Содержание
- 1 В чем опасность ксенона?
- 2 Можно ли законно установить ксенон
- 3 Какая административная ответственность предусмотрена?
- 4 Как избежать строгого наказания?
- 5 Почему установку ксенона запретили
- 6 Как убедить инспектора?
- 7 Размер штрафа за ксенон
- 8 Что делать при аресте машины
- 9 Порядок лишения прав за ксенон
- 10 Итог
- 11 Примеры судебных решений по ксенону
В чем опасность ксенона?
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса, уточним терминологию. Словом «КСЕНОН» обозначают газоразрядные лампы. Ксеноновые лампочки вырабатывают больше света нежели лампочки накаливания или галогеновые, потребляют меньше энергии, а также больший срок использования.
Но в этой бочке меда оказалась огромная ложка дегтя. При неправильной установке ксеноновые лампы очень опасны на дороге! Автомобильные корпорации для газоразрядных ламп изготавливают специальные фары и иначе настраивают светоотражатели. Ведь свет, который излучает ксенон намного сильнее, чем у ламп накалывания.
Если водитель вставит ксеноновую лампу в стандартную автомобильную фару, которая предназначена для лампы накаливания или галогеновой лампочки, то она будет светить куда угодно только не на дорогу. Из-за такой особенности излучения света ксеноном, фары будут слепить автолюбителей, двигающихся по встречке, а при обгоне — водителей своей полосы.
Именно поэтому, была введена административная ответственность за установку и использование ксеноновых ламп в фарах, конструкция которых не предназначена для этого. Другими словами, если ксенон был предусмотрен на автомобилестроительном заводе или под него была установлена специальная фара, то тогда бояться нечего.
Можно ли законно установить ксенон
Ксенон – обывательское название газоразрядных ламп, в которых светится электрическая дуга в колбе, заполненной газом — ксеноном. Этот источник дает яркий белый свет, близкий к дневному.
У ксеноновых ламп нет нити накаливания, как в галогеновых лампах. Электрическая дуга возникает между двумя электродами. Для розжига дуги необходимо генерировать высоковольтные (до 25 000 В) импульсы напряжения. Поэтому для «розжига» такой лампы используют специальный блок управления, который повышает напряжение в момент включения фар с ксеноновыми лампами. После того, как лампа зажглась, для поддержания разряда достаточно номинального напряжения до 80 В.
20 февраля 2010 года Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России дал разъяснение «Об использовании «ксеноновых» фар» (полный текст письма здесь).
— C — ближнего, R — дальнего, CR — двухрежимного (ближнего и дальнего) света с лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН N 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
— HC — ближнего, HR — дальнего, HCR — двухрежимного света с галогенными лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН N 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
— DC — ближнего, DR — дальнего, DCR — двухрежимного света с газоразрядными источниками света (Правила ЕЭК ООН N 98, ГОСТ Р 41.98-99).
Соответствующая маркировка, обозначающая тип фары (внешнего светового прибора), а также знак официального утверждения (состоит из круга, в котором проставлена буква «E», за которой следует номер страны, предоставившей официальное утверждение, и номера официального утверждения) наносится на рассеивателе фары и на корпусе фары, если рассеиватель может быть от него отделен.
Обозначение категории галогенных ламп накаливания, приведенное на их цоколе или колбе, начинается с буквы «H».
Газоразрядные источники света, маркировка категории которых, указанная на цоколе, начинается с буквы «D», в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН N 99 и ГОСТ Р 41.99-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения газоразрядных источников света для использования в официально утвержденных газоразрядных оптических элементах механических транспортных средств» предназначены для использования только в фарах типов DC, DR, DCR.
Поэтому, устанавливать ксеноновые лампы можно только в фары с маркировкой DR, DC, DCR. Если вы установили газоразрядные лампы в фару с маркировкой HR, НС, HCR, то уговорить сотрудника ДПС на предупреждение или штраф, в случае если он усмотрит нарушение, не получится.
Как уже отмечалось, действующее законодательство РФ не устанавливает прямой запрет на использование ксенона. В нем вообще слово «ксенон» не звучит.
Но использование ксеноновых ламп в фарах, которые не предназначены для них, может привести к нанесению вреда, как окружающим, так и самому водителю. Поэтому оно карается по статье 12.15 КоАП РФ.
До недавнего времени у водителей существовала возможность легализовать использование ксенона на транспортном средстве, в котором первоначально не предусматривалось использование ксенона.
Для этого нужно было пройти несколько экспертиз. Хотя это и было достаточно хлопотно, но позволяло добиться легализации ксенона. Но с 2014 года МВД запретило подобную практику.
Установка в фары
Как уже говорилось, использование ксенона не запрещено. И если ваш транспорт был укомплектован фарами, которые предназначены для ксенона, то нет никаких оснований у сотрудника ГИБДД для того, что бы лишить вас прав.
Но если ваша машина не предназначена для ксенона, но вы его все равно поставили, то стоит подготовиться к уплате штрафа, и даже к лишению прав.
Обращайте внимание на маркировку фар. DC – ксенон допустим для ближнего света, DR – для дальнего, DCR позволяет использовать ксенон в обоих режимах.
Противотуманки (туманки)
Хотя противотуманные фары и играют особую роль, к ним применяются ровно те же нормативы, что и к любому другому автомобильному освещению.
Это означает, что использования в них ксенона возможно только если производитель предусмотрел такой вариант.
Существует заблуждение, что если машина укомплектована ксеноновыми фарами, то потивотуманки будут тоже ксеноновыми. Модели последних лет действительно соответствуют этому утверждению, а модели более раннего выпуска – нет.
Помните, что использование ксенона в непредназначенных для него противотуманках, лишь ухудшит видимость.
То же относится и к установке ксенона в противотуманные фары. Для них распространяются те же требования, что и к фарам головного света. То есть если конструкцией установка ксенона не предусмотрена, то и наказание за это административное нарушение будет тем же – лишение прав.
Однако за ксенон в туманках штраф предусмотрен далеко не всегда, равно как и в ситуации с фарами головного света. Всё зависит от типа ламп, предусмотренных производителем, а также соответствием маркировки лампочек и фар. А для ксеноновых фар маркировка может быть следующей:
- DС – ксеноновые лампы могут быть использованы для ближнего света;
- DR – для дальнего света;
- DCR – газоразрядные источники используются в обоих режимах работы фар.
Если в маркировке стоят буквы, например, HСR, то в фары предусмотрена установка только галогеновых ламп – ксеноновые в этом случае использовать уже запрещено. Простая маркировка C, R и CR означает, что используются исключительно лампы накаливания.
Исключения из правил
Иногда на момент покупки автомобиля он не оборудовался ксеноновыми фарами, но сегодня производитель выпускает данную модель уже с «ксеноном». Если вы также захотите поставить ксеноновые лампы в такие фары и надеетесь не получить штраф за ксенон в 2018 году, то лучше приобретите новые специальные фары.
Они уже должны быть оборудованы автоматическим корректором светового пучка, омывателем. Так вы не сможете попасть «под раздачу» сотруднику автоинспекции случайно. Но лишь инспектор технического надзора и исключительно на стационарном посту может установить наличие ксеноновых лампочек в фарах автомобиля.
Какая административная ответственность предусмотрена?
Согласно ч. 3 ст. 12.5 КоАП за управление автомобилем, на котором установлены световые приборы, цвет огней которых и режим работы не соответствует требования Основных положений по допуску ТС к эксплуатации, предусмотрено лишение водительских прав на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией приборов и приспособлений.
П.3.4 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации четко указано, что запрещается использование рассеивателей и ламп не соответствующих типу конкретного светового прибора.
Таким образом, административная ответственность наступает только за использование ксеноновых лампочек в стандартных автомобильных фарах, рассчитанных на использование галогенных или обычных лампочек. Причем, как в основных фарах, так и противотуманных.
Использование, так называемого, «легального» ксенона, который установлен в специальных фарах, на автомобилестроительных заводах законом разрешается. Также автовладелец может установить на своей машине специальные фары под ксеноновые лампы в сервисных центрах, имеющих сертифицированных специалистов.
Как избежать строгого наказания?
Если, так случилось, что инспектор ГИБДД вас остановил и вменяет вам использование «нелегального» ксенона, то не стоит паниковать, опытные автоюристы нашли лазейку в законе, позволяющую сохранить водительское удостоверение и ограничится штрафом. Рассмотрим их рекомендации подробно.
Во-первых, будьте вежливы и записывайте ваш диалог с инспектором на видеорегистратор, камеру телефона или другой гаджет. Во-вторых, будьте уверены и продемонстрируйте свою юридическую грамотность. Сотрудники ДПС относят уверенных, воспитанных и юридически подкованных автовладельцев к «неперспективным» — что с них возьмешь.
Попросите инспектора ДПС назвать статью административного кодекса, по которой он хочет составить постановление об административном нарушении и дать по этой статье разъяснения. Именно так, он должен оформлять правонарушение, руководствуясь п.4 ст. 5 главы 2 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ.
Почему установку ксенона запретили
В указанном выше документе приводятся разъяснения ФГУП «Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования», согласно которым использование во внешних световых приборах источников света, не соответствующих типу данного светового прибора, нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения вследствие целого ряда физических (габариты искрового разряда, длина волны, угол рассеяния отраженного излучения) и технических (класс отражающей поверхности рефлектора, наличие на транспортном средстве автоматического корректора светового пучка и омывателя фары) факторов.
Таким образом, применение в фарах, предназначенных для использования с лампами накаливания, в том числе галогенными, газоразрядных источников света следует квалифицировать как несоответствие режима работы внешних световых приборов (совокупность технических характеристик фар, соответствующих тому или иному светораспределению, обеспечивающему безопасность дорожного движения в зависимости от дорожной ситуации и метеоусловий) требованиям конструкции транспортного средства.
Как убедить инспектора?
Вам необходимо напомнить, что в п.3. ст. 12.5 КоАП предусмотрено наказание за световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствует требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации. В п. 3.1 указанных выше Основных положений по допуску четко обозначены все требования к соответствию внешних световых приборов конструкции автомобиля: количество, тип, цвет, расположение и режим работы.
Уточните, что из данного перечня было нарушено при установке ксеноновых ламп. Очевидным фактом будет отсутствие изменений в количестве фар, их расположение и режиме работы. Если вы установили лампы, температура излучения которых не превышает 6000 К, то и цвет фар будет соответствовать ГОСТу. Остается тип ламп. Как правило, в инструкции к автомобилю не бывает указаний на запрет установки ксенона.
Сотрудники ГИБДД в таких случаях ссылаются на маркировку фар и считают именно ее главным доказательством вашей вины. Уверенно отвечайте, что в ч.3 ст. 12.5 КоАП про маркировку фар ничего не указано. Далее уточните, зачем вас вводят в заблуждение, указывая на признаки другой статьи. Не забудьте упомянуть, что вы обязательно укажите этот факт при составлении протокола.
Кроме того спокойно продемонстрируйте инспектору свои знания по этому вопросу. Так, маркировка фар рассматривается Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г N 720).
А именно: в ст. 1.3.14.7, которая с 10.09.2010 года утратила свою силу, так как была исключена из тех регламента Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2010 г. /N 706 «О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств».
Кроме того, ст. 1.3.14.6 регламента была изменена тем же постановлением и на сегодняшнее время не содержит условие о необходимости наличия на световых приборах с газоразрядными лампами маркировки с помощью буквы «Е».
Таким образом, ваши действия попадают под ч.1 ст. 12.5 КоАП, согласно которой запрещается эксплуатация машины и подразумевается наказание в виде предупреждения или наложения штрафа до пятисот рублей. Что и требовалось доказать! Избежать штрафа вам не удастся, но согласитесь, это более мягкое наказание в сравнении с перспективой отдать свой водительский документ на 6 или 12 месяцев.
Размер штрафа за ксенон
Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 мес. до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
О каких требованиях основных положений идет речь в законе?
В приложении № 3 к Правилам дорожного движения имеется перечень неисправностей и условий, когда эксплуатация автомобиля запрещена. К их числу отнесены случаи, когда количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства. А также: когда в фарах используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
Таким образом, для того, чтобы привлечь водителя к административной ответственности достаточно изъять у вас установленный в фару блок розжига с ксеноновой лампой и подтвердить маркировку на фаре, которая указывает на то, что устанавливать в нее можно только галогеновую лампу.
Рассматривают такие дела мировые суды, практика по таким материалам достаточная. Результат один: лишение права управления. Никакие штрафы, как альтернативный вид наказания, не назначают.
Что делать при аресте машины
При запрете на эксплуатацию ТС инспектор ДПС оформляет арест автомобиля.
Предоставляем алгоритм грамотного поведения автомобилиста при процедуре ареста машины:
- Инспектор при аресте должен обязательно составить опись имущества и предоставить ее водителю для ознакомления и подтверждения личной подписью.
- Изымать авто можно в присутствии его собственника и двух независимых понятых. Как исключение, можно изъять машину без владельца, если в этом есть срочная необходимость, а он непонятно куда ушел.
- Водитель имеет право снимать все на камеру.
- После изъятия инспектор должен составить протокол, в котором отобразить сведения об автомобиле и его собственнике. Без подписей автовладельца, двух понятых и полицейского протокол считается недействительным.
- Если проводилась съемка, то копия записи может быть приложена к протоколу.
- Копию протокола инспектор должен передать собственнику машины.
Автолюбителю следует фиксировать на видеокамеру все действия, как инспектора, так и свои от начала ареста и до конца. Такое видео подтверждение ему пригодится при обращении в суд, особенно когда по какой либо причине были нарушения процедуры. Следует также взять личные и контактные данные понятых.
Порядок лишения прав за ксенон
Решение суда по LED 1
Решение суда по LED 2
Однако, это решения 2017 года. Аналогичные решения за 2018 год найти не удалось. Кроме того, выяснилось, что новые автомобили 2018 г.в., выезжающие с автосалонов с заводским «диодным светом» на фарах имеют «галогеновую» маркировку HR, НС, HCR.
В дальнейшем выяснилось, что за установку диодных ламп водителей привлекают по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ, квалифицируя действия водителей, как управление автомобилем при наличии неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена.
Статья 12.5. КоАП РФ четко устанавливает, что единственным видом наказания за неправомерное применение фар с ксеноном становится лишение водительских прав сроком от шести месяцев до года. При этом такие санкции как предупреждение или денежный штраф положениями данной статьи не предусмотрены.
Стоит отметить, что кроме лишения прав, согласно части третей вышеупомянутой статьи, запрещенные приборы подлежат конфискации.
Однако нормы, которые устанавливаются данной статьей, могут трактоваться весьма широко. Благодаря такой их широкой трактовке, у водителей появляется шанс сохранить права, отделавшись обычным штрафом.
Разберем подробнее законодательные тонкости
Основополагающим документом для статьи 12.5. КоАП РФ являются основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации, а его пункт за номером 3.1 утверждает, что несоответствие режима работы светового прибора, количества таких приборов, их типа и цвета, тем, которые установлены в технической документации на машину, является нарушением. Рассмотрим подробнее, что именно нарушает установка фар с ксеноном.
При использовании ламп с ксеноном, их количество и местоположение не меняется. Обратившись к техническим документам на машину и обнаружив там установку на использование в фарах ламп определенного типа, стоит обратить внимание на дату выпуска автомобиля.
Ведь в то время производитель мог просто не обладать информацией о существовании ксеноновых фар. Отметим, что в технической документации на автомобиль прямых указаний на запрет применения ксеноновых лам не будет.
Таким образом, становится возможным переквалифицировать действия по установке ксеноновых фар на более мягкую стать 12.5. КоАП РФ.
Часть 1 данной статьи предусматривает наложение штрафа в размере 500 руб. за вождение автотранспорта, у которого имеются неисправности, предусмотренные основными положениями.
Однако стоит отдавать себе отчет, что воспользоваться данным вариантом удается далеко не всегда. Как показывает практика, судьи крайне негативно относятся к столь оригинальному толкованию положений закона и стараются не допускать его.
Стоит помнить, что проверить наличие в ваших фарах ксенона может далеко не каждый пожелавший это сделать инспектор. Правом проверять наличие ксенона наделен только инспектор технического надзора. Причем осуществлять такую проверку он может при проведении техосмотра как на стационаром посту ГИБДД, так и в ходе проведения совместных с ГИБДД рейдов.
Практика показывает, что чаще всего сотрудник ГИБДД производит составление протокола по части 3 статьи 12.5. КоАП РФ, а в дальнейшем суд рассматривает вопрос о лишении лица, в чей адрес оставлен данный протокол, прав.
Однако для составления такого протокола, инспектору необходимо пригласить двух понятых, которые согласятся сличать маркировку на фарах и лампах.
На данном этапе не стоит чинить препятствий проводимой проверке. Наоборот, стоит заснять данный процесс на видео. После этого в представленном вам на подпись протоколе, необходимо сделать запись о своем несогласии с предъявленными вам обвинениями. Также стоит отметить в протоколе, что установка фар с ксеноном не противоречит действующему законодательству РФ.
В ходе осуществления осмотра, инспектор будет проверять маркировку. Она наносится в виде трех латинских букв. Если первой буквой в маркировке будет «D», то никаких проблем с ксеноном у вас не будет.
Но если на фаре нанесена маркировка «HCR», то в ней допускается применения исключительно галогеновых ламп.
Долгое время порядок, по которому должны были осуществлять лишение прав за использование ксенона, оставался не определенным. И только в 2010 году ГИБДД установила его.
Сейчас фары производятся двух категорий, каждая из которых маркируется следующими обозначениями:
- HС – ближнего, HR – дальнего, HСR – двухрежимного света с разрешенным использованием галогенных ламп;
- DС – ближнего, DR – дальнего, DСR – двухрежимного света с разрешенным использованием газоразрядных источников света, то есть ксеноновых ламп.
Искать вышеуказанные обозначение следует на корпусе фары, либо на рассеивателе. Поскольку нам интересен ксенон, то нам необходима именно вторая группа обозначений.
В случае применения в фаре источника света, не соответствующего установленным для нее техническим требованиям, это будет являться нарушением безопасности дорожного движения.
Говоря проще, использование ксеноновых ламп в фарах, которые были разработаны для работы с галогеновыми лампами, приводит к нарушению требований, которые установлены технической документацией.
Инспекторы ГИБДД отнесут данное нарушение к 3 части статьи 12.5. КоАП РФ, поскольку режим эксплуатации фар не будет соответствовать требованиям законодательства. При данном развитии событий, использование автомобиля будет запрещено.
В том случае, когда изъять фары и примененные в них ксеноновые лампы не представляется возможным, на них будет наложен арест.
Из изложенного следуют следующие выводы:
- Водители, которые легально используют ксенон, могут не волноваться;
- Зато тем водителям, которые установили ксеноновые лампы, в фары, предназначенные для галогеновых, придется понервничать;
- Проверить наличие ксенона могут как в ходе осуществления технического осмотра, так и во время патрулирования участка, если ваша машина вызовет подозрения;
- Судебная практика подтверждает, что квалифицируя данное нарушение по части 3 статьи 12.5. КоАП РФ, сотрудники ГИБДД абсолютно правы.
Попробуем взглянуть на данную ситуацию несколько иначе. На каком основании ГИБДД пришла к мнению, что возможно сразу лишить прав? Кто выдал им такие рекомендации?
И возникает еще один вопрос – как можно проверить ксенон в дорожных условиях, с учетом того, что в соответствии с приказом МВД №1240 запрещается проверка на дороге водителя, который имеет техталон? И при помощи чего, проверяющие в таких условиях смогут установить наличие ксенона?
И таких вопросов можно задать еще множество. Так что если выбрать правильный подход, то дело в суде можно выиграть и сохранить свои права.
Более того, опубликованы эти разъяснения были уже относительно давно – в 2010 году, с тех пор не меняясь. Это, безусловно, будет интересно водителям, интересующимся, какой штраф за ксенон в 2018 году им придётся заплатить. Сразу отметим, что за подобное нарушение в случае обнаружения его сотрудником ГИБДД, будет составлен протокол по ст. 12.5 ч.3 КоАП, согласно которому водитель лишается прав, срок — от полугода до года в случаях:
- Если установлены фары красного цвета или того же цвета световозвращающие приспособления;
- Световые приборы, режим работы которых и цвет не соответствует правилам допуска к эксплуатации ТС.
В соответствии с перечнем неисправностей внешних осветительных приборов, согласно которому эксплуатация автомобиля запрещена, не разрешается эксплуатация ТС в случаях:
- Если режим работы и тип фар не соответствует конструкции и не предусмотрен производителем ТС (при этом имеется примечание, согласно которому на снятых с производства моделях можно использовать осветительные приборы от других автомобилей);
- Если не соответствует ГОСТу регулировка фар;
- Если рассеиватели и лампы не соответствуют типу светового прибора.
Итог
В заключение хочется акцентировать внимание на следующем, административным нарушением является только использование ксеноновых ламп в автомобильных фарах, предназначенных для лампочек накаливания или галогеновых ламп.
Из-за особенности свечения, которое требует специальной конструкции фар и светоотражателей ксенон в обычных фарах заслепляет как водителей, которые движутся навстречу, так и создает дискомфорт тем, кто едет следом.
Для того чтобы избежать лишения водительских прав за ксенон нужно знать:
- можно использовать специальные фары, предназначенные для ксеноновых ламп и имеющих соответствующие светоотражатели. Разрешается два варианта: пользоваться фарами, которыми укомплектовано авто при сборке на заводе или установить их в сервисном центре, где работают сертифицированные специалисты;
- изучить юридические тонкости этого вопроса, которые помогут переквалифицировать часть 3 на часть 1 ст. 12.5 КоАП;
- знать все нюансы процедуры ареста машины для грамотной защиты своих прав.
Установленный в фары ксенон делает авто более эффектным, но на дороге снижает безопасность движения, заслепляя водителей других машин. Именно владелец ТС с нелегально установленными лампами часто становится мишенью, заслепленного его же фарами водителя встречного автомобиля.
Безопасного вам пути!
Примеры судебных решений по ксенону
В заключение предлагаем ознакомиться с решениями судов, которые признали факт административного нарушения у водителей, использовавших ксенон в галогеновых фарах, и назначили лишение права управления ТС.
Решение суда по ксенону 1
Решение суда по ксенону 2
Решение суда по ксенону 3
Дата публикации статьи: 13 август 2018 года Последнее изменение: 13 август 2018 года