11.12.2018      16      0
 

Порядок действий при оформлении ДТП без ГИБДД


При каких условиях происшествие оформляется

Всем известно, что в некоторых случаях просто невозможно обойтись без ГИБДД при оформлении ДТП.

Но есть некоторые случаи, когда это все-таки возможно (пункт 2.6.1 ПДД):

  • ДТП произошло с участием двух автомобилей;
  • вред нанесен только автомобилю;
  • участники аварии не имеют никаких претензий друг к другу.

Если все эти пункты соблюдены, то можно обойтись и без ГИБДД, а это тем самым сэкономит ваше личное время и нервы.

Этих средств может хватить лишь на незначительный ремонт, поэтому, перед тем, как начинать самостоятельно составлять протокол о ДТП, лучше всего будет созвониться с какой-нибудь автомастерской и узнать приблизительную сумму ремонта автомобиля.

При всем этом, для самостоятельного оформления ДТП хотя бы у одного из водителей, попавших в ДТП, должно быть извещение о дорожно-транспортном происшествии. Но лучше, если у каждого из водителей будет такой документ, так как в случае неправильного заполнения можно воспользоваться вторым экземпляром.

Оформить дорожно-транспортное происшествие можно без вызова инспекторов ГИБДД, как самостоятельно так, и при помощи аварийных комиссаров. Однако сделать это можно в случае соблюдения определенных условий.

Аварийным комиссаром

ДТП может быть оформлено аварийным комиссаром. Это – соответствующий специалист, который имеет определенную квалификацию и получил разрешение на осуществление подобной деятельности.

В качестве аварийных комиссаров на практике в основном выступают представители страховых компаний, которые приехали на место происшествия по звонку участников дорожно-транспортного происшествия.

Аварийный комиссар может предоставлять различные услуги, вплоть до психологической помощи пострадавшим в результате ДТП. При необходимости он также может позвонить в скорую помощь.

К числу предоставляемых аварийным комиссаром услуг можно отнести следующие:

  • осмотр места происшествия;
  • проведение опроса участников и очевидцев ДТП;
  • оценка размера причиненного вреда и т.д.

При необходимости аварийный комиссар сделает фотографии места происшествия и составит ее схему, которую, как правило, составляют сотрудники ГАИ. Аварийный комиссар также поможет в оформлении и заполнении необходимых бумаг.

Самостоятельно

Участники ДТП также могут самостоятельно оформить все бумаги и не вызвать на место происшествия сотрудников ГАИ.

Но необходимо соблюдение следующих условий:

  • если во время аварии участвовало не более чем два транспортных средства. В противном случае обязательно нужно будет вызывать сотрудников Госавтоинспекции;
  • если при ДТП урон был причинен только транспортному средству. В случае если пострадали люди, то оформление аварии происходит исключительно лишь в присутствии инспекторов ГИБДД. Также вызов сотрудников Госавтоинспекции потребует и при нанесении вреда другому человеку;
  • когда оба участника ДТП имеют страховой полис ОСАГО;
  • в случае когда размер ущерба в результате аварии не превышает размер в 50 тысяч рублей. Однако при этом следует учитывать, что если оформление ОСАГО произошло ранее 02. 08. 2014, то в этом случае размер ущерба не должен превышать 25 тыс. рублей;
  • если участники ДТП пришли к взаимопониманию и не имеют разногласий, которые касаются обстоятельств происшествия и полученных в результате этого повреждений транспортных средств.

Стоит учесть, что оформление ДТП без привлечения инспекторов Госавтоинспекции возможно также и тогда, когда один из участников столкновения не является собственником транспортного средства.

При обнаружении других деформаций, которые были произведены в результате данного ДТП, и которые при этом не были указаны в соответствующей документации, страховщик имеет право в соответствии с законодательством не выплачивать за это страховое возмещение.

Когда нужно вызывать ГИБДД

Если все вышеуказанные условия выполняются, оформление ДТП может быть осуществлено по Европротоколу. Его бланк обычно прилагается к полису ОСАГО вместе с извещением о ДТП. Не стоит загружать бланк из непроверенных источников. Его форма не всегда соответствует установленным требованиям. Заполнить документ можно самостоятельно или обратиться за помощью к аварийному комиссару. Его услуги могут быть включены в купленный пакет страхования или предоставляться отдельно.

Если у участников аварии присутствуют разногласия, в происшествии пострадали люди, стороны не могут разобраться, кто является виновником случившегося, или в результате ДТП нанесли ущерб госимуществу, без вызова сотрудников ГИБДД не обойтись. Водитель должен связаться с представителями уполномоченного органа, не покидая места аварии.

Дорожная авария подразумевает наличие виновной стороны и пострадавшей. Естественно, виновник обязан возместить ущерб, обратившись к страховщикам. Но для этого необходимо подтвердить ДТП, стоимость ущерба и т.д. Обычно при составлении и оформлении бумаг без ГИБДД не обойтись, но иногда можно составить извещение самостоятельно.

Итак, по российским законам можно оформить ДТП без ГИБДД. Но для этого требуется соблюдение определённых требований. Итак, для оформления ДТП без ГИБДД необходимо, чтобы:

  1. В результате аварии не было пострадавших, а нанесён лишь небольшой материальный ущерб.
  2. В ДТП принимали участие только две машины. Если больше, то понадобится присутствие сотрудников ГИБДД.
  3. У участников аварии не было никаких разногласий.
  4. Оба водителя имели действующую страховку ОСАГО.

Если хотя бы одно из этих условий не соблюдено, то самостоятельное оформление будет признано незаконным.

Порядок оформления ДТП по новым правилам в 2018 году

Если стороны пришли к взаимному решению не вызывать сотрудников полиции на место происшествия, у них есть три варианта развития событий (п. 2.6.1 ПДД):

  • оформить ДТП на ближайшем посту ДПС, предварительно зафиксировав положение автомобилей на фотоаппарат или видеокамеру;
  • оформить дорожное происшествие самостоятельно, заполнив Извещение о ДТП;
  • не оформлять документы, если участникам они не нужны.

Рассмотрим порядок действий при каждом варианте. Первые шаги одинаковы для всех участников:

  1. Остановить (или не трогать с места) автомобиль.
  2. Включить аварийную сигнализацию.
  3. Установить знак аварийной остановки.
  4. Проверить самочувствие всех людей, имеющих отношение к ДТП.

Убедившись в отсутствии причин для вызова ГИБДД, участники согласовывают дальнейшие действия. Порой накал страстей мешает взаимодействию сторон. Если эмоциональное состояние одного из участников препятствует решению проблемы, следует вызывать полицию.

Если ваша ситуация подходит под условия, которые предусмотрены для самостоятельного оформления происшествия, вы должны действовать в следующей последовательности:

  1. При столкновении с другим транспортным средством необходимо остановиться, заглушить двигатель, включить аварийную сигнализацию и выставить аварийный знак. При его установке надо соблюдать правила. В населенном пункте он должен быть установлен не ближе 15 м, а за его территорией не ближе 30 м.
  2. Выяснить у своих попутчиков, а также у пассажиров другой машины, нужна ли кому-нибудь медицинская помощь.
  3. Если никто не пострадал, то продолжаем действовать по данной инструкции.
  4. Зафиксируйте на фото и видео расположение автомобилей. Обязательно снимайте так, чтобы было понятно, кто в каком направлении двигался, куда пришелся удар при столкновении. Также заснимите дорожную разметку, знаки, месторасположение автомобилей на дороге. Заснимите окружающие дома, чтобы было понятно, относительно чего вы расположены на дороге.
  5. Далее автомобили необходимо убрать с дороги, чтобы не создавать помех другим водителям.
  6. После этого вы должны заполнить извещение о происшествии вместе с другим водителем. По-другому оно называется европротоколом. По своей сути это стандартный бланк извещения страховой компании. Для двух водителей потребуется один экземпляр, состоящий из 2 бланков и инструкции.
  7. При отсутствии европротокола надо составить на обычном листе схему ДТП, а также написать объяснительные от каждого водителя по поводу произошедшего. Впоследствии придется все равно заполнить извещение о ДТП, чтобы получить страховое возмещение.
  8. Если во время заполнения извещения между водителями возникли споры по поводу виновности одного из них, либо по поводу иных обстоятельств, на место происшествия придется вызвать сотрудников ГИБДД.
  9. После заполнения извещения участники происшествия могут разъехаться.

Помните, что заполнять извещение о происшествии нужно только в тех случаях, если один участник собирается обращаться за компенсацией к страховщику. В противном случае данный документ не понадобится. Если стороны смогли договориться и уладить конфликт на месте, то извещение не потребуется. Но лучше оформить письменный документ о том, что никто из водителей не имеет претензий к другому. Он может понадобиться для того, чтобы потом другой участник не смог обвинить вас в том, что вы покинули место происшествия.

23 августа 2017 года МВД РФ утвердило новый Административный регламент. Он зафиксировал обязанности сотрудников ГАИ при оформлении аварии. Принятие нового регламента изменило порядок действий, который должны соблюдать представители ГИБДД, получив сообщение о ДТП. В частности исчезла потребность в составлении справки о дорожно-транспортном происшествии.

Теперь документ отдельно не предоставляется. А правильное оформление ДТП сотрудниками ГИБДД по новому регламенту происходит по следующей схеме:

  1. Участник происшествия вызывает ГИБДД – для этого необходимо позвонить по телефону в отделение службы. В зависимости от мобильного оператора номер может меняться. Если водитель является клиентом Билайн, нужно позвонить по номеру 002; МТС, U-tel, ТЕЛЕ2 и Мегафон – 020; Skylink и Мотив – 902. Существует и общий номер, позволяющий вызвать полицию, скорую помощь, пожарных или спасателей. Для этого необходимо позвонить по номеру 112 (911 для абонентов Билайн). Плата за звонок не взимается. Вызвать вышеуказанные службы можно даже при отрицательном балансе.
  2. Прибыв на место происшествия, инспекторы ГИБДД обязаны осмотреть его, попытавшись учесть все детали аварии. Если требуется, площадка, на которой произошло ДТП, ограждается.
  3. Представители уполномоченного органа определяют количество пострадавших, оказывают им первую помощь, если требуется, и организовывают доставку раненых в медицинские учреждения. Инспектор имеет право остановить проезжающий мимо автомобиль и потребовать отвезти пострадавшего в больницу.
  4. Представитель ГИБДД определяет, кто является участниками аварии, и записывает личные данные водителей. Дополнительно выявляется наличие свидетелей. Если они присутствуют, осуществляется опрос. Показания и личные данные свидетелей записываются. инспектор гибдд опрос свидетелей
  5. Проводится фото- и видеосъемка места аварии и автомобилей.
  6. Если один из участников аварии скрылся, устанавливается вероятное направление движения, а также информация об автомобиле. Сведения незамедлительно передаются в дежурную часть.
  7. Производятся необходимые замеры. На их основании составляется схема ДТП.
  8. Осуществляется заполнение протокола. Документ предоставляется участникам происшествия для ознакомления. Если водители согласны с указанными сведениями, они проставляют подписи.
  9. Каждый из водителей сообщает свою версию произошедшего. Информация фиксируется в письменном виде.

Если в результате аварии никто не пострадал, один из водителей не отрицает своей вины, и госимущество не повреждено, сотрудник ГИБДД может зафиксировать только факт возникновения аварии. В этом случае документы не оформляются, однако участники ДТП должны будут посетить отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения для того, чтобы оформление аварии осуществила группа разбора. Такой порядок нередко применяется для того, чтобы пострадавшие в аварии автомобили не мешали движению других транспортных средств.

Процедура может быть выполнена непосредственно на месте аварии. Для этого сотрудники ГИБДД предложат участникам аварии «подышать в трубку». Если требуется более серьезная проверка, водителей направляют в медицинское учреждение. Если по каким-либо причинам проверка на наличие опьянения не была осуществлена сразу, ее проведут позднее.

Европейский протокол подразумевает выполнение определенных действий, чтобы его оформление было по правилам и могло происходить без ГИБДД.

При столкновении сразу же необходимо остановиться, включить аварийный сигнал и выставить знак аварийной остановки. Дальнейшие действия после этого — уточнить повреждения, нет ли пострадавших и есть ли у второго участника аварии страховой полис ОСАГО.

При желании, на сайте РСАдополнительно можно уточнить точно ли страховой договор заключен на этот автомобиль. Если второй участник ДТП согласен на оформление Европротокола, и нет никаких обстоятельств, запрещающих это, то можно начинать оформление ДТП без вызова ГИБДД.

Фиксация дорожного происшествия начинается с фото места ДТП. На сегодня любой смартфон сможет сделать снимки должного качества, поэтому проблем с этим возникнуть не должно.

Главное, чтобы на фотографиях было видно:

  1. Общий план ДТП — расположение автомобилей, дорожные знаки и разметка. И чтобы по фото при этом можно было определить место аварии.
  2. Автомобили участников крупным планом и со всех сторон, гос. номера должны быть четко видны.
  3. Отдельно фото всех повреждений — крупным планом и во всех подробностях.
  4. Следы аварии — отпечатки покрышек на дороге, осколки разбитых фар, части поврежденных бамперов и т. п.

Обратите внимание! Фото должны предоставить как можно больше визуальной информации о произошедшем.

Также дополнительно можно снять и видео. И обязательно нужно взять запись с видеорегистратора, если таковая имеется. К тому же можно взять контакты у свидетелей. Это может быть полезным при возникновении споров, например, со страховщиками. После полной фиксации нужно обязательно освободить проезжую часть для остальных водителей.

Взяв бланк извещения, нужно удостовериться что он пропечатан с обеих сторон. Заполнять его следует обычной шариковой ручкой — карандаш не подойдет, так его можно легко стереть, а написанное гелевыми ручками можно случайно размазать.

Каждый из участников ДТП заполняет в бланке собственную отдельную колонку с данными. Следует внимательно отнестись к заполнению.

Необходимо подробно описать все детали повреждений, причем нужно согласоваться с другим участников, чтобы случайно не дописать в Европротокол чего-то, не относящегося к ДТП. Если имеют место скрытые дефекты, то тут не обойтись без осмотра автомобиля экспертом. Если в пункте «Обстоятельства» не поместились все данные, то дополнить факты можно в пункте специальных замечаний.

После заполнения лицевой части бланка, участникам нужно отсоединить свои части и удостоверить их подписями. Причем подписывать необходимо не только собственный но и чужой экземпляр. И после этого можно притупить к заполнению обратной стороны бланка.

Возможно на бланке не хватит дополнительных мест для указания всех важных подробностей. В таких случаях разрешается взять чистый лист бумаги и изложить все необходимое на нем. Далее этот лист прикладывается к основному бланку с припиской о приложении, и каждый из водителей должен заверить это своей подписью.

Когда европротокол невозможен

Порядок действий для того, чтобы оформить ДТП на месте самому без участия сотрудников ДПС, практически аналогичен предыдущему варианту. Исключается только посещение поста ГИБДД. Перед оформлением бумаг следует убедиться, что ваш случай соответствует условиям Европротокола.

Наибольшую трудность для участников представляет заполнение Извещения о ДТП. Во всех крупных городах России действуют службы аварийных комиссаров. Их задача – помочь водителям оформить бумаги по ДТП.

При наличии больших затруднений граждане могут обратиться в одну из таких служб. Но это потребует дополнительных затрат. Вызов комиссара оправдан, если у водителей нет Извещений. Хотя заполнить бланк можно позже, есть риск последующего отказа второй стороны от подписи документа.

Извещение о ДТП – это российский вариант Европротокола. Не требуется искать другой бланк. Заполнять документ следует на русском языке. В страховой компании Извещение выдают при оформлении страхового полиса. Но массовое распространение электронных полисов приводит к тому, что у водителей отсутствуют нужные бумаги.

Этот документ необходим для официального извещения сотрудников ГИБДД и страховщиков о произошедшем происшествии на дороге. Бланк документа выдаётся при оформлении полиса ОСАГО. Образец заполнения можно изучить в страховой компании или найти в Интернете.

Еще одним важным условием оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД является сумма ущерба, причиненного в результате аварии. Поэтому нужно учитывать следующее:

  • общая сумма ущерба не должна превышать 50 тыс. рублей;
  • если полис был получен водителем до августа 2014 года, то максимальная сумма составит 25 тыс. рублей;
  • для столицы, Санкт-Петербурга, а также области размер ущерба может быть не более 400 тыс. рублей.

Если указанный лимит превышен, то ДТП без Госавтоинспекции не оформить, иначе возникнут проблемы с выплатой страховки.

Вопрос касается денег. Выплаты, хоть и небольшие, требуют максимального документального подтверждения.

Позаботьтесь о том, чтобы все документы были в порядке.

  • Не следует оформлять происшествие самостоятельно в случае, если подлинность страхового полиса вызывает сомнения, лицо, управляющее автомобилем не вписано в страховку. При отсутствии необходимых документов, бланка о ПДД, при наличии бланка устаревшего образца. Такое оформление невозможно.
  • При разногласиях в сумме ущерба и трактовке столкновения, определении виновника аварии и тяжести повреждений.
  • ГИБДД обязательно вызывать при любых авариях, если сумма ущерба более 50 тысяч рублей.
  • Если в аварии пострадали люди или нанесен ущерб имуществу человека.

Оценка ущерба ТС при ДТП

Оценить стоимость материального ущерба автомобилей при ДТП на месте очень сложно. Ведь дело в том, что стоимость одних и тех же деталей, на разные марки машин, сильно отличается. Как показывает судебная практика, то страховые компании зачастую занижают, либо вовсе отказывают в выплате страхового возмещения.

Начальным этапом борьбы с недобросовестной страховой компанией является проведение независимой оценки автомобиля после ДТП. Это необходимо сделать для того, чтобы установить среднюю стоимость восстановительного ремонта поврежденного автотранспорта.

Оценку ущерба после ДТП осуществляет непосредственно и сама страховая компания, но у надлежащих экспертов нет соответствующего образования, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации, таким образом, страховая оценка автомобиля после ДТП не является надлежащим подтверждением расчета ущерба после ДТП.

Законом не предусмотрено обязательное предоставление на осмотр транспортного средства после ДТП страховщику, достаточно предоставить страховой компании телеграмму о месте, дате, времени проведения оценки транспортного средства. Скорее всего, исходя из этой ситуации, страховая компания просто не упустит такой шанс, и откажет в страховой выплате, указав на причину не предоставления транспортного на осмотр после аварийной ситуации.

Сейчас на рынке существует огромное количество лиц, которые осуществляют оценку машин после ДТП. Перед тем, как заняться поисками оценщика транспортных средств после ДТП, нужно знать разницу между экспертом и оценщиком. Ну, тут все очень просто.

Оценщики скажут вам рыночную цену объекта, а вот эксперты дадут полные ответы на такие интересующие вопросы:

  • наличие и характер технических повреждений ТС;
  • причины возникновения технических повреждений ТС;
  • технология, объем и стоимость ремонта ТС.

Вот именно поэтому, выбирая оценщика для своего авто после ДТП, лучше всего выбрать не просто оценщика, а оценщика у которого есть статус эксперта.

Извещение об аварии

Оформление ДТП без ГИБДД имеет установленный порядок действий, которого следует придерживаться обоим участникам. В первую очередь им обязательно следует:

  1. Остановиться и установить аварийный знак. Также желательно включить аварийную сигнализацию, чтобы привлечь внимание остальных автомобилистов.
  2. Водителям необходимо осмотреть повреждения своих транспортных средств и определить примерную цену ремонтных работ.
  3. Если для оформления ДТП без вызова ГИБДД есть все условия, то можно действовать дальше.
  4. Участники аварии обязаны определить виновного. Споров по этому поводу быть не должно.
  5. Обязательно нужно проверить полисы ОСАГО, так как при просроченном документе добиться выплаты страховки не получится.
  6. Взять контактные данные свидетелей аварии и произвести съёмку аварии. На видео или фото должны быть чётко видны расположение автомобилей, следы торможения, повреждения транспортных средств и т.д.
  7. Заполнить Европротокол. Он должен быть подписан обоими участниками аварии.

Оформление ДТП без ГИБДД осуществляется достаточно просто, главное – придерживаться установленных правил. Далее участники аварии обязаны известить своих страховщиков. По закону на это даётся лишь 5 дней со дня ДТП. К извещению водитель обязан приложить заявление о выплате. Также не стоит забывать о том, что в течение 15 дней нельзя ремонтировать пострадавший в аварии автомобиль.

Зная, что делать водителю при мелком ДТП без ГАИ, гораздо проще оформить документы и получить страховку. Это экономит время и нервы всех участников аварии. Но самым главным при этом является оформление извещения, то есть европротокола. Страховые компании очень тщательно проверяют подобные документы, и любая ошибка может лишить владельца транспортного средства страховой выплаты.

Поэтому после ДТП самостоятельно заполнять документы нужно очень внимательно, придерживаясь следующих рекомендаций:

  1. Сначала следует указать данные о произошедшей аварии, количество участников и т.д.
  2. Далее идут пункты, содержащие сведения об автомобиле. Их лучше заполнять на основании документов, а не по памяти. Обязательно указывается VIN, а также информация о страховщике.
  3. В 13 пункте на предоставленном рисунке нужно указать место удара.
  4. 14 пункт содержит сведения о полученном ущербе, поэтому заполнять его нужно особенно внимательно.
  5. Дополнительные условия аварии можно указать в 15 графе.
  6. В 16 пункте нужно поставить галочки, если указанные обстоятельства соответствуют действительности.
  7. Далее водители должны составить схему ДТП, не упуская никаких подробностей.
  8. Затем документ подписывается обоими участниками аварии.

Так заполнятся лицевая сторона документа. Обратную сторону европротокола необходимо заполнить каждому участнику самостоятельно. От того, какие сведения будет содержать извещение, зависит возможность получения страховой выплаты. Поэтому оформлять его нужно не спеша и с учетом всех обстоятельств. Справка: если для описания аварии не хватает места, то можно к основному документу добавить обычный чистый лист соответствующего формата.

Оформление ДТП включает и правила заполнения извещения:

  1. Европротокол заполняется обычными чернилами, желательно одного цвета.
  2. Всю необходимую информацию лучше указывать печатными буквами, чтобы не было проблем с неразборчивым почерком.
  3. Регистрационные данные транспортных средств указываются владельцами самостоятельно.
  4. Пустые графы желательно зачеркивать, чтобы в дальнейшем нельзя было вписать дополнительную информацию.
  5. Если требуется внесение изменений, то они должны быть подтверждены подписями обоих участников аварии.
  6. Документ не должен содержать явные ошибки, исправления и т.д. Поэтому лучше воспользоваться новым бланком и заполнить его с самого начала.

Порядок оформления ДТП предусматривает, что после заполнения документа водители имеют право оставить место аварии. Сотрудники ГИБДД могут остановить автомобиль и потребовать от водителя объяснить происхождение следов ДТП. Поэтому участникам аварии необходимо возить с собой извещение. Если документ уже отдан страховщику для проверки, то желательно иметь при себе нотариально заверенную копию.

Любое дорожное происшествие угрожает собственнику авто большими расходами на ремонт. Поэтому обязательно оформляется протокол. Зная, как оформить ДТП самостоятельно, можно обойтись без сотрудников ГИБДД. Но при любых разногласиях или отсутствии страхового полиса водители обязаны их вызвать.

Официально Европротокол можно оформить в любом регионе страны. Однако для его оформления ситуация должна подходить под определенные условия, указанные в ст. 12.1 №40-ФЗ:

  1. Порядок действий при оформлении ДТП без ГИБДДПри аварии столкновения произошло не более чем между двумя транспортными средствами.
  2. По результату происшествия никто из водителей, а также пассажиров и пешеходов не пострадал.
  3. Из имущества урон получили исключительно автомобили участников ДТП.
  4. У каждого из участников имеется страховой полис ОСАГО либо «Зеленая карта».
  5. Участники ДТП не расходятся во мнениях о произошедшем — о виновнике, характере повреждений и т. п.

Справка! Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не соответствует действительности (особенно часто бывает что водители не согласны друг с другом), то Европротокол оформить не получится, и придется «по-старинке» вызывать ГИБДД.

В частности, подобной возможностью можно воспользоваться только в тех случаях, когда сумма причиненного транспортному средству вреда не превышает 50 000 рублей.

Следующий шаг – фиксация факта причинения вреда транспортному средству. Сделать это можно с помощью фото/видеокамеры.

Но необходимо знать о том, что съемка должна быть осуществлена в течение часа с момента ДТП: это- обязательное законодательное требование.

Кроме того на фото или видео должны быть видны:

  • транспортные средства, которые попали в ДТП, в том числе и номерные знаки;
  • место происшествия;
  • места повреждений;
  • взаимно расположенность транспортных средств.

Фото/видеосъемку нужно выполнять очень тщательно, так как в дальнейшем материал будет использован в качестве доказательства факта происшествия.

После окончания съемки можно убрать транспортные средства из проезжей части. До съемки и фиксации факта ДТП нарушение расположенности транспортных средств не допускается.

Участники ДТП должны сообщить друг другу данные о страховщике и о страховом полисе. При этом каждый из них может проверить достоверность и правильность предоставленных данных, а также тот факт, что срок действия полиса еще не истек.

После выполнения всех указанных действий можно перейти непосредственно к документарному оформлению факта ДТП. Для этого необходимо заполнить соответствующий бланк извещения.

Это – документ единой формы, который выдается во время приобретения полиса ОСАГО.

После извещение о ДТП участники ДТП могут свободно разойтись, а пострадавшая сторона может предъявить соответствующее заявление для получения страхового возмещения.

При этом оно может быть предъявлено как в страховой компании виновника ДТП, так и непосредственно к своему страховщику.

После рассмотрения предъявленных документов страховая компания принимает соответствующее решение.

Если водители сделали все правильно и оформили документы надлежащим образом, то пострадавшая сторона сможет получить сумму страхового возмещения, которая не может превышать 50 000 рублей.

Извещение о ДТП

Вариант привлечения сотрудников ДПС актуален, если не выполняется какое-либо условие оформления Европротокола. Например, у одного из водителей отсутствует ОСАГО или ущерб превышает лимит страхового возмещения.

В этом случае участники:

  • фотографируют либо записывают на видео положение автомобилей и других объектов, имеющих отношение к аварии;
  • освобождают проезжую часть, если машины препятствуют движению других транспортных средств;
  • совместно заполняют Извещение о ДТП, если это возможно;
  • едут на ближайший стационарный пост ГИБДД и оформляют происшествие вместе с сотрудниками.

По телефону дежурной части подскажут местоположение пункта дорожной службы. При отсутствии бланка Извещения, документ можно оформить в любой момент до подачи бумаг в страховую компанию. На месте ДТП полезно записать имена и контакты свидетелей происшествия. Срок уведомления страховщика – не позднее 15 рабочих дней с момента аварии.

Для того чтобы приступить к оформлению ДТП в упрощенном порядке необходимо соблюсти ряд условий. Первое из них заключается в том, что в аварии должны пострадать не более двух машин. Если же столкнулись 3 и более экипажа, то схема с «Европротоколом» уже действовать не будет.

Вторым условием является то, что вследствие происшествия не должны никоим образом пострадать люди. Какое-либо повреждение их здоровья, пусть даже самое незначительное, влечёт за собой обязательное привлечение к оформлению дорожного случая сотрудников ГИБДД.

Также, у каждого из водителей столкнувшихся машин при себе должен быть на руках действующий полис ОСАГО. Тут есть одна деталь. Сейчас на руках находится множество фальшивых страховых полисов.

Поэтому инспекторы ДПС с 1 июля 2016 года получат возможность сверять данные страховки со своей базой. И если при этом будут обнаружены расхождения, то упрощенное оформление ДТП будет невозможным.

Есть еще одна немаловажная деталь. Для того чтобы решить все вопросы с ДТП необходимо следующее условие, стоимость ремонта каждой из пострадавших была сравнительно небольшой (до 100 тысяч рублей). Иначе также придётся вызывать на место дорожного инспектора.

Что фотографировать:

  • общий план места происшествия и положение автомобилей относительно других ТС;
  • след торможения;
  • расположение обломков, если они есть;
  • повреждения крупным планом;
  • госномера и ВИН номера автомобилей.

Технические моменты заполнения бланка

  • Используйте шариковую ручку. Не гелевую, не карандаш. Это предписано правилами оформления.
  • В пустых графах ставьте прочерк.
  • Пишите с нажимом, чтобы написанное хорошо отпечаталось во втором экземпляре.

К минусам данного способа оформления относится очевидное ограничение суммы максимальной выплаты. При этом невозможно увеличить сумму при увеличении стоимости ремонта, обнаружении дополнительных неполадок. В неочевидных случаях придется все же вызывать ГИБДД.

При оформлении ДТП без ГИБДД вам понадобиться извещение о дорожно-транспортном происшествии, но оно выдается только вместе с полисом ОСАГО. Поэтому, перед тем как приступать к заполнению бланков, оба виновника ДТП должны обговорить все нюансы в устной форме.

Если никаких претензий друг к другу нет, и все вопросы решены, можно заполнять документацию. А вот если присутствуют споры и разногласия, то прийти к мирному разрешению самостоятельно не выйдет, тогда правильным решением станет вызвать ГИБДД. Вызвать ГИБДД также следует в тех случаях, если сумма на ремонт авто будет более 50 000 рублей, имеются пострадавшие и, если в аварии участвовало более двух машин.

Существует список особенностей, по которому можно определить, подойдет ли ваше извещение о ДТП для его самостоятельного составления:

  • Сразу нужно проверить, что все 3 листа документа у вас присутствуют (извещение, копия извещения, инструкция по заполнению);
  • Проверить нормальное ли состояние второго бланка документа, ведь под влиянием на него температурных изменений он может стать непригодным;
  • Проверить действительный ли документ вообще, ведь периодически бланки меняются, поэтому может получиться так, что бланк у вас старого образца, а новый бланк вы можете получить в своей страховой компании.

Не стоит забывать и о том, что все записи в документах стоит производить только шариковой ручкой. Каждый из водителей должен самостоятельно заполнять все графы в документах.

Кратко, подробно и точно опишите все полученные транспортным средством повреждения. Запишите все в точности как происходила аварийная ситуация на дороге. Составьте детальную схему ДТП с указанием названий улиц, направлений движения, установленных дорожных знаков, светофоров (с режимом их работы в момент аварии). Каждый водитель должен собственноручно подписать оба бланка заявления, а не только свой экземпляр.

Самостоятельно

Извещение о ДТП – документ, который должен быть оформлен и составлен в обязательном порядке, даже если участники ДТП решили не вызывать сотрудников ГАИ. В этом случае извещение заполняется непосредственно участниками происшествия.

Бланк извещения предоставляется страхователю непосредственно во время заключения договора страхования ОСАГО.

Соответственно, желательно держать данный документ непосредственно в машине, чтобы в дальнейшем не возникли какие-либо проблемы.

В данном бланке должна быть заполнена следующая информация:

  • данные об участниках ДТП;
  • данные о транспортных средствах;
  • информация о страховщиках каждого участника ДТП;
  • обстоятельства происшествия;
  • схема ДТП и т.д.

Ниже приведен образец заполнения данного документа.

Также необходимо знать о том, что возможно оформление ДТП без ГИБДД с последующим обращением в ГИБДД.

Подобная ситуация возникает в тех случаях, когда размер ущерба превышает 50 000 рублей, и участникам транспортного средства приходится в дальнейшем ехать в отделение ГАИ для документарного оформления факта происшествия.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что водители транспортных средств наделены возможностью самостоятельного оформления факта ДТП, а порядок действий при оформлении ДТП без ГИБДД в 2018 году получил свое четкое законодательное регулирование.

Как составить схему ДТП

Наверное, не стоит напоминать вам о том, что от правильно составленных документов будет зависеть решение ГИБДД о том, кто из водителей стал виновником случившегося.

Важные моменты при составлении схемы:

  • Рисуем понятную и полную схему;
  • Обязательна привязка положения автомобиля к объектам на местности (перекресткам, километровым столбам и т.п.);
  • Не забываем указать и длину тормозного пути;
  • Обязательно фиксируем и записываем дату и точное время ДТП. Если участник ДТП только один (вид ДТП — наезд на препятствие), необходимо указать двух свидетелей ДТП, они должны подписать схему.

На схеме также нужно зафиксировать:

  • ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газона, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
  • положения, в которых находятся автомобили после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным дорожным объектам, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
  • направление движения участников аварии до момента ее наступления.

Документы для получения страховой выплаты

При отсутствии претензий друг к другу водители могут разъехаться без оформления бумаг. Это возможно при возмещении ущерба на месте, незначительных повреждениях и в других аналогичных ситуациях. Для того чтобы избежать мошеннических действий, специалисты советуют сторонам обменяться расписками. В документе указывается отсутствие претензий ко второму участнику аварии.

Факт происшествия должен быть зафиксирован документально. Если оформлением ДТП занимаются представители ГИБДД, они подготовят большую часть бумаг самостоятельно. Все действия будут осуществляться в соответствии с Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нем же отражен перечень документов, которые должны быть заполнены. Документация оформляется в присутствии водителя и при его непосредственном участии.

Участники происшествия также обязаны подготовить ряд бумаг. На их плечи ложится заполнение извещения о дорожно-транспортном происшествии. Такое правило закреплено в статье 7 ФЗ №40 от 25.04.2002 – этот нормативно-правовой акт фиксирует порядок действий при оформлении аварии по ОСАГО.

Схема ДТП

Схема составляется при помощи начертания линий. Дополнительно наносятся надписи. Они должны быть аккуратными и разборчивыми. Сотрудники ГИБДД имеют право использовать автоматизированную схему составления документа. Готовая бумага предоставляется на подпись участникам аварии. Если они не согласны с информацией, содержащейся в документе, осуществляется видеофиксация случившегося.

Документ оформляется в соответствии с нормами ст. 28.1.1 КоАП РФ. Он заполняется после того, как выявлен факт наличия административного правонарушения. Чтобы упростить составление протокола, был разработан образец. Он содержится в Приложении №17 к Административному Регламенту.

Осмотр места происшествия осуществляет сотрудник ГИБДД в присутствии двух понятых или с проведением видеосъемки. Протокол заполняется на основании собранной на месте происшествия информации. Когда осмотр завершен, в документ вносятся следующие данные:

  • действия сотрудника ГИБДД в том порядке, в котором они были выполнены;
  • состояние дороги;
  • наличие дорожной разметки;
  • освещенность участка, на котором произошла авария;
  • тип перекрестка;
  • наличие светофора и его исправность;
  • наличие знаков;
  • иные обстоятельства, способные оказать влияние на произошедшее.

Составляя протокол, сотрудник ГИБДД должен разъяснить лицам, участвующим в осмотре места ДТП, их права и обязанности. Этот факт отражается в документе. Дополнительно указывается, выполнялась ли фото- или видеофиксация места аварии. Записи и иные вещественные доказательства прилагаются к протоколу.

Когда оформление документа завершено, он заверяется подписями лиц, участвовавших в осмотре, и сотрудника ГИБДД, составившего бумагу. Копии протокола предоставляются гражданам, которые находились за рулем автомобилей в момент происшествия.

Став участником аварии, гражданин, ранее купивший полис ОСАГО или КАСКО, может рассчитывать на возмещение. Однако человек должен будет подтвердить факт возникновения страхового случая. Для этого предстоит собрать и подготовить пакет бумаг. Потому для многих актуально ознакомиться с предметной информацией о том, какие именно документы составляют и выдают сотрудники ГАИ при оформлении аварии.

Ранее участники аварии могли получить справку о ДТП. Сейчас потребность в оформлении документа отсутствует.

До августа 2017 года в дополнение к вышеуказанному перечню бумаг оформляясь справка о ДТП. Она не была документом строгой отчетности. Однако страховщики с охотой использовали бумагу. Справка о ДТП содержала всю значимую информацию о происшествии, включая сведения о наличии полиса у второго участника аварии.

Документ оформлялся в соответствии с приказом МВД РФ №154 от 01.04.2011. Получить готовую бумагу можно было, обратившись в подразделение ГИБДД.

До последнего времени при незначительных авариях была распространена нелегальная практика решения взаимных претензий на месте и в обход правил, без привлечения сотрудников ДПС и страховых. Виновный в аварии расплачивался наличными с пострадавшим и обе стороны продолжали движение.

Сотрудников ГИБДД вызывали, если с определением виноватого в столкновении и суммы ущерба возникали проблемы.

  • Плюсы полюбовного решения при мелкой аварии – повреждения не документируются, не попадают в базы, что может быть важно при последующей продаже автомобиля. Можно скрыть дефекты и сам факт ДТП от будущего покупателя. Скорость сделки – также плюс, Движение не блокируется, что важно при загруженности трассы.
  • Проблемы, которые возникают при полюбовном расставании очевидны – стоимость ремонта автомобиля и сумма ущерба может оказаться выше, чем рассчитывалось на глазок. Для некоторых автомобилей даже замена сбитого зеркала оборачивается сотнями долларов, а царапина на бампере грозит заказом оригинальных деталей. Вместо быстрого решения проблемы, попытка решения на месте выливалась в агрессивные и длительные разборки.

Если вы уже выполнили все вышеперечисленные действия, то место ДТП можно покинуть. Если в ваши планы входит обращение в страховую компанию по поводу денежных выплат, то к заявлению требуется еще добавить и свой экземпляр документов извещения об аварийной ситуации.

Но если, же оснований для возмещения нанесенного вам ущерба не имеется, то обязательно, в течение 5 рабочих дней с момента ДТП следует отправить заполненное вами извещение о ДТП (с дополнениями, если имеются) своему страховщику ОСАГО.

Не забывайте о том, что в течение первых пятнадцати дней, после транспортной аварии, вы не вправе заниматься ремонтом своего автомобиля без официального разрешения вашей страховой компании.

Важнее всего, для того, чтобы получить страховые выплаты, является сбор и формирование полного списка всех документов. Потому что, только имея все правильно заполненные документы на руках, у вас будет возможность получить денежные выплаты по страховому полису. Чаще всего, страховая компания не производит выплаты по причине неверно заполненной документации. И причем у каждой страховой компании по этому поводу свои требования.

В стандартном случае, когда оформление документов осуществляется именно в связи с возникновением аварийной ситуации на дороге, понадобится составить следующие документы:

  • заявление на получение компенсационной выплаты от страховой компании;
  • перечень документов, которые помогут осуществить идентификацию конкретного ДТП: справка, выдаваемая непосредственно в ГИБДД по причине возникновения подобной ситуации – имеет специальный порядковый номер по форме No154; копия протокола по делу об административном правонарушении, постановление или другой документ, который будет иметь аналогичную юридическую силу;
  • извещение о возникновении дорожно-транспортного происшествия – это самое важное при оформлении ДТП по европротоколу (в таком случае и извещение нужно заполнить соответствующим образом);
  • копия полиса виновника ДТП – при наличии такового документа;
  • оформленное документально заключение специальной независимой экспертизы о причинах возникновения дорожно-транспортного происшествия.

В случае если участник ДТП является физическое лицо:

  • копия паспорта потерпевшей стороны;
  • паспорт технического средства – причем должна иметься в наличии копия данного документа с двух сторон;
  • копия водительского удостоверения участника – сделана с обеих сторон;
  • паспорт технического средства;
  • свидетельство о государственной регистрации автомобиля, который стал участником дорожно-транспортного происшествия;
  • документ, который подтверждает и устанавливает право собственности на конкретный автомобиль;
  • расчетный счет получателя платежа и другие реквизиты – для зачисления страховой компенсации;
  • если уже вынесено решение суда – то оно также понадобится для осуществления выплат пострадавшему, и производится именно на основании данного документа.

Аварийный комиссар

Аварийный комиссар, как специалист, может оказать всестороннюю помощь в оформлении ДТП — составить схемы повреждения, правильно сделать нужные фото, а иногда даже оказать медицинскую помощь или представить интересы пострадавшего в страховой компании. При оформлении Европротокола его помощь также окажется далеко не лишней. Однако с момента введения системы европейского протокола работы у них почти не прибавилось, несмотря на то, что водители взялись за самостоятельное оформление ДТП.

Дело в том, что вызов аварийного комиссара — услуга платная, поэтому у многих водителей просто возникает желание сэкономить на этом, оформив все самостоятельно. Правда некоторые страховые компании включают бесплатные услуги комиссара в страховой полис, однако все равно многие из них не видят в этом никакой выгоды или необходимости.

Оформление ДТП без пострадавших

Перед оформлением ДТП, при котором нет пострадавших, следует начать с этого: зафиксировать на камеру положение транспортных средств и прилежащих к ним предметов со всех сторон и освободить проезжую часть. Поступаем так для того, чтобы не создавать пробку на проезжей части из-за легкого столкновения двух автомобилей.

Но, если автомобили не мешают проезду другим транспортным средствам, которые не принимали участия в ДТП, можно и оставить свои авто в том положении, так как прибывшее на ДТП ГИБДД с легкостью выпишет вам штраф за несоблюдение ПДД.

Следующим ходом будет выяснение у участников ДТП согласны ли они со всем, в вопросах повреждения автомобилей. Если они согласны друг с другом — они записывают очевидцев происшествия и отправляются в ГИБДД для оформления ДТП, или оформляют извещения для страховой компании (если выполнены требования к ДТП, по которым допускается оформление так называемого европротокола, без справки ГИБДД), либо договариваются о возмещении ущерба «на месте», не вызывая при этом ГИБДД.

Как вы заметили, не обязательно при таком ДТП вызывать ГИБДД. Некоторое время назад, участники даже самой малейшей аварийной ситуации на дороге не покидали место случившегося, так как это было наказуемо лишением водительского удостоверения.

Но сейчас уже можно договориться в соответствии с п. 2.6.1. ПДД и мирно разъехаться, все будет в соответствии с законом. Если виновник передает пострадавшему деньги на ремонт, это обязательно нужно зафиксировать распиской. Если же водители никак не могут прийти к общему мнению, то им следует связаться с ближайшим отделением полиции, где они получат инструкции, куда им следует обратиться для оформления ДТП. Определять виновного и рассчитывать ущерб будет уже группа разбора ДТП ГИБДД.

Оформление ДТП с пострадавшими производится в соответствии с п. 2.6 ПДД РФ. 2.6.

В случае если в результате ДТП есть раненые люди или вовсе смертельный случай, то одному из участников такого происшествия следует действовать в следующем порядке:

  • первым делам оказать первую медицинскую помощь и вызвать карету скорой помощи и полицию;
  • в экстренных ситуациях нужно отправить пострадавших на попутном автомобиле, ну а если это невозможно, то доставить на своем транспортном средстве в ближайшее медицинское учреждение. Сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и потом вернуться на место аварии;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств затруднено, перед этим зафиксировав, с помощью фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия. Записать фамилии и адреса свидетелей и ожидать приезда сотрудников полиции.

Как вы заметили, порядок оформления ДТП с пострадавшими немножко другой: первым делом, оказываем помощь пострадавшим, или вовсе отправить их на попутке в медцентр, или же отвезти их на своей машине.

Далее — убрать с проезжей части автомобили можно, только если объезд участвующих в ДТП машин невозможен, не забыв при этом все внимательно зафиксировать на фото и видео (положение авто и всех причастных предметов).

Если же имеется свободная полоса или обочина для движения — оставляем машины неподвижными до приезда ГИБДД. В некоторых случаях вызывать и ждать ГИБДД просто нет смысла, так как может случиться такое, что нет свободного патруля.

Выгода и недостатки

Главная выгода такого оформления — нет необходимости дожидаться приезда инспекторов ГИБДД и заполнять все требуемые ими справки и протоколы, что существенно экономит время всех участников происшествия. Также без ГИБДД не будет зафиксировано нарушений ПДД, и следовательно не будет штрафов и прочих возможных наказаний. И в дальнейшем останется только съездить в офис страховой компании, никаких необходимостей ехать куда-либо еще нет.

Важно! Одним из главных недостатков европейского протокола — это то, что его можно оформить далеко не всегда. Даже если ситуация подходит под требуемые условия — при ДТП у водителей нередко возникают разногласия и конфликты, что делает оформление попросту невозможным.

Порядок действий при оформлении ДТП без ГИБДД

Некоторые не хотят оформлять Европротокол из-за боязни в получении отказа от страховщиков. Однако это по большей части происходит только из-за неправильного заполнения извещения, поэтому грамотно подготовившись к данному моменту можно избежать данного неприятного события.

Если оказалось что при заполнении были допущены серьезные упущения, то никто не запрещает повторно связаться со вторым участником происшествия и полностью заполнить извещение с нуля. Поэтому стоит прибегать к данному протоколу, если второй участник идет навстречу и является полностью адекватным человеком.

Оформление ДТП при помощи Европротокола — отличный способ избежать потерь времени и ненужных штрафов, которые могут возникнуть если оформлять все стандартным способом при помощи сотрудников ГИБДД. И при этом остается возможность получения страховки.

К сожалению оформить Европротокол можно далеко не во всех ситуациях. А если ситуация дорожного происшествия полностью подходит и оба водителя согласны друг с другом, то остается лишь правильно зафиксировать ДТП, заполнив извещение и в течение пяти суток подав его в страховую компанию для получения возмещения по страховому случаю.

Когда самостоятельное оформление ДТП невозможно

Самостоятельное оформление ДТП запрещается, если пострадали люди. Обойтись без ГИБДД просто не получится, если участники аварии не достигли согласия по поводу обстоятельств аварии. Если возникают подозрения, что один из участников находится под действием алкоголя, то правильным решением будет отказ от самостоятельного протокола.

Зачастую такие водители меняют свои показания, и тогда получение страховой компенсации может стать невозможным. Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод: составить самостоятельно протокол можно лишь в случае незначительных повреждений автомобилей.

Но если сумма ущерба при оформлении ДТП без вызова ГИБДД не покроет ремонт машин – правильнее будет вызов правоохранительных органов. Только таким образом потерпевший может добиться максимальной суммы страховой выплаты.


Ваш комментарий

Эксперт
Дмитрий Андреевич - владелец нескольких страховых фирм, по образованию автослесарь высшего разряда. Знает все про автострахование и делится интересным опытом и полезными советами.
Новые статьи и материалы