Бланк не должен быть мятым, рваным. Это документ, поэтому он должен быть надлежащего вида.
  5. Не допускается зачеркиваний, исправлений, помарок. Но если требуется внести корректировку, ее надо заверить подписью и фразой «Исправленному верить».

При составлении европротокола потребуется только один комплект европротокола. Поэтому не имеет значения, кто из участников происшествия его предоставит.

Пошаговая инструкция

Заполнять бланк надо обязательно в присутствии обоих водителей, так как потребуются сведения о каждом из них. Чтобы избежать дополнительных разногласий, лучше делать это вместе.

Как правильно заполнить европротокол при ДТП?

Порядок действий будет следующий:

  1. Место ДТП: прописываем город и адрес ближайшего здания. Если это трасса, то указываем ее название и примерный километр от крупного населенного пункта.
  2. Дата: вписываем не только день, но и время события поминутно.
  3. Количество ТС: их может быть только 2, если вы оформляете протокол без вызова ГИБДД.
  4. Количество раненых, погибших везде ставим прочерки, потому что при их наличии вы не имеет право оформить ДТП самостоятельно без правоохранительных органов. Но при заполнении этого документа при ГИБДД вы должны указывать фактические данные в документе.
  5. Освидетельствование, в нашем случае ставим крестик к слову «нет», так как направить на него имеют право только сотрудники правоохранительных служб.
  6. Материальный ущерб третьим ТС, имуществу: также ставим крестик к слову «нет», потому что в ином случае вызов ГИБДД будет обязательным.
  7. Свидетели: лучше всего будет, если вы сможете найти незаинтересованного свидетеля, находившегося рядом. Здесь надо указать ФИО, адрес, телефон человека.
  8. Оформление сотрудником ГИБДД: указываем, что не проводилось.
  9. С 9 до 15 пункта надо заполнять за обоих водителей. Один из них будет водителем автомобиля «А», другой водителем автомобиля «В». При этом в отношении виновности, неважно, кто будет под какой буквой. В п. 9 указываем сведения из СТС: марку автомобиля, VIN, государственный номер, реквизиты СТС.
  10. Собственник: также указываем из свидетельства о регистрации вашего автомобиля. Кроме ФИО надо указать еще и адрес регистрации.
  11. Водитель: он может быть владельцем авто или другим человеком. Здесь надо указать не только ФИО и адрес, но и телефон, номер водительского удостоверения, категорию прав и дату их выдачи, название документа, на основании чего этот человек управлял данным ТС.
  12. Страховщик: сюда вписываем его название из страхового полиса, далее реквизиты этого полиса, срок действия. Также надо сделать отметку, если ли страхование от ущерба (КАСКО).
  13. Место удара: здесь надо отметить то место, которым первоначально вы столкнулись с другим ТС. Будьте внимательны, так как там изображены 3 ТС: грузовик, легковой автомобиль и мотоцикл. Выбирайте ТС, соответствующее габаритам вашего.
  14. Перечень повреждения: здесь мы указываем только видимые повреждения деталей. Для этого надо внимательно осмотреть свой автомобиль на наличие сколов, царапин, трещин и прочих появившихся дефектов.
  15. Замечания: здесь надо указать, считаете ли вы себя виновным. Для обоюдного заполнения документа один из водителей должен написать, что признает себя виновным, а второй не признает себя виновным. На основании этого страховщик выплатит компенсацию невиновному и востребует ее со страховой компании виновного.
  16. Обстоятельства ДТП: этот пункт очень важен. Здесь надо быть очень внимательным, так как отметки и своих действиях должны поставить оба водителя. На практике при заполнении европротокола многие допускают здесь ошибки. Водитель ТС «А» должен сделать отметки с левой стороны, ближе к колонке, где он вносил сведения о себе. Водитель ТС «В» ставит отметки правее. Сначала прочитайте все возможные пункты и определите, что должен отметить каждый из водителей. Также внизу не забудьте поставить количество клеток, где вы сделали отметку.
  17. Схема: большинство водителей не любят именно этот пункт, потому что бывает иногда очень сложно изобразить понятную схему аварии. Вы должны изобразить схематично два прямоугольника «А» и «В» в момент столкновения на дороге. Кроме этого вокруг вы должны отметить расположение дорожной разметки, наличие полос, направление движения (стрелочками), а также указать номер дома или другого здания, чтобы понимать расположение машин относительно улицы. Помимо этого желательно отметить все дорожные знаки и светофоры.
  18. Подписи: их ставят оба участника, что является подтверждением правильности введенных данных и согласия с тем, что написано.

Рекомендую проверить действительность полиса ОСАГО второго водителя не только по распечатанному документу, так как он может оказаться поддельным, а также по электронной базе. Сделать это легко. Достаточно войти на сайт РСА и воспользоваться услугой проверки действительности полиса.

На оборотной стороне каждый водитель заполняет сведения самостоятельно:

  1. ТС: надо указать, водитель какого автомобиля заполняет эту сторону.
  2. Обстоятельства: Здесь вы должны кратко, но точно описать, при каких обстоятельствах произошло столкновение. Также вы должны указать все факты вашей невиновности и вины другого водителя. Здесь же указываете свидетеля аварии. После окончания текста поставьте Z, чтобы никто не смог за вас дописать лишнего.
  3. Водитель ТС: здесь надо указать, кто управлял автомобилем: владелец или иной человек.
  4. Сведения о других ТС: здесь ставим прочерки, так как составление этого документа без вызова сотрудников правоохранительных органов не допускает участие более 2 средств.
  5. Повреждения имущества: всегда будет прочерк, если пострадали только автомобили. Если ущерб был причинен другим материальных средствам, вызов ГИБДД будет обязательным.
  6. Возможность передвижения ТС своим ходом: отмечаем в соответствии с действительностью.
  7. Примечания: здесь можно указать все, что вы считаете нужным дополнительно сообщить страховой компании. Это могут быть сведения о том, что у вас есть запись видеорегистратора или запись на телефон последствий столкновения.
  8. Подпись, дата, расшифровка.

Посмотреть наглядный пример заполнения вы можете в этом видео.

Заполненные бланки необходимо предоставить страховщикам. Виновный участник должен направить его в течение 5 дней (однако страховой договор может предусматривать иной срок подачи), а невиновный в течение 15 дней. Если этот срок будет пропущен невиновным участником,  то страховщик может отказать ему в компенсации ущерба. В этом случае он вправе через суд требовать компенсации ущерба с виновника  происшествия. Аналогичный риск есть и в случае, если извещение будет составлено неправильно, и на этом основании страховщик откажет в выплате.

Если виновный водитель своевременно не известит своего страховщика о произошедшей аварии, то страховая компания вправе предъявить ему требование о компенсации ей выплаченного ущерба невиновному участнику.

Поэтому крайне важно сразу обращаться в страховую компанию для извещения ее о произошедшем. Потому что в противном случае последствия могут быть очень негативными. Будьте внимательны при составлении европротокола, а также удачи вам на дорогах!

  1. Каждый водитель выбирает и заполняет свою колонку лицевой части (любую – слева или справа). Вносятся общие данные по дорожному происшествию и составляется схема ДТП:
  2. Обозначаются улицы с названиями и прилегающие объекты.
  3. Указываются знаки и светофоры, разметка.
  4. Фиксируется расположение машин – «А» и «Б», в соответствии с выбранной колонкой.
  5. Отмечаются направления движения автомобилей.

При этом желательно использовать типовые схемы . Далее листы разъединяются и подписываются водителями с заполненной стороны в соответствующих графах нижней части формы. Каждый ставит в сумме четыре подписи: по две на каждом из разъединённых бланков.

  1. После этого участники ДТП заполняют по отдельности каждый свою часть комплекта с оборотной стороны. Основным разделом здесь остаётся описание обстоятельств происшествия. Также отмечается:
  2. Кто из водителей заполняет оборотную сторону данного листа («А» или «Б»)?
  3. Кто управлял авто – собственник или иное лицо?
  4. Может ли машина двигаться самостоятельно? Если нет – то где она находится.

При «Европротоколе» заведомо не актуальны позиции относительно участия в ДТП более двух транспортных средств и повреждения иного имущества. В них ставятся прочерки как и в «Примечании», если оно остаётся не заполненным. Ставится дата, подпись, имя и фамилия.

Как правильно заполнить европротокол

Далее в течение пяти рабочих дней каждый водитель направляет своему страховщику оформленный экземпляр бланка «Извещения». Потерпевший делает это вместе с подачей заявления о выплате. Наглядная схема действий при «Европротоколе» размещена на профильной странице интернет-портала Российского союза автостраховщиков (РСА).

Европротокол — бланк

Сумма ущерба, покрываемая европротоколом

П. 4 ст. 11.1. ФЗ № 40 предусматривает положение о том, что при оформлении документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции сумма страхового возмещения не может превышать 50000 рублей. При этом п. 5 указанной нормы права делает некоторое исключение из общего правила, то есть ограничение в выплате денежных средств на возмещение ущерба не применяется для лиц, ДТП с участием которых произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга либо их областей, но при этом они должны представить страховщику некорректируемые данные фиксации происшествия (лимит в этих случаях может достигать 400000 рублей).

Порядок заполнения

Пошаговая инструкция

Пункт 1 – место аварии. Указывается ближайшая улица, дом, строение. Если ДТП случилось вне населенного пункта, прописывается наименование дороги, трассы, фиксируется километр / направление движения.

Пункт 3 – число поврежденных автомобилей. Оформление европротокола допускается только, если их не более 2-х, при указании большего значения он будет отклонен.

Пункт 4 – европротокол оформляется, если нет ни раненых, ни погибших при ДТП, в обе графы ставится прочерк.

Пункт 7 – данные о свидетелях. Их полезно указать на случай возникновения спора – либо с виновником происшествия, либо со страховщиком.

Пункт 8 – поскольку заполнение европротокола производится без участия дорожной полиции, это отмечается «галочкой» в соответствующей графе.

Пункты 10 и 11 – данные о собственнике ТС и водителе. Могут расходиться, если, например, машина управлялась по доверенности. Но страховку получит только ее владелец.

Пункт 15 – замечание. Чтобы заполнить европротокол при ДТП 2019/2018 верно, в этом пункте один из водителей должен письменно признать свою вину (например, «Признаю, что виновен в ДТП»), а второй участник аварии фиксирует свою невиновность.

Пункт 16 – содержит обстоятельства ДТП и 2 боковых столбика. Каждый водитель ставит «галочки» в своем столбце. При возникновении разногласий они должны быть зафиксированы при помощи технических средств.

Чтобы не получить от страховщика отказ в ремонте машины, при заполнении бланка Европротокола нужно руководствоваться несколькими правилами:

  • Бланк заполняют оба водителя, каждый — свое извещение, выданное страховщиком.
  • Не стоит сразу вносить сведения в банк. Документ не должен содержать исправлений и зачеркиваний, поэтому изначально запишите всю информацию на черновике.
  • Сведения вносятся простой синей ручкой печатными разборчивыми буквами.
  • Если в документе для занесения информации не хватает места, к документу можно приложить дополнительный листок, где указаны необходимые сведения. В самом протоколе отметьте, что информация содержится в приложении №1. Листок пронумеруйте соответствующим образом (приложение №1).
  • Внесенные в документ правки заверяются подписями обоих водителей.
  • Для получения помощи можно вызвать на место ДТП аварийного комиссара.
  • Водители оформляют одно извещение на двоих. Один вносит записи в колонку «А», а второй водитель – в колонку «Б». Ставятся подписи и бланк разъединяют
  • Каждый из участников происшествия берет один из экземпляров и заполняет его оборотную сторону
  • Если после заполнения выяснилось, что необходимо внести исправления, то они заверяются подписями обоих водителей

После составления Европротокола участники могут разъезжаться, обменявшись номерами мобильных телефонов.

Правильное заполнение бланка извещения гарантирует отсутствие препятствий при принятии его страховой компанией в качестве действительного документа. При заполнении его карандашом или другим пишущем или оставляющем следы инструментом бланк принят не будет.

Последовательность действий при заполнении:

  1. Заполнение лицевой стороны обоими водителями. Каждый заполняет только свою колонку
  2. Проставление двух подписей каждым из водителей. Одна из них ставится под внесенной информацией, а вторая – под графой «Согласие»
  3. Разъединение бланка на две части
  4. Заполнение каждым из водителей своей части самостоятельно с оборотной стороны

Если внесены исправления до разъединения частей, то около них ставятся подписи обоих водителей, а если после, подпись ставит второй водитель, что он не имеет возражений.

Чтобы выяснить, как заполнять данный документ при наступлении аварии, надо изучить инструкцию.Оформляется титульная сторона извещения о ДТП, тут указываются следующие данные:

  • где и когда совершено происшествие. Здесь нужно зафиксировать адрес места столкновения, если это произошло на трассе, отметить ее направление, и даже на каком километре трассы это произошло. Желательно делать привязку к объектам, таким как столбы линий электропередач, а еще лучше капитальные строения. Время нужно отмечать точно до минуты;
  • фиксируется информация об автомобилях “2” (см. рис. ниже), подвергшихся повреждениям и об отсутствии потерпевших людей “0”. Европротокол заполняется, когда повреждены не более 2-х машин, и нет раненых или погибших участников;
  • вписываются Ф.И.О. и телефоны свидетелей происшествия;
  • заносится информация по автомобилям (VIN номер, гос. рег. знак и т.д.), а также лицам, управляющим ими в момент столкновения;
  • вписывается название СК (компании), оформившей полис страхования ответственности, номер страхового документа и на какой период он оформлен;
  • записываются поврежденные детали автомобиля;
  • фиксируется схема происшествия. Как оформить ее? На отдельном листе бумаги указывается место, где произошла авария, заполняются название улиц, номера домов, указывается наличие светофоров, дорожных знаков. Автомобили, изображаются с помощью литер «А» и «В», как они отображены в извещении, движения машин указывается стрелками, место происшествия буквой «Х». Нужно расшифровать все обозначения на схеме;
  • ждем положенной выплаты.
  1. прекратить движение;
  2. установить знак аварийной остановки;
  3. зафиксировать положение предметов на проезжей части. Нужно уделить внимание не только повреждениям машин, но и зданиям, дорожным знакам или другим ориентирам, которые находятся поблизости. Проекцию (контуры на асфальте) автомобилей следует обвести мелом и дополнительно сфотографировать после того, как автомобили будут удалены с места ДТП.

Последняя обязанность автомобилистов очень важная именно при составлении европротокола. Ведь представители ГИБДД в фиксации не участвуют и, соответственно, не могут подсказать, на что обратить внимание. Поэтому фотографировать (можно также дополнительно сделать видеосъемку) необходимо с нескольких ракурсов, приближенно и отделено, словом – максимально подробно. В объектив должно попасть:

  • общая обстановка аварии;
  • взаиморасположение автомобилей;
  • поврежденные части машин;
  • части автомашин (осколки, механизмы, декоративные элементы, пятна технических жидкостей) на дороге;
  • следы торможения;
  • государственные знаки автомобилей;
  • при возможности лица участников ДТП.

При полной уверенности, что все условия для возможности обойтись без ДПС соблюдены, можно приступать к непосредственному заполнению бланка. Он выдается каждому водителю при оформлении ОСАГО. Пользоваться нужно типографскими бланками. Если при получении полиса не выдавали бланк нужно заблаговременно обратиться в страховую для получения. На худой конец, распечатать с официального сайта ГИБДД, страховой компании. Использовать самофабрикованные не следует, так как это может стать одной из причин в отказе выплаты возмещения.

Преимущества и недостатки Европротокола

Данный документ появился в России относительно недавно и был внедрен для реализации следующих целей:

  • уменьшение нагрузки на правоохранительные органы;
  • уменьшение пробок в часы-пик;
  • быстрое освобождение дороги после ДТП (оформление Европротокола занимает намного меньше времени, чем стандартная регистрация аварии);
  • уменьшение числа регистрации административных правонарушений (при вызове ГАИ виновнику придется заплатить штраф).

Но есть и недостатки:

  • необходимость в самостоятельной оценке ущерба, что иногда сделать очень проблематично;
  • если документ будет оформлен с ошибками, страховая компания может отказать в выплате компенсации.

Вопрос — ответ

Законодательная регламентация вопросов, связанных с оформлением европротоколов, не является достаточно развитой на сегодняшний день. Именно поэтому автовладельцы не спешат прибегать к такой форме разрешения «конфликта на дороге», поскольку не владеют достаточной информацией по этому поводу. В связи с этим постараемся ответить на самые распространенные вопросы об извещении о ДТП.

При оформлении полиса ОСАГО сотрудник страховой фирмы выдает специальный бланк извещения о ДТП без участия ГИБДД. Там же можно получить его снова, если ранее выданный бланк был использован или утрачен.

Помимо этого, любой желающий может найти форму в официальном источнике, то есть в правовом документе. Однако в этом случае важно понимать то, что такой бланк не будет типографским, он не будет иметь свойства к копированию (касается лицевой стороны), то есть сведения придется заносить дважды.

КАСКО является добровольным видом страхования, причем касается оно непосредственно самого имущества. Полис ОСАГО подтверждает то, что гражданин застраховал свою автогражданскую ответственность, поскольку является собственником источника повышенной опасности. В связи с этим отсутствие полиса ОСАГО при наличии КАСКО не позволяет оформить ДТП по европротоколу согласно нормам действующего законодательства РФ.

ПДД, а также ФЗ № 40 позволяют в некоторых случаях оформлять дорожно-транспортное происшествие без участия сотрудников ГИБДД. Подробно об этом рассказано выше.

В данном случае составление извещения о ДТП является невозможным, поскольку нельзя с достоверностью установить обстоятельства произошедшего события, кроме как по результатам назначенной специальной судебной экспертизы (то есть необходимо присутствие сотрудников ГИБДД).

В завершение рассматриваемой темы следует обратить внимание на то, что при случившемся ДТП не всегда является обязательным присутствие сотрудников правоохранительных органов. Участники происшествия при отсутствии разногласий, а также с учетом условий, предусмотренных действующим законодательством РФ, могут самостоятельно оформить все необходимые документы и обратиться с ними в страховую фирму.

Вопрос:При составлении европротокола мы забыли указать, кто является виновником. В то же время, в бланке подробно указана схема ДТП, из которой хорошо видно, кто должен был, но не уступил дорогу. Какова вероятность отказа страховой в выплате?

Конечно, виновность одной стороны и отсутствие возражений по этому поводу с другой стороны в протоколе должны быть обязательно. Но существенное значение имеет и то, как составлена схема происшествия – если по ней «вычислить» виновного не составляет труда, то оспорить отказ в страховом возмещении можно с большими шансами в суде. Дополнительным плюсом для подтверждения доводов участников столкновения будет приложение видео-материалов с видеорегистратора и фотографий повреждений.

Вопрос:При составлении европротокола другой водитель (виновник) предложил за меня заполнить мою колонку, поскольку я плохо вижу мелкий шрифт. Я согласился и теперь сомневаюсь, правильно ли я сделал?

Конкретно в вашем случае все зависит от страховой компании, примет ли она такое извещение, а также в правильности детального изложения случившегося. По общему правилу, каждый водитель собственноручно заполняет свою колонку, в конце ставит подпись. Если из-за близорукости или других причин одному из водителей заполнить свою сторону протокола затруднительно, надежнее вызвать сотрудников ГИБДД.

Вопрос:ДТП произошло во вторник, извещение о нем я принес в страховую компанию в следующий понедельник. У меня отказываются брать извещение, мотивируя тем, что истек пятидневный срок подачи. Как быть?

Действия сотрудников страховой компании незаконны. Участнику аварии дается пять рабочих дней для того, чтобы он известил своего страховщика. Направьте заказным письмом заявление и извещение в адрес страховой, а в случае отказа в выплате у вас будет основание для обращения в суд и практически 100%-ый шанс доказать свою правоту.

Вопрос:У меня оформлено КАСКО. Я внимательно прочел договор страхования и в нем указано, что без сведений из ГИБДД страховая компания вправе отказать в выплате. Как это понимать и означает этот пункт договора невозможность разрешения ситуации на дороге составлением протокола?

Поскольку вы заключили договор, в котором четко предусмотрены требования по представлению конкретных данных об аварии, вам следует всегда вызывать на место сотрудников ГИБДД. Если вопреки пункту об обязательном предоставлении справки из ГИБДД вы оформите европротокол, придется обращаться в суд, поскольку страховая, вероятно, в выплатах откажет.

Вопрос:По европротоколу мне выплатили 100000 рублей. Как оказалось, есть множество скрытых повреждений, и стоимость ремонта превышает лимит (оценка соответствует 134000). Как мне можно получить недостающую сумму?

К сожалению, гражданин, оформивший европротокол, не может оспаривать сумму, которая ему была выплачена, по основанию превышения лимита. Лишь с июня 2018 г. сумма лимита достигнет 100 000 руб.


Ваш комментарий

Эксперт
Дмитрий Андреевич - владелец нескольких страховых фирм, по образованию автослесарь высшего разряда. Знает все про автострахование и делится интересным опытом и полезными советами.
Новые статьи и материалы