11.12.2018      92      0
 

Возмещение ущерба при ДТП без учета износа


Как и кем определяется сумма

После наступления дорожно-транспортного происшествия следует вызвать представителей ГИБДД и все нужные для случая службы (скорая помощь, спасатели и т.д.), а также предупредить свою страховую компанию, чтобы они выслали независимого эксперта.

Это нужно для того, чтобы оформить на месте аварии все нужные документы и определить стоимость убытков каждой из сторон, оперируя правила Национального Банка РФ.

Используется такая методика:

  1. Учитываются растраты на ремонтные работы (стоимость деталей и услуг СТО);
  2. Расчет стоимости уцелевших и пригодных для эксплуатации остатков, если транспортное средство не погибло на все 100%.
  3. Учет среднего пробега автомобиля за год.

Во время определения размера страховой премии осуществляется и судебная экспертиза. В случае соблюдения всех прав суд дает одобрение для компенсации требований потерпевшей стороны.

Как было ранее

Совсем недавно для взыскания убытков, принесенных в результате дорожного происшествия, была введена новая схема расчета вреда. Единая методика была введена только в 2015 году. Уже в 2016 году в очередном обзоре судебной практики Верховный суд дал свои разъяснения по этому вопросу, указав, что происходить возмещение должно только с учётом износа.

Получается, что ранее невозможно было рассчитывать на возмещение реальной суммы вреда с виновника аварии. Даже после судебного иска пострадавшим приходилось из собственного бюджета выделять денежные средства. И это для восстановления ТС, поврежденного в результате ДТП, в котором они сами были не виноваты.

Исковое заявление

Заявление в суд является официальным документом, поэтому он заполняется потерпевшим или его законным представителем.

Иск имеет следующие обязательные реквизиты:

  • дату, когда компенсация должна быть уплаченной;
  • сумму страховой выплаты;
  • подробные просчеты с их обоснованием;
  • аргументирование претензии;
  • данные и заверение истцом.

Как правило, заявление пишется от руки. Можно воспользоваться услугами опытного автоюриста, который поможет со всеми бюрократическими вопросами во время судебного разбирательства.

Учитывается ли износ сейчас?

Взыскание ущерба автомобиля без износа вплоть до появления разъяснения Конституционного суда по этому вопросу действительно было невозможно. Ранее обычные суды посчитали такую ситуацию неосновательным обогащением. То есть выплаты были возможны только с учетом износа, причем его определяли в соответствии с Единой методикой, которая была разработана.

В марте 2017 года КС РФ выпустил постановление №6-П, разъяснив, что возмещать подобным образом страховую сумму нельзя – это неверное истолкование норм. Суд признал, что такая ситуация не призвана восстанавливать права потерпевшего в аварии, а напротив, только ограничивает его право на полноценное возмещение. Это противоречит Гражданскому кодексу. К тому же, ни в ФЗ «Об ОСАГО», ни в Единой методике нет прямых указаний, которые бы запрещали взыскивать сумму без учета износа автомобиля.

То есть получается, что если выплаты по ОСАГО за ущерб, причиненный машине, не хватило для полноценного ремонта, компенсацию от страховой фирмы обязан будет дополнить своими средствами виновник аварии. Давайте, чтобы было понятнее, на примере дорожно-транспортного происшествия рассмотрим эту ситуацию:

  1. Итак, от ДТП уберечься не получилось. Значит, вначале мы собираем все документы, необходимые для обращения за компенсацией. Далее — идем в офис страховой компании для получения выплаты по ОСАГО.
  2. Ущерб был рассчитан, однако этой суммы вам не хватило для того, чтобы осуществить полноценный ремонт автомобиля. Далее необходимо воспользоваться услугами независимого эксперта и провести экспертизу.
  3. Обращаемся в суд в рамках гражданского иска для того, чтобы взыскать с виновника ДТП разницу между реальным ущербом и той суммой компенсации, что была выплачена СК по ОСАГО.
  4. Предоставляем всю необходимую документацию и дожидаемся решения суда по делу.

Факт изношенности не может быть принят судом во внимание, однако ущерб, точнее, его сумму, он вправе снизить. Все потому, что обычно для ремонта используются агрегаты и запчасти, которые являются новыми. Сумма ущерба уменьшается только по отношению к узлам и деталям, имеющим нормальный регулярный износ, которые подлежат периодической смене. Так же ущерб может быть уменьшен, если виновник ДТП докажет, что существует другой, более разумный (точнее, менее дорогой) способ ремонта и исправления возникших повреждений.

В каком порядке происходит

Процесс взыскания страховой выплаты с виновной стороны, из-за которой произошло ДТП, состоит из нескольких этапов.

Если вы стали потерпевшей стороной, то вам следует:

  1. Попробовать самостоятельно договориться с виновником происшествия.
  2. Предоставить ему претензию в письменном виде.
  3. Подать иск в суд.

После официального решения потерпевший получает исполнительный лист, который следует предоставить судебному приставу, чтобы тот занялся исполнением судебного вердикта. У виновника есть право на обжалование решения суда.

Не рекомендуется сразу доводить дело до суда, лучше – самостоятельно и мирно урегулировать вопрос компенсации. Тогда не будет потрачено много времени на разбирательства.

Но даже при обоюдном решении следует все фиксировать в письменном виде, чтобы в дальнейшем были доказательства.

Что в итоге?

Благоприятны ли такие изменения по отношении к обычным водителям и что они вообще принесут? С одной стороны нет ничего плохого в данном разъяснении Конституционного суда. Ведь действительно потерпевшая сторона могла ранее получить только сумму, которой едва хватало даже на часть ремонта.

Однако же давайте взглянем на это с другой стороны. По ОСАГО возмещение компенсации лежит именно на страховой компании. Ведь именно для этого полис и предназначен. Вот только возложение ответственности на виновных водителей принесет мало пользы. Многие в нашей стране являются малоимущими гражданами и попросту не смогут оплатить нанесенный их машиной ущерб. То есть даже если дело потерпевший выиграет, полностью необходимую сумму он все равно не получит.

Большинство юристов негативно высказалось по поводу этого уточнения, справедливо заметив, что гораздо лучше было бы, если бы скорректировали Единую методику расчета компенсации. В частности, установили реальные цены на автозапчасти в справочниках. Многие СК попросту берут самые минимальные значения, выплачивая пострадавшей стороне заведомо ту сумму, которой не хватит для ремонта. Так или иначе, но теперь, если вы не провоцировали ДТП, то всегда можете рассчитывать на взыскание с виновной стороны суммы, не учитывающей износ деталей транспортного средства.

Примеры из судебной практики

Практика показывает, что существует множество случаев, которые можно расценивать как типичные, и как исключения из правил.

Но во всех из них следует пользоваться законными методами урегулирования вопроса, аргументировать свою позицию и предоставлять документальные доказательства.

Предлагаем ознакомиться с несколькими ситуациями, которые произошли в судебной практике:

  1. В Омске мужчина обратился суд с претензией к виновному в ДТП автомобилисту, в результате которого умер родственник истца. Он потребовал моральную компенсацию в размере 500 000 рублей. Суд одобрил его требование, потому что выплаты по моральному ущербу, когда есть смерть человека, практически всегда требует выполнение иска в полном размере.
  2. Водителем транспортного средства был совершен наезд на проходящего мимо гражданина, в результате чего пешеход был травмирован и получил инвалидность второй группы. Это отразилось на его трудоспособности, потому что он потерял ее на 85%. В иске потерпевший требует ежемесячно пособие, которое будет выплачивать виновник. Размер регулярной компенсации будет составлять 10 000 рублей. Суд полностью удовлетворяет требования.

Но не всегда судебное решение может совпадать с иском потерпевших при ДТП на все 100%. Как правило, в большинстве случаев требования покрываются на 30-50%.

Чем лучше истец подготовится, собрав нужную документацию и аргументы к фактам, тем большей будет вероятность получить компенсацию в нужном размере.

Для этого следует собрать все документальные сведения о происшедшем, записать показания очевидцев. Для успеха дела можно воспользоваться услугами опытного автоюриста, который разбирается в подобных судебных делах.

Его услуги – платные, но он поможет грамотно написать иск, правильно сформулировать претензию в нем.

Взыскание ущерба при ДТП если виновник не установлен – невозможное, потому что его личность не известная, следствие ничего не знает о его страховщике, о наличии и актуальности полиса.

Поэтому в данном случае следует полагаться лишь на свой КАСКО и свою страховую фирму. Если через некоторое время обнаруживается виновная сторона, то следует отправлять пакет документов о ДТП и заявление на получение компенсации в его страховую компанию.


Ваш комментарий

Эксперт
Дмитрий Андреевич - владелец нескольких страховых фирм, по образованию автослесарь высшего разряда. Знает все про автострахование и делится интересным опытом и полезными советами.
Новые статьи и материалы