Содержание
- 1 Какими законодательными актами регулируется?
- 2 Кто выполняет расчет износа
- 3 Что принесли с собой нововведения в 2018 год?
- 4 Как виновнику аварии не переплачивать
- 5 На какие запчасти автомобиля начисляется, а на какие нет?
- 6 Что делать, если страховая компания занижает выплаты?
- 7 Заключение
- 8 На какие запчасти автомобиля начисляется, а на какие нет?
- 9 Что такое амортизация?
- 10 Онлайн калькуляторы на сайте РСА
- 11 Максимальный размер
- 12 Возможности контролировать страховую
Какими законодательными актами регулируется?
Основным законодательным актом, который разъясняет детали по данному вопросу, является: ст.12 Закона “Об обязательном страховании” №40-ФЗ (в 2017 г. туда были внесены дополнительные изменения).
Именно этот акт регулирует:
- варианты выдачи компенсации пострадавшим (По ОСАГО СК осуществляет только ремонт ТС, а выплаты осуществляются только в редких случаях. По КАСКО автовладелец имеет право выбора — получить ли на руки денежные средства или осуществить ремонт);
- процедура проведения экспертизы (после ДТП автомобиль осматривают сотрудники ДПС или представитель СК, а потом только его отправляют на экспертизу);
- документы, которые понадобятся для получения компенсации от СК и т.д.
То, как рассчитать износ автомобиля, определяется Положением Банка России №432-П, который начал действовать с 2014 года. Этот документ содержит и информацию по единой методике расчета износа.
Эту формулу используют как страховые компании, так и все организации, которые занимаются проведением экспертизы транспортных средств.
Законность и правомерность износа по ОСАГО регулируется двумя законодательными документами:
- Статья №12 Федерального закона №40 с редакцией в 2017-ом году, который вводит понятие обязательной «автогражданки».
- Глава №9 Постановления Правительства №263, которое регулирует обязательное страхование автомобилей. Размер начисляемого износа, регламентируется другим документом: Приложение Центробанка России №432-П. Этот документ был принят в 2014-ом году. Описанный способ исчисления износа по ОСАГО, является обязательным для использования страховщиками, их сотрудниками и независимыми экспертными оценщиками.
В законодательстве РФ нет понятия износа, с целью вычисления стоимости ремонта или замены поврежденных деталей транспортного средства. Не смотря на это, Центробанк содержит правовую норму, в которой зафиксированы основные признаки данного понятия.
В этом положении сказано, что износ – это характеристика, которая определяет величину потерь части автомобиля от его изначальной стоимости, срока эксплуатации и технических характеристик. Существует данный расчет для определения размера компенсации, при повреждении транспортного средства либо определенной части машины.
Следуя закону, можно сделать вывод, что стоимость ремонта автомобиля при определенном повреждении равна стоимости ремонта нового автомобиля минус износ.
Кто выполняет расчет износа
Процент износа автомобиля определяет сотрудник агентства, занимающегося проведением независимой экспертизы, с которым у СК заключен договор. Это и является причиной того, что многие автовладельцы жалуются на то, что размер выплат слишком маленький. Поэтому рекомендуется:
- взять копию документа, которую вам выдадут после осмотра вашего ТС;
- отправить свое авто на дополнительную экспертизу.
Так вы получите результаты действительно настоящей экспертизы, после которой можно отправить претензию в саму страховую. Если она отклонила ее, то тогда можно начинать судебное разбирательство с СК. Вам нужно будет предоставить все документы, которые помогли бы вам доказать вашу правоту.
Практика показывает, что в подобных делах суд встает на сторону истца, но если разница между тем, какую компенсацию определила СК и сам автовладелец, незначительна, то вряд ли судья решит дело в сторону последнего.
В случае, если вы не согласны с решением суда, вы всегда можете подать апелляцию на него и жалобы в РСА, Центробанк и т.д.
Для того, чтобы рассчитать износ по ОСАГО, можно воспользоваться онлайн-калькуляторами, которые можно найти на просторах Интернета, или формулой. По ней легко определить процент износа комплектующего изделия.
При расчете через калькулятор на сайте потребуется ввести следующие данные:
- дата выпуска ТС (эту информацию можно найти в ПТС);
- когда произошла авария;
- тип транспорта;
- величина пробега на тот момент, когда было происшествие;
- высота протектора шин.
Если вы решили определить износ комплектующего агрегата по формуле, то вам нужно подставить нужные значения и подсчитать его. Сама формула представлена ниже.
В нее нужно подставить:
- е — основание логарифма (берется 2,72);
- ΔТ — коэффициент, который рассчитывается в зависимости от срока эксплуатации;
- Тки — сам срок эксплуатации (определяется в годах);
- ΔL — коэффициент, рассчитываемой исходя из величины пробега ТС;
- Lки — сама величина пробега (берется значение в тысячах км).
Где взять сами коэффициенты? Они перечислены в таблицах и зависят от типа и марки самого автотранспортного средства.
Законом установлен максимальный размер износа автомобиля по ОСАГО. Он составляет 50%. Ранее его повысили до 80% от цены запасной части. Это очень уменьшало размер выплачиваемого страхового возмещения.
Если СК отказывается учитывать этот фактор, то ее вполне можно привлечь к судебному разбирательству.
Износ запчастей автомобиля по ОСАГО можно посчитать самостоятельно или при помощи онлайн калькуляторов для расчета страховых выплат с учетом процента амортизации. Ниже будет разобран каждый из этих способов. Итак, чтобы рассчитать износ по «автогражданке» на онлайн калькуляторе, потребуется ввести следующие данные:
- дата выпуска транспортного средства;
- дата, когда произошла авария;
- вид транспортного средства;
- пробег автомобиля, на дату дорожно-транспортного происшествия;
- высота протектора шин на дату дорожно-транспортного происшествия.
Введя все указанные выше данные, можно получить общий износ деталей автомобиля, износ аккумулятора машины и износ покрышек. Чтобы рассчитать износ машины самостоятельно, придется воспользоваться формулой, которая определена единой системой просчета, установленной Центробанком России.
Полученное значение покажет износ деталей в процентах.
Отдельного внимания заслуживают параметры ΔТ и ΔL. Их значения должны быть определены по таблице, которая представлена ниже.
Вид транспортного средства | Значение ΔТ | Значение ΔL |
ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, ТагАЗ, ЗАЗ | 0,057 | 0,003 |
Brilliance, BYD, Chery, Derways, FAW, Geely, Great Wall, Hafei, Haima, Lifan, Luxgen, Xin Kai | 0,057 | 0,0029 |
Aston Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Jaguar, Maserati, Porsche, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Mini, Rover Alfa Romeo, Citroen, Fiat, Ford, Opel, Peugeot, Renault, Saab, SEAT, Skoda, Volkswagen, Volvo | 0,042 | 0,0023 |
Acura, Buick, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Dodge, Hummer, Infiniti, Jeep, Lexus, Lincoln, Mercury, Pontiac | 0,045 | 0,0024 |
Daewoo, Hyundai, Kia, Ssang Yong, | 0,052 | 0,0026 |
Toyota, Mitsubishi, Daihatsu, Honda, Isuzu, Mazda, Nissan, Subaru, Suzuki, | 0,049 | 0,0025 |
Грузовые транспортные средства | 0,077 | 0,0023 |
Автобусы | 0,113 | 0,0008 |
Троллейбусы и трамваи | 0,098 | 0,0008 |
Прицепы для грузовых машин | 0,09 | 0 |
Прицепы для легковых машин | 0,06 | 0 |
Мотоциклы | 0,07 | 0 |
Сельскохозяйственная, пожарная, строительная и другая спецтехника | 0,15 | 0 |
С полной формулой для расчета ОСАГО и таблицей всех коэффициентов можно ознакомиться в этом материале.
Страхование ОСАГО реализуется по принципу обязательности. Второе название договора – автогражданка. Такая страховка предполагает возмещение ущерба третьим лицам. Следовательно, если виновником ДТП стал страховик, то компания обязана компенсировать ущерб пострадавшей стороне.
С учетом тех изменений, которые внесены в закон об обязательном страховании, страховщик восстанавливает автомобиль пострадавшего лица. Рассчитывать на денежную компенсацию сторона теперь не сможет. Компания обеспечит оплату ремонта автомобиля, оплачивая услуги СТО. Оплачиваться будет ремонт тех повреждений, которые возникли в результате аварии.
Но если учесть момент, что на момент аварии автомобиль не был новым, то должен быть учет параметр износа. Ранее выплату страховой компенсации производили с учетом степени изношенности детали, которая подлежит замене. Далее компания выплачивала компенсацию на восстановление авто непосредственно автовладельцу. Второй вариант — оплата услуг СТО, которая производила ремонтные работы.
Выполнять расчет износа конкретной части транспортного средства, а также проводить экспертизу стоимости восстановительного ремонта может индивидуальный эксперт либо специальная организация, которая имеет на это соответствующий допуск. Если ведется судебное дело, то судья назначает судебного эксперта, который и будет производить данный расчет.
Эксперт должен производить расчет износа, учитывая требования методических рекомендаций и нормативы правового акта Банка России.
Подсчеты должны осуществляться в соответствии с формулами, утвержденными правовым актом Центрального банка. Они различны для узлов, деталей, шин, агрегатов автомобиля.
Воспользуйтесь нашим онлайн калькулятором для расчета ОСАГО онлайн — сравните цены в различных страховых компаниях. Сэкономьте от 1 498 до 3 980 руб., так как базовая ставка может отличаться на 20%. Не нужно идти в офис — вы получите страховой полис на ваш e-mail
Как вы уже поняли калькуляторы ведут расчет по единой методике, установленной на законодательном уровне. Использовать калькулятор износа ОСАГО достаточно удобно, поскольку вам не нужно задумываться над тем как рассчитывается износ, вы просто указываете даты и числа и нажимаете кнопку рассчитать.
Но если онлайн калькулятор износа у вас не внушает доверия, вы можете посчитать самостоятельно, какой будет сумма при выплате полиса гражданской ответственности ОСАГО при ДТП.
Износ = 100 х (1 – е-х)
Х = Коэф. срока х Срок эксп. Коэф. автопробега х Пробег
Х = 0,042 (коэффициент срока эксплуатации) х 5 (непосредственная величина) 0,0023 (коэффициент пробега) х 33,5 (непосредственная величина) = 0,28705
Возводим основание логарифма е-х (равного ≈ 2,72) в степень, получившуюся выше и получаем = 0,75033809
1 — 0,75033809 = 0,2496619
100 х 0,2496619 = 25%
Износ = 25%
Далее посчитанный износ применяется к любой из нужных деталей и агрегатов для ремонта автомобиля.
Исследование состояния ТС потерпевшего после аварии – обязанность страховой компании. Это она выплачивает возмещение или организует ремонт машины, то есть несет расходы. Поэтому сначала по ее инициативе производится осмотр техники. И если потерпевший не согласен с определением суммы материального ущерба, страховщик же заказывает независимую экспертизу.
У владельца ТС тоже есть возможность принять участие в процедуре. К тому же учет износа по ОСАГО осуществляется не произвольно, а в соответствии с законом и Правилами:
- если погашение ущерба предполагает денежную выплату, показатель обязательно принимают во внимание;
- при отправке ТС для восстановления на станцию техобслуживания замена пришедших в негодность в результате аварии составляющих производится без оглядки на то, что они были не новыми.
То есть с 2017 года, когда были приняты поправки в закон, при ремонте по ОСАГО износ поврежденных деталей не учитывается. На замену ставят новые комплектующие, а затем их стоимость и работу мастеров оплачивает страховщик. Но делается это в соответствии со справочником РСА, где указаны цены на детали и труд специалистов. Так что денег от страховки может не хватить, ведь реальная стоимость иногда оказывается существенно выше.
Износ запчастей по ОСАГО в некоторых случаях устанавливается ниже, чем транспортного средства в целом. Это важно, когда возмещение денежное, а не в виде ремонта. Но владельцу нужно доказать, что поврежденная в аварии деталь после покупки машины заменялась. То есть процент изношенности этой составляющей должен быть меньше, чем тот же показатель для всех других. Необходимо предъявить чек из магазина на покупку и счет из СТО, где деталь меняли.
Расчет износа по ОСАГО выполняют эксперты страховой фирмы. Он делается в соответствии с Положением Банка РФ №432-П от 19.09.2014 г. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного ТС». При определении процента изношенности ТС значение имеют:
- дата начала его использования, определяемая по паспорту;
- дата аварии, которая стоит в справке из ГИБДД;
- марка автомобиля, выбираемая из списка «Единой методики…»;
- его пробег, определяемый по одометру;
- степень стертости протектора шин и срок их использования.
Что принесли с собой нововведения в 2018 год?
Рассмотрим вкратце все изменения, которые были утверждены на федеральном уровне в части обязательного страхования. С учетом этих нюансов можно будет сложить общую картину, понять, как же будет проводиться возмещение ущерба от ДТП. Итак, новые правила учтем в этом списке:
- Ремонт вместо денежной компенсации. Вместо выплаты компенсации потерпевшей стороне, компания будет оплачивать непосредственные затраты на ремонт. Но, есть ряд исключений, в которых предусмотрено денежное восстановление:
- ремонт требует более чем 400 тыс. руб.;
- страховку покрывает международная компания;
- урон нанесен иному виду имущества;
- страховая компания не имеет возможности для проведения восстановительных мероприятий;
- авария задокументирована без участия полиции и сумма взыскания выше 100 тыс. руб.;
- авто уже не подлежит ремонту.
- ОСАГО – договор, обязателен не для всех участников дорожного движения. На транспортные средства, скорость движения которых не превышает 50 км/ч, страховка ОСАГО не предусмотрена.
- Несоблюдение сроков восстановления авто тянет за собой неустойку. На страховщика, который затягивает с выдачей направления на ремонт, возлагается штраф за каждый день просрочки.
- Ограничения, связанные с эвакуацией авто. Ранее страховая компания возмещала полную стоимость перевозки битого авто к месту ремонта. Сегодня действует ограничение, компенсируют не более чем 50 км транспортировки.
- Случаи, в которых страховая компания может подать иск к виновнику ДТП, с целью взыскания с него суммы ремонта авто потерпевшего лица. Это так называемый регрессивный иск, который может иметь место в ситуациях, когда:
- ДТП – умышленное деяние виновника;
- у претендента не было прав на управление ТС;
- наличие отягощающего обстоятельства в виде алкогольного, токсического, наркотического опьянения;
- скрытие с места происшествия;
- имела место компенсация по аварии, имевшей место в непредусмотренный ОСАГО срок;
- виновная сторона фактически уже восстанавливает авто;
- страховая компания не получила материалы по ДТП в установленный законом пятидневный срок;
- предоставление недостоверной информации страховщику.
- Новые лимиты Европротокола. Теперь без привлечения полиции, в рамках Европротокола, может быть начислена страховая выплата в размере до 100 тыс. руб., ранее была норма до 50 тыс. руб.
- Лимит страховых выплат. С нововведениями вошел в оборот и новый норматив страховых выплат:
- до 400 тыс. руб. на восстановление авто/иного имущества;
- до 500 тыс. руб. на возмещение ущерба, связанного со здоровьем и жизнью.
- Электронные полисы, которые внедрили для минимизации мошеннических операций в сфере страхования. Автовладелец должен лично заполнять форму заявки на сайте компании и без посредников оплачивать полис. Удостоверением подлинности электронных заявок занимается МВД и РСА.
- Расширение прав владельца в выборе СТО. Уже на стадии заключения договора автовладелец вправе выбирать СТО из списка, предложенного страховой компанией. И при выборе СТО нужно предусмотреть три таких нюанса, как:
- степень отдаленности ремонтного сервиса, не более 50 км от места жительства страховика или места происшествия;
- срок восстановительных работ не более 30 дней;
- сохранение гарантии на машины, возраст которых не более 2 лет.
- Изменение показателей КБМ или «бонус-малус». Теперь коэффициент будут высчитывать исключительно на основании поведенческих факторов водителя. Чем выше уровень езды и показатели безаварийности, тем выше будет коэффициент в ОСАГО. Характеристики автомобиля в расчет не принимаются.
- Возможность прямого урегулирования. Ранее урегулирование вопроса при участии только своей страховой компании было возможным лишь при минимальном количестве участников ДТП, не более двух. Сегодня в такой способ вопрос можно решить и при большем количестве участников процесса, три и более.
- Ограничения на выплату компенсации представителю потерпевшей стороны. У коллекторских компаний пропал интерес выкупа битых авто, так как на денежно возмещение они рассчитывать теперь не вправе.
Сразу стоит отметить, что все вышеперечисленные новшества коснутся не всех участников дорожного движения. Они будут относиться лишь к новым клиентам, страховавшим авто по договору ОСАГО в период с 28 апреля 2017 года. Для того чтоб правила распространялись на ранее купленные полисы, между страховой компанией и страховиком должна быть составлена письменная договоренность.
Возмещение разницы между реальным уроном и выплаченной компенсацией будет производить виновник аварии. К примеру, страховщик выплатил 400 тыс. рублей, а ремонт, без учета износа, обойдется в 500 тыс. руб. В этой ситуации разницу в 100 тыс. можно потребовать с лица, спровоцировавшего аварию.
Такая ситуация выгодная пострадавшему лицу, так как он получает возможность полностью восстановить авто. Поскольку, новыми правилами введен запрет на установку б/у деталей и запчастей при восстановительных работах, то автовладелец может рассчитывать на полное восстановление. Причем возмещение проведут по фактическому урону, без учета степени износа машины.
Но есть и второй участник – виновник аварии. Ему такая ситуация крайне не выгодна. Если он повредит машину десятилетней давности, то пострадавшему лицу будет положена компенсация как за новое авто. Страховая компания компенсирует только часть расходов, а разницу обязан будет платить виновник.
Если ранее виновники дорожно-транспортных происшествий были защищены от материальных затрат, то сегодня они понесут реальное наказание в виде материального урона за свои противоправные действия. «Купил полис, и смело нарушай правила», сегодня эта норма не действует, так как за собственные нарушения придется платить со своего кошелька.
Как виновнику аварии не переплачивать
В интересах виновника происшествия провести независимую экспертизу для установления суммы реального ущерба. Также нужно попросить выписку о том размере компенсации, которую возместила страховая компания. Если виновное лицо согласно с разницей, предложенной пострадавшей стороной, то лучше произвести возмещение в добровольном порядке. В противном случае придется возмещать еще и судебные издержки. За каждую выплаченную сумму нужно требовать расписку, делается это во избежание повторных выплат.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
На какие запчасти автомобиля начисляется, а на какие нет?
В Приложении №7, Постановления Банка России, перечислены те детали, чей износ никак не учитывается.
К ним относятся ремни и подушки безопасности, включая и устройства, предназначенные для обеспечения защиты детям. Сюда же относят:
- части тормозных с/с (пневматических и гидравлических);
- з/ч антиблокировочной с/с;
- тормозные диски/колодки и т.д.;
- индикаторы неисправности тормозной с/с;
- пружины педалей тормоза и колодок;
- суппорты;
- агрегаты рулевого управления;
- части сцепных устройств.
Износ по ОСАГО, начисляется на все запчасти транспортного средства, кроме определенного законом списка. В этот список входит следующее:
- Воздушные подушки безопасности водителя и пассажиров.
- Ремень безопасности, а также все его компоненты.
- Компоненты и узлы пневматической, электронно-пневматической и гидравлической тормозных систем.
- Компоненты и узлы управления рулевым колесом.
- Компоненты и узлы системы сцепления транспортного средства.
Процент износа по ОСАГО не начисляется на определенные виды деталей из-за того, что при любом их повреждении эксплуатация автомобиля запрещается законом РФ и правилами дорожного движения.
Не учитывается процент износа на следующие детали:
- все элементы рулевого управления (наконечник, трубопроводы, рычаг, тяга и др.);
- подушка безопасности;
- ремень безопасности (в сборе);
- детское крепление;
- все элементы тормозной системы (диск, барабан, колодки и др.);
- элементы и детали, пневматической или электронно-пневматической, гидравлической систем;
- детали, которые отвечают за работу сцепных устройств.
Полный перечень таких деталей предоставлен в отдельном приложении №7 правового акта Банка России. Для всех остальных деталей необходимо рассчитывать вышеупомянутый процент.
Российским союзом автостраховщиков регулярно актуализируются справочники, позволяющие определять среднюю стоимость какого-либо изделия на определенную дату. Для того, чтобы узнать актуальную для конкретного случая среднюю ценю необходимо следовать следующему алгоритму:
- Перейти на официальный сайт союза автостраховщиков.
- В верхнем меню выбрать раздел «ОСАГО».
- В левом меню перейти по пункту «Проверка средней стоимости…».
- На загрузившейся странице заполнить дату получения повреждений (или иную необходимую).
- Выбрать экономический регион, в котором проводится экспертиза.
- Указать марку автотранспорта и номер запчасти (он обычно указывается на самой детали, также номер можно узнать у производителя или официального дилера).
- Ввести капчу (цифровой или буквенный код).
- Нажать кнопку «отправить запрос».
Если все сделано правильно, то средняя стоимость появится на экране монитора компьютера незамедлительно. Когда необходимо узнать стоимость более 3-х деталей, потребуется отправить несколько запросов в связи с соответствующими ограничениями на сайте.
На некоторые детали не может быть начислен износ (его значение равно нулю) в силу того, что при любом их повреждении дальнейшая эксплуатация не допускается законом, в том числе правилами дорожного движения. К таковым деталям относится большинство частей подушек безопасности и прочие детали, при повреждении которых не допускается эксплуатация транспортного средства, в том числе:
- Ремни безопасности и их крепления.
- Элементы тормозов пневматической и гидравлической системы.
- Индикатор неисправности тормоза.
- Ряд элементов рулевого механизма.
- Детали сцепных устройств и др.
Полный перечень таких деталей обозначен в самостоятельном приложении под номером 7 правового акта Банка России.
Теперь вы знаете каким образом производится расчет износа по ОСАГО поврежденного автомобиля. Естественно, каждый пострадавший получающий возмещения с учетом износа получит не полную сумму. Как видно из примера, если коэффициент износа из указанных показателей автомобиля получился равным 25%, то скажем выплата будет равна именно этому значению.
То есть, если для расчетного автомобиля необходим бампер ценой 15 000 рублей, то, когда считается износ равный 25%, потерпевший получит лишь 11250 рублей. Естественно, владельцам абсолютного нового авто, которому пару месяцев от роду, интересно какой минимальный процент износа автомобиля по ОСАГО будет применим к ним. К радости обладателей новеньких авто, данный параметр будет равен нулю.
Как известно, для восстановительного ремонта ТС может понадобится множество запасных частей, узлов и агрегатов, в том числе материалы для кузовных работ и т.д.
Безусловно, необходимо учитывать тот факт, что страховые компании не могут позволить себе оплачивать полноценную стоимость поврежденных деталей, поскольку на момент автокатастрофы авто могло быть уже не новым. Следовательно, рассчитывается процент, а именно износ деталей авто и выплачивается только частью от нужной суммы.
Несмотря на то, что при изношенности по ОСАГО с учетом коэффициентов потерпевшие получают не полные компенсации, есть некоторые детали, которые устанавливаются новыми по полной стоимости.
Итак, такими деталями при которых не учитывается износ являются:
- Приспособления, осуществляющие безопасность водителя: подушка, ремень, крепление для ребенка;
- Тормозная система и ее элементы;
- Агрегаты, отвечающие за рулевое управление.
Таким образом, если для данных запчастей не определяется процент износа, то СК оплачивает их полноценную стоимость. Но стоит заметить, что детали без износа по ОСАГО, а точнее их стоимость может выйти за пределы максимальной суммы возмещения, выплачиваемой СК. В таком случае, невиновный водитель, которому восстанавливают авто будет вынужден доплачивать сам или обязать на это инициатора ДТП.
А при необходимости замены некоторых составляющих автомобиля их изношенность вообще не учитывается. К этой категории относятся:
- подушки и ремни безопасности;
- составляющие тормозной системы;
- комплектующие рулевого управления;
- детали сцепных устройств.
При необходимости их замены процент принимается равным нулю.
Значения ΔT и ΔL и определены Единой методикой. Например, для легкового транспортного средства марки ВАЗ они соответственно равны 0,057 и 0,0030. А для Mazda 0,049 и 0,0025. При этом у автобусов на данные величины модификация никак не повлияет, поэтому показатели одинаковые для всех устройств такого типа составляют 0,113 и 0,0008.
Потеря потребительских свойств элемента может произойти из-за нарушения технологии проведения ремонтных работ или лакокрасочного слоя кузова. Например, если найдены следы повышенной коррозии, то применяется дополнительный множитель, равный 25,0%.
Износ равен нулю для элементов, неисправность которых согласно Правилам дорожного движения РФ приводит к запрету на эксплуатацию автомобиля.
Ниже приведены несколько таких устройств:
- подушки безопасности;
- удерживающие ремни;
- составляющие тормозной системы;
- рулевой механизм;
- сцепная конструкция.
Если комплектующее изделие не менялось с начала срока использования ТС, то его возраст и пробег принимаются равными соответствующим значениям машины. В ситуации, когда замену детали до аварии можно доказать документально, рассматриваемые величины вычисляются как разность между показателями автомобиля и новой запчасти.
Интервал применения элемента определяется в годах с момента начала эксплуатации транспортного средства или установки в процессе проведения ремонтных работ. Если нельзя узнать точную дату, когда деталь начали использовать по прямому назначению, то за неё принимается 1 января года выпуска.
Пробег ТС обычно берут из показаний одометра. А если он неисправен или состояние машины не соответствует заявленному значению, то руководствуются усреднёнными справочными данными, приведёнными в Методике. Например, для легкового автомобиля, принадлежащего физическому лицу и используемого в основном на территории Московской области, установлено, что он в среднем за год проезжает 18,0 тыс. км.
Если на детали присутствует сквозная коррозия, то её износ независимо от любых других факторов устанавливается на максимальной отметке.
Износ шин
ИШ (%) — процентный показатель амортизации шины колеса;
НН (мм) — высота рисунка протектора шины, которая ещё не использовалась;
НФ (мм) — фактический уровень рисунка;
НДОП (мм) — допустимый максимум изношенности покрышки, установленный законодательством РФ.
Кроме того, возраст шины может добавить ещё один множитель:
- от 3 до 5 лет — 15%;
- свыше 5 лет — это 25%.
Что делать, если страховая компания занижает выплаты?
Размеры компенсации от СК зависят от многих факторов:
- стоимость проведенного ремонта;
- покупка самих материалов (к примеру, краски для покраски авто);
- приобретение запасных частей.
С учетом износа цена необходимых деталей рассчитывается по нижеприведенной формуле, в которой представлены следующие значения:
- Кj — сколько частей одного вида требуется заменить;
- m — сколько всего частей подлежат замене;
- СДj — цена одной детали;
- Иj — величина износа.
То, сколько деталей требуется заменить, определяется при осмотре ТС. Цена же самих частей заключается по справочнику, который был составлен специалистами. На нее влияет и географический фактор — в каком регионе был зарегистрирован автомобиль.
Таким образом сам размер износа влияет и на то, сколько вы получите от страховщиков.
Случаи, когда страховщики завышают износ деталей не редкость. Это связано с тем, что целью любого игрока страхового рынка является извлечение прибыли, чтобы они не заявляли в своей рекламе. К сожалению, практика показывает, что в переговорах со страхователем, страховщик не воспринимают доводов по неверному расчету износа. Единственный выход, который остается страхователю – обращаться в суд.
Но тут есть один серьезный подводный камень: к судебному иску придется приложить заключение аттестованной компании, которой разрешено проведения таких экспертиз, а это дополнительные расходы, которые в случае победы – лягут на плечи страховой компании, а в случае неудовлетворения иска, останутся дополнительными расходами страхователя.
Обратите внимание: После подачи заявления в суд, будет назначено слушание, на котором судья, выслушав мнения сторон, назначит третью экспертизу в торгово-промышленной палате или похожей государственной структуре.
Именно на основе заключения этих экспертов и будет вынесен вердикт по иску на пересмотр износа по ОСАГО. В целом, износ по ОСАГО – это переменная, которая имеет точную формулу расчета, что не мешает страховщикам пытаться обмануть страхователей, завышая износ или применяя его к деталям, к которым по закону его применять нельзя.
Поэтому, каждому владельцу транспортного средства, необходимо разобраться с формулой износа, чтобы он мог проверить правильность исчисления этой переменной и, в случае необходимости, обратиться в суд для восстановления справедливости.
Законом устанавливается формула для окончательного подсчета компенсации, подлежащей выплату застрахованному лицу в целях проведения ремонта пострадавших деталей.
П. 4.1 Положения:
- «При расчете размера расходов на восстановительный ремонт стоимость ремонта уменьшается на величину размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).»
10000-(10000*10%) (5000-(5000*20%))=9000 4000=13000
Т.е. из стоимости ремонта каждой детали мы вычли размер износы каждой соответственно. Получившиеся по каждой детали результаты складываются.
Давайте вернемся к тому, что у размера страхового возмещения есть лимит. Любые выплаты по ОСАГО с учетом износа или без, осуществляются только после того, как будет проведена оценка ущерба специалистами. Естественно, в случае повреждения имущества потерпевшего вместе с телесными повреждениями (вред здоровью), страховая контора инициатора автокатастрофы обязана выплатить полную стоимость ремонта и лечения.
По ОСАГО выплаты производятся без учета транспортного налога. Количество расходов на материалы и запасные части ложится целиком на плечи СК. Если, учитывая расчет износа авто, выделяемая сумма компенсации не покрывает все ваши убытки, вы можете обратиться с жалобой к СК.
Если они будут иметь обоснованную причину в отказе, недостающую часть денег должен возместить виновник аварии в судебном порядке.
Заключение
Износ машины — важная величина, рассчитываемая исходя из даты выпуска авто, размера пробега и т.д. Ее можно высчитать, воспользовавшись онлайн-калькуляторами или по формуле, которая представлена выше, в этой статье. Эта величина напрямую влияет на то, сколько вы получите от СК в случае, если ваш автомобиль попадет в ДТП.
Определяет величину износа эксперт, с которым заключен договор у страховой, поэтому она не всегда является удовлетворительной для самого автовладельца. Именно поэтому автоюристами рекомендуется проводить свою собственную экспертизу для установления реального размера износа.
На какие запчасти автомобиля начисляется, а на какие нет?
Законным расчетом износа по ОСАГО, который имеет юридическую силу, могут быть только данные, которые получены от аттестованного экспертного агентства, с которым у страховой компании должен быть в обязательном порядке заключен договор.
При этом, нужно понимать, что в подавляющем большинстве случаев, страховщик не обращается к услугам таких агентств и рассчитывает износ самостоятельно. Это не является незаконным, если страховая компания не выдает официального заключения по данному вопросу, а только применяет самостоятельный расчет для формирования суммы страховой компенсации.
Первым делом, необходимо выполнить осмотр транспортного средства, которое пострадало в результате ДТП. Страховая компания производит расчет выплат или же проводится независимая экспертиза. В любом случае выполняется осмотр автомобиля, поврежденного в результате ДТП. Пострадавший, на свое усмотрение, может выбрать пути возмещения ущерба.
Существует два варианта:
- Страховая компания перенаправляет автомобиль в СТО на ремонт.
- Страховая компания, учитывая износ транспортного средства по ОСАГО, выплачивает суммарную стоимость запчастей, подлежащих замене.
Первый вариант предусматривает установку новых деталей, не беря в расчет степень износа старых, по итогу выставляется счет. Компания-страховщик оплачивает ремонт авто, отталкиваясь от цен на детали, указанных в едином справочнике РСА. Если ремонт обошелся дороже, то разницу доплачивает владелец машины. Также берет на себя расходы за ремонтные работы.
Второй вариант предусматривает калькуляцию износа в процентах. После чего, по справочнику РСА устанавливается цена определенной детали, учитывая экономический регион. Стоимость детали умножают на коэффициент, взятый из величины износа в процентах. Полученная цифра – это сумма, которую выдают на руки потерпевшей стороне. Износ вычисляется исключительно для деталей, которые необходимо заменить. Если можно восстановить запчасть без ее замены, то степень износа не учитывается.
На износ деталей транспортного средства могут влиять следующие факторы:
- категория автотранспортного средства;
- качество ремонта, проводимого ранее (при его наличии);
- период эксплуатации определенной запчасти;
- пробег (по показаниям одометра);
- марка машины;
- дата выпуска автомобиля;
- технические параметры детали и многое другое.
Расчет ведется в соответствии с формулами, которые утверждены в Единой методике ОСАГО. Порядок расчета имеется в открытом доступе, а так же он изложен в положении Банка России от 19. 09. 2014 № 432-П.
Из данной формулы коэффициенты используют, основываясь на приложения правового акта, зависят от марки автомобиля, а так же категории, к которой он относится.
Другие данные необходимо брать из техпаспорта транспортного средства и снимать показания с одометра.
Так как эта формула не учитывает определенные индивидуальные характеристики, то имеется возможность начислять так называемый индивидуальный износ. Например, который мог сформироваться вследствие некачественного ремонта машины.
Учитывается и показатель срока изготовления данного элемента. На шины, у которых период эксплуатации от трех до пяти лет, увеличивается износ на пятнадцать процентов, свыше пяти лет – плюс двадцать пять процентов износа.
Исходя из действующего положения Центробанка, расчет страховой выплаты по ОСАГО с учетом износа включает такие показатели:
- день дорожно-транспортного происшествия;
- тип поврежденного автомобиля;
- величина пробега;
- высота рисунка протектора шин на момент происшествия;
- дата старта эксплуатации транспортного средства.
Датой, когда машину начали эксплуатировать, считается та, которая указана в паспорте авто. Если такой информации нет, то берут 1 января года выпуска автомобиля, который указан в техпаспорте. День ДТП зафиксирован в справке ГАИ. В извещении о происшествии тоже указана эта дата.
Воспользуйтесь нашим онлайн калькулятором для рассчета КАСКО онлайн в 16 страховых компаниях. Скидка до 50% от стоимости полиса для аккуратных водителей. Гарантия точной цены!
В действующем законодательстве о защите автогражданской ответственности ОСАГО 2018 присутствуют специальные положения, которые регулируют порядок расчета страховых выплат, а именно определяют размер расходов на ремонт.
Страховые агенты и оценщики используют этот способ только для расчета выплат компенсаций пострадавшим. В зависимости от того сколько процентов получится в результате расчета, такое по размерам смогут получить возмещение невиновные водители.
В основной расчет износа автомобиля заложены такие данные как:
- Дата начала эксплуатации ТС (выпускной год автомобиля);
- Дата автокатастрофы;
- Категория авто и страна, в которой он производится;
- Автопробег (его величина на момент происшествия);
- Величина (высота) протектора покрышки.
Перед тем как рассчитать износ, указанные выше показатели переводят в специальные значения (коэффициенты). Для принятия нужного коэффициента используется таблица, в которой указаны транспортные средства по категориям. Если используется формула для расчета, то применяются как коэффициенты применительно к сроку эксплуатации и автопробегу, а также их непосредственные величины (в годах и в тыс. км), которые перемножаются между собой.
К примеру, взяв пятилетнее Audi с автопробегом 33,5 тыс. км, мы можем посчитать износ пострадавшего ТС с помощью специальных калькуляторов. Калькуляторы, используя специальную формулу и значения, посчитали что износ будет равен ≈ 25%.
Смета восстановительных мероприятий нужна, чтобы установить наиболее вероятный уровень затрат , которые потребуются, чтобы вернуть машине доаварийное состояние.
Расчёт проводится по правилам, приведённым ниже:
- средства, необходимые на восстановление узлов, пришедших в негодность до происшествия, не учитываются;
- список повреждений, полученных в результате дорожного инцидента, составляется при первичном осмотре и может уточняться после проведения дополнительных исследований;
- для вычислений используются ценовые показатели, действительные на дату аварии, принимаются во внимание условия и границы экономических регионов;
- стоимость запасных частей определяется сообразно с относительной потерей в цене комплектующих деталей ТС, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации;
- к затратам относят издержки на выполнение работ, материалы и сменные элементы конструкции, которые требуются для восстановления объекта, при этом нельзя учитывать расходы на улучшение, модернизацию, действия временного и вспомогательного характера.
- СР (руб.) — общая стоимость ремонта;
- РР (руб.) — издержки на услуги специалистов;
- РЗ (руб.) — цена элементов, которые должны быть установлены вместо повреждённых.
При формировании выводов результаты вычислений округляются до сотен рублей. Погрешность расчётов, выполненных разными экспертами, не может превышать 10%, кроме случаев замены узлов на бывшие в употреблении.
Количество и перечень необходимых деталей определяется в соответствии с регламентом проведения ремонтных работ, разработанным производителем конкретного автомобиля. Если такие рекомендации отсутствуют, то используют информацию, относящуюся к аналогичному устройству. Кроме того, обязательно учитываются характеристики и ограничения товарных рынков запчастей. Например, некоторые элементы могут поставляться только в комплекте.
РЗ (руб.) — величина издержек, выраженная в рублях;
m — общее количество наименований деталей, которые нужно заменить;
Kj— число элементов j-го вида;
СДj (руб.) — стоимость узла подлежащего ротации;
Иj (%) — износ агрегата в процентах.
Расходы на запчасти рассчитываются с учётом следующих условий:
- все наименования узлов должны быть приведены полностью, на русском языке и в соответствии с каталогом производителя для данной модификации ТС;
- замена детали должна обеспечивать безопасность автомобиля, соответствовать обязательным требованиям его изготовителя и законодательству РФ о безопасности движения на дорогах;
- необходимо учитывать случаи, когда техническая документация для полного устранения повреждения предусматривает использование ремонтного комплекта;
- при наличии на рынке восстановленных элементов, допустимых к эксплуатации производителем, их применение разрешается с условием, что вследствие таких действий не будет снижен уровень надёжности машины;
- цены деталей можно взять из электронных баз данных или справочников, а если это невозможно, то стоимость должна быть вычислена методом статистического наблюдения среди продавцов, которые ведут деятельность на территории, где произошла авария;
- в исключительных случаях, например, когда срок поставки агрегата превышает предельный интервал, отведённый на выполнение ремонтных работ (45 дней), с письменного согласия пострадавшего и страховщика берут стоимость запчасти, бывшей в употреблении, если она не дороже новой, амортизацию при этом не учитывают.
На сайте Российского союза автостраховщиков www.autoins.ru можно проверить цены на комплектующие, используемые для определения стоимости восстановительного ремонта. Все размещённые справочники проходят периодическую актуализацию. В зависимости от даты ДТП применяются ресурсы, действительные на момент происшествия.
Что такое амортизация?
Износ по ОСАГО – это амортизация запчастей транспортного средства, полученная в ходе его эксплуатации. Этот параметр применяется страховщикам и для снижения выплат по страховым полисам и является законным. Все дело в том, что при аварии, большинство запчастей машины не новы, а значит, их рыночная стоимость до аварии ниже, чем у нового автомобиля (о том, как рассчитать стоимость запчастей по ОСАГО на сайте РСА, читайте здесь). В итоге при расчете страховой выплаты страховщики выплачивают не 100% от среднерыночной стоимости детали, а несколько меньше.
Онлайн калькуляторы на сайте РСА
Благодаря возможностям интернета, рассчитать коэффициент стоимости износа деталей при выплате ОСАГО, можно онлайн. При калькуляции берутся формулы из Единой методики. Если владельцу авто известны все необходимые данные, то можно рассчитать процент износа в интернете.
Ниже будут рассмотрены нюансы, необходимые при заполнении полей и производя расчеты в онлайн-калькуляторе.
Величину пробега при расчете, которая указана на одометре, надо брать в км. Бывает, что показания одометра исчисляются в милях. Тогда эти данные необходимо умножить на 1,6. В том случае, если значение пробега неизвестно, берется для расчетов среднегодовая величина. Для Москвы и МО этот показатель равен 18 тыс. км за год.
Перед расчетом износа по ОСАГО, нужно знать пробег и высоту протектора шин. Касаемо шин, во внимание берутся следующие параметры:
- Рисунок новой покрышки.
- Минимально допустимый показатель.
- Значение после дорожно-транспортного происшествия (по факту).
Если срок езды на этих шинах более трех лет, процент возрастает. Если же срок эксплуатации шин менее трех лет, то можно предъявить оценщику чек на покупку – это избавит от добавления дополнительных процентов.
При онлайн расчете тип автомобиля выбирается из перечня. К категории «Легковые автомобили России» нельзя относить машины, которые относятся к иностранным брендам и собираются в Российской Федерации. Необходимо указать стану, где в основном производят данную модель.
Максимальный размер
Согласно п.19 статьи №12 Федерального закона №40, максимальный износ автомобиля по ОСАГО не может превышать 50%. Это значит, что если среднерыночная цена на бампер 22 тысячи рублей, то страховая компания не может назначить за него страховую компенсацию менее 11 тысяч рублей.
Естественно существует предельный % расчета. В 2018 году разрешенный максимальный износ по ОСАГО составляет пятьдесят процентов. Если в момент оценки будут выявлены следы коррозии на деталях авто или повреждения вследствие предыдущих дорожно-транспортных происшествий, то добавляется от 25% до 45% износа. При расчете так же будут учитываться замены каких-либо узлов, если есть на то документальное подтверждение. Страховщики, чтобы занизить сумму выплат, идут на хитрости и обман при расчетах.
Пострадавшему желательно требовать документы с калькуляцией износа.
Возможности контролировать страховую
Страховые компании стремятся выплатить минимальные суммы компенсации своим клиентам, чтобы их прибыль была соответственно выше. В таких случаях часто возникают споры, которые решаются в судебном порядке. Пострадавший несет дополнительные растраты, заказав экспертизу износа в фирме, которая не имеет отношения к страховой компании. Результаты новой оценки должны быть предъявлены в суд, как доказательство своих требований к страховщикам.
Если стороны не будут согласны с доводами экспертиз, суд назначает судебного эксперта из госструктуры, который проводит третью независимую экспертизу. На ее основании суд выносит свое решение.
Водитель, попавший в ДТП по вине другого автовладельца, может рассчитывать на страховую компенсацию по ОСАГО. Зачастую, выплаченная сумма оказывается меньше предполагаемой. Чтобы избежать такой ситуации, целесообразным будет ознакомиться с основными правилами и методами расчета износа по данному страховому полису.
Страховые компании имеют целью своей деятельности извлечение прибыли, потому практически закономерно их стремления выплачивать минимальные суммы компенсации своим клиентам. В связи с этим часто возникают спорные ситуации, когда, с точки зрения пострадавшего в аварии, размер износа той или иной детали автомобиля сильно завышен, а размер компенсации, соответственно, серьезно занижен.
Решить данный спор можно лишь в судебном порядке. Причем для того, чтобы доказать свою правоту, придется понести дополнительные траты, самостоятельно заказав экспертизу износа в фирме, не связанной со страховщиком. Результаты новой оценки предъявляются суду в качестве обоснования своих требований клиентом страховой фирмы.
На практике же суд обычно вынужден прибегать к третьей экспертизе в связи с тем, что стороны не соглашаются с доводами экспертиз, по которым заказчиками выступали противные стороны. Назначается судебный эксперт (часто из подразделения торгово-промышленной палаты или иной государственной структуры), который проводит независимую экспертизу, на основании которой суд и выносит свое решение.
Всем известно, что ремонт автомобиля, особенно при замене полностью на новые автозапчасти, может обойтись в большую сумму. Если нет вреда причиненного здоровью водителя, то компенсацию ОСАГО выплачивают в натуральном эквиваленте.
Но часто получается, что договор обязательного страхования не приносит никакой выгоды, поскольку сумма, на которую эксперты оценивают ТС часто не соответствует действительности. И вот когда страховое возмещение недостаточно велико и приходится обращаться в суд.
Когда по ОСАГО заключен договор у страховщика появляется обязанность в проведении экспертизы и оценке урона, поврежденного авто. Оценщики, которые сотрудничают с СК стараются преуменьшить размеры инцидента, тем самым уменьшая размер компенсации.
Если наличие разницы между реальным повреждением и оцененным очевидно, то вы можете потребовать калькуляцию или же провести свою независимую экспертизу. Помните, что автострахование РСА и расчет стоимости запчастей ОСАГО ведется по единой методике.
Поэтому старайтесь проверять не только расчеты, но и сверять все даты, ведь неправильно вписанная дата начала эксплуатации может серьезно сказаться на размере компенсации.
При обнаружении нестыковок следует сначала писать претензию страховщику, а затем жаловаться на него в РСА, Банк России или подавать в суд.