Содержание
- 1 Отказ в страховой выплате ОСАГО и КАСКО. Что законно, а что нет: Видео
- 2 Что такое КАСКО?
- 3 Ремонт или денежная компенсация — что быстрее?
- 4 Порядок действий при нарушении сроков ремонта
- 5 Если срок ремонта затягивается
- 6 Что влияет на продолжительность ремонтных работ
- 7 Соблюдение сроков
- 8 Где производить ремонт
- 9 Страховой случай
- 10 Ответственность за невыполнение обязательств
- 11 Некачественный ремонт: что делать
- 12 Почему могут отказать
Отказ в страховой выплате ОСАГО и КАСКО. Что законно, а что нет: Видео
Он подразумевает выполнение восстановительных работ после повреждения автомобиля в автосервисе – партнере страховой компании (подразумевается, что повреждение является страховым случаем согласно выбранной программе страхования). Кто будет определять, куда направить автомобиль, страховщик или страхователь, зависит от условий страхования. Рекомендуется ознакомиться с ними заранее.
Краткий перечень действий выглядит так:
- О наступлении страхового случая нужно известить страховую компанию в письменной форме.
- Представить автомобиль для осмотра.
- Получить направление на ремонт.
- Доставить авто на СТОА для ремонта. После этого в течение двух недель идет согласование сроков и стоимости. Оно не должно длиться больше обозначенного срока.
- Длительность ремонта составляет от двух недель до сорока пяти дней.
- Забрать авто и подписать акт.
Сроки ремонта определяются правилами. Обычно они составляют от 15 до 45 дней и зависят от многих факторов.
К нему направляют гарантийные автомобили. Работы выполняются быстро в пределах от двух недель до одного месяца, но договором страхования могут быть предусмотрены иные сроки.
Если они не установлены, автовладельцу рекомендуется руководствоваться правилами законодательства о защите прав потребителей.
Выделяются разные варианты повреждений лобового стекла:
- Бой.
- Скол.
- Трещина.
- Царапины.
- Потертости.
Порядок возмещения зависит от условий, предусмотренных договором страхования. Если он упрощенный и не требует вызова ГИБДД, то в страховую предоставляется заявление и автомобиль для осмотра.
Повреждения осматриваются специалистами, и страховщик принимает решение о признании случая страховым. После этого автовладелец может способ компенсации: замена или денежная выплата.
Денежная компенсация подразумевает самостоятельный поиск сервиса и замену стекла. После окончания работ транспортное средство должно быть осмотрено сотрудниками страховой компании. Иначе в следующей выплате может быть отказано.
Если автовладелец выбрал ремонт на СТО, то будут проведен демонтаж стекла и установка нового. Стоимость ремонта будет увеличена за счет цены стекла и резиновых уплотнителей.
Получить подмену на время ремонта можно в случае, если ремонт проводится у официального дилера. В остальных случаях услуга доступна, если она прямо предусмотрена договором.
- «В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 2. ст. 20 Закона «О защите прав потребителей»)».
Имеется и конкретизирующее положение:
- «Перечень товаров, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара: 1. Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»)».
Таким образом, предоставление подмененного автомобиля – право, а не обязанность страховой компании.
Основной объем машин, застрахованных в добровольном порядке по КАСКО — это новые авто, сроком прозводства до 3 лет, находящиеся на сервисном обслуживании в дилерском центре. Возмещение ущерба при этом производится разными способами. К ним относятся:
- Денежная компенсация, рассчитанная по факту выполненных услуг;
- Восстановление ТС на СТО, с которым есть договорные отношения у СК. Это самый экономичный вариант;
- Починка транспорта производится в автосервисе официального представителя компании производителя авто. Именно такой вариант применяется для объектов, находящихся на гарантии, но он считается наиболее дорогостоящим, так как сервис на них по наибольшим ценам.
Стоимость такого полиса больше, примерно на 15%, чем на подержанный транспорт. Но страховку на машину, имеющую гарантию, можно приобрести не везде. При подписании договора необходимо обратить внимание на пункт, где предусмотрена страховая компенсация. В нем нужно проверить какие виды возмещения ущерба указаны. Ведь станет весьма неприятно, если при наступлении страховой ситуации окажется, что авто должен быть отремонтирован на СТО страховой организации.
Восстановление нового транспортного средства необходимо осуществлять в определенном автосервисе, чтобы сохранить дилерское обслуживание. Если же используются услуги посторонней станции авторемонта, то на восстановленные, либо замененные запчасти утрачивается гарантийное обеспечение. Помимо этого, при серьезных повреждениях и крупном ремонте авто, можно лишиться гарантийного обслуживания.
Например, в отремонтированном после крупного происшествия транспорте, внезапно перестает работать двигатель из-за промышленного брака. Чтобы поменять его самостоятельно, придется затратить немалые средства. При гарантийном сервисе официальный представитель компании-производителя сделает это без всяких проблем. При восстановлении автомобиля на стороннем автосервисе, автомашина снимается с гарантии и потребуется затратить немалые средства на замену детали.
Во избежание возникновения конфликтных ситуаций, испорченная машина отправляется в автосервис в сопровождение нужного пакета документов. Автовладелец должен присутствовать при постановке машины в мастерскую. Осмотр необходимо проводить при хорошем освещении в закрытом помещении. В обнаруженные повреждения должны включаться мелкие царапины и помятости, помимо разбитых фар либо поломок агрегатов.
Акт приемки должен содержать информацию:
- Перечень недостатков, выявленные страховой компанией, которые необходимо устранить механикам автосервиса.
- Список необходимых запчастей, которые нужно установить вместо поврежденных.
- Неисправности, не входящие в обязательное устранение автосервисом по договору.
- Скрытые поломки.
- Описание комплектации авто.
- Замечания и пояснения автовладельца по повреждениям и его пожелания по проведению восстановления машины.
При составлении комплектации ТС все лишнее оборудование остается у собственника имущества. Необходимые для восстановления детали отражаются в соглашении, составленном между владельцем авто и автомастерской. Испорченные части машины могут утилизироваться, оставлены в СТО для дальнейшего применения либо возвращены владельцу по его желанию.
Возвращая отремонтированную автомашину, собственнику выдаются:
- Акт передачи объекта;
- Справка о реально проведенных работах;
- Заказ на осуществление ремонтных мероприятий;
- Платежная документация об оплате выполненных услуг клиентом и СК;
- Квитанции, свидетельствующие о приобретении необходимых запчастей;
- Гарантийный талон с проставлением даты контроля и проверки сервиса, выполненного в технической мастерской.
Прием авто оканчивается подписанием технической документации, составленной СТО. Но сначала необходимо провести обследование и тестирование машины. Затем подписать необходимые бумаги.
При проведении контроля выполненных работ могут быть выявлены мероприятия, проведенные в отсутствие согласия собственника имущества. Если он не удовлетворен качеством оказанных услуг, он вправе подать требование об оказании качественного сервиса либо потребовать компенсацию.
Автострахование по КАСКО достаточно выгодно для водителя, так как в случаях кражи автомобиля страховая компенсация покрывает всю стоимость транспортного средства.
Кроме того, в случаях повреждений или полной гибели авто также возмещается ущерб в виде выплаты денежных средств владельцу или же направлением на ремонт.
И если сроки по выплате страховых средств урегулированы договором и правилами добровольного страхования, то с возмещением ущерба в качестве ремонта поврежденного автомобиля довольно часто возникают сложности.
От чего зависит
В случаях возмещения ущерба в качестве ремонта, поврежденного авто, страховым договором должны предусматриваться сроки выдачи страховщиком направления на СТО.
Однако сроки по ремонту автомобиля на самом СТО не всегда оговариваются в данном документе, что часто является проблемой для автовладельцев и долгим ожиданием восстановления транспортного средства для дальнейшего его использования.
Кроме того, если ранее за сроки относительно ремонта застрахованного транспортного средства отвечала СТО, то теперь согласно действующему законодательству за это ответственна страховая фирма.
Продолжительность ремонта застрахованного по КАСКО авто зависит от нескольких факторов:
- Тяжести повреждения. Конечно на ремонт более тяжелых повреждений понадобится больше времени, особенно если нужно заменить множество деталей. К тому же, если повреждения автомобиля составляют более чем 75%, то срок затянется еще на принятие решения страховой компании на счет того, выгодно ли его восстанавливать или лучше признать тотальную гибель авто и выплатить страховое возмещение денежными средствами.
- Уникальности деталей. Разумеется, что поврежденные детали заменяют на новые, и если автомобиль не отечественного производства, то на доставку новых деталей необходимо больше времени, особенно если автомобиль люксовой модели.
- Качество совместной работы страховщика с СТОА. Стоимость ремонта автомобиля оговаривается между страховой фирмой и станцией техобслуживания, и если они работают слаженно, то срок ремонта существенно сокращается.
- Очереди на ремонт в станции техобслуживания автомобилей.
Сроки выдачи направления на ремонт регулируются страховым договором и правилами добровольного страхования, которые страхователь получает после оформления страховки.
Что такое КАСКО?
○ Ремонт по КАСКО
Вернуться
Автовладелец может получить компенсацию стоимости ремонта и организовать его самостоятельно. Не ремонтировать авто нельзя, поскольку после окончания работ он осматривается сотрудниками страховщика.
Другой вариант – воспользоваться услугами страховой компании и отдать машину в партнерскую СТОА.
Чтобы определиться, что выгоднее водителю, нужно понимать следующее.
Получить выгоду от денежной компенсации можно, если работы будут проведены самостоятельно или по символической цене, либо автовладелец намеревается сэкономить на оригинальных деталях.
Выбирать автосервис, сотрудничающий со страховой компанией, рекомендуется в случаях, когда нет возможности выполнить работы самостоятельно. В таком случае не нужно искать СТО самостоятельно.
Вернуться
Вернуться
Общение с официальными дилерами стоит довольно дорого, поэтому для автомобилей, срок гарантийного обслуживания которых уже истек, предусмотрены иные СТОА неофициальных дилеров. Они выполняют работы не хуже, но их стоимость ниже.
Точные сроки устанавливаются договором или правилами страхования. Если они отсутствуют, то максимальный срок не должен превышать 45 дней.
Вернуться
✔ Максимальный срок
Если договором или правилами сроки ремонта не установлены, то следует руководствоваться положениями Закона «О защите прав потребителей», который определяет максимально допустимый период ремонта в количестве 45 дней.
- «Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней (п. 1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей»)».
Следует учитывать и дополнительные обстоятельства, которые влияют на продолжительность работ:
- Сложные или многочисленные повреждения.
- Эксклюзивность деталей, возможность их приобретения.
- Очередь на производство ремонтных работ.
- Взаимодействие страховщика и СТО.
Вернуться
Определение виновного лица для получения возмещения не имеет значения, поскольку по КАСКО страхуется имущество, а не ответственность. За исключением редких случаев возмещение будет выплачено. Чтобы его получить, нужно предоставить из ГИБДД подтверждающие документы, если это предусмотрено договором страхования.
Обычно, мелкие повреждения не требуют фиксации сотрудниками ГИБДД (это правило должно быть предусмотрено договором, иначе в выплате или ремонте будет отказано). К ним относятся:
- Нарушение целостности лакокрасочного покрытия только на одной детали.
- Бой стекла, фары.
- Повреждение зеркала.
- Повреждение антенны.
Более подробный список и порядок описан в правилах страхования.
https://www.youtube.com/watch?v=DvIgpXyk5CA
Вернуться
✔ Нарушение сроков
Срок ремонта может затянуться из-за разных обстоятельств, например, страховщик не может договориться со СТО, не вовремя внес предоплату, ожидает ремонта большое количество машин, по вине самой СТО. Поэтому сначала рекомендуется выяснить причину в страховой или в ремонтной мастерской.
Если в затягивании срока виновата страховая компания, то составлять претензию нужно к ней. Если виновница – СТО, то рекомендуется с письменной форме просить ее заменить. Письмо также направляется в страховую компанию.
Страхователь не отвечает за разрешение вопросов взаимодействия страховщика с его контрагентами, поэтому если его проблема не решена за 2 недели, стоит просить денежной компенсации вместо ремонта.
Вернуться
Если автомобиль получил серьезные и многочисленные повреждения, к примеру, требуют замены или ремонта двигатель и другие детали, капот, бампер, треснуло лобовое стекло, ремонт будет производиться дольше, чем при замене или покраске единичной детали: поцарапанного крыла или сломанного зеркала.
Если повреждения составляют больше 75%, вероятно, в ремонте будет отказано, а автомобиль признан непригодным к восстановлению. В этом случае автовладелец получит компенсацию. Многочисленные повреждения влияют и на стоимость: увеличивается количество деталей, подлежащих замене, как следствие возрастает объем работ.
Соответственно, конечная цена ремонта будет выше.
Вернуться
Все детали, которые получили повреждения должны быть заменены на новые. Если автомобиль относится не к отечественному автопрому, а к заграничному, запчасти на него могут идти долго, особенно если речь идет о дорогих автомобилях.
Вернуться
Если между страховщиком и автосервисом налажено взаимодействие, все операции будут происходить быстро. Иначе мелкие недочеты в работе могут застопорить весь процесс, а в результате пострадает страхователь.
Вернуться
✔ Очередь на ремонт
Ее может не быть, но, если страховая компания крупная, а количества партнеров-СТОА небольшое, такой вариант вполне допускается. Возможно, при большой очереди быстрее отремонтировать автомобиль самостоятельно на средства, полученные в качестве компенсации.
Вернуться
Порядок действий зависит от условий страхования. Если по таким повреждениям установлен упрощенный порядок, то фиксировать царапины не нужно. В остальных случаях следует вызывать ГИБДД. Инспектор опишет повреждения и составит документы. С ними нужно обращаться в страховую компанию и писать заявление о признании случая страховым.
После приема документов автомобиль осматривают, оценивают повреждения и выдают направление на ремонт ли компенсацию.
Вернуться
Вернуться
- «Перечень товаров, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара: 1. Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 “Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»)».
Вернуться
- Автомобиль должен находиться на гарантии.
- Машину нельзя использовать без риска ее дальнейшего повреждения или ее эксплуатация может нанести вред здоровью владельца.
- Продолжительный ремонт, сроки которого выходя за рамки, установленные законом.
- Приобретение автомобиля и его ремонт должны производиться в одном месте.
- Отстаивание своих интересов, включая жалобы в контролирующие органы.
https://www.youtube.com/watch?v=A_AxAC_5RJ0
Вернуться
Передача такого авто оформляется официально: договором и актом. Отдельно нужно обратить внимание на условия: стоимость аренды, порядок и сроки передачи авто, ответственность. Машину рекомендуется внимательно осмотреть на наличие повреждений.
Вернуться
КАСКО – добровольное автострахование, которое позволяет избежать многих неприятностей при наступлении страхового случая. Но процедура оформления и выплат страховых компенсаций имеет множество нюансов и особенностей.
Отдельно стоит коснуться сроков ремонтных работ по КАСКО, так как данный момент зачастую сопровождается различными нарушениями, как со стороны страховой организации, так и со стороны станции технического обслуживания.
Точные сроки ремонта по КАСКО достаточно проблематично установить, так как существуют различные факторы, которые оказывают значительное влияние на время, необходимое для проведения работ:
- В первую очередь сроки ремонтной деятельности зависит от степени повреждений транспортного средства, которые были получены при наступлении страхового случая.
- Также время для ремонта автомобиля во многом определяется характеристикой деталей, которые подлежат восстановлению. Если для транспортного средства необходимы комплектующие, которые нужно заказывать в другой стране, то сроки восстановительных работ увеличатся на порядок. В данной ситуации важна скорость поставки деталей.
- Кроме того, многое зависит от общих причин: компетентность работников, оборудование сервиса, очередь из клиентов компании.
Сотрудники сервисного центра не могут с достаточной точностью определить период восстановительного ремонта, если детали нужно ждать из-за границы – ведь возможно возникновение различных задержек. Если же клиент страховой организации решил, что каким-то образом нарушаются его права, то он имеет право обратиться в суд.
Стоит учитывать, что период ожидания восстановительного ремонта не может быть больше 45 суток
В последнее время реформы в законодательстве Российской Федерации коснулись и страхования транспортного средства. В частности, изменилась ответственная сторона за затягивание сроков восстановительных работ автомобиля.
Если ранее за временными промежутками ремонта транспортного средства по КАСКО следили станции технического обслуживания, то на данный момент это является обязательством страховой организации.
Такое решение было вынесено Верховным судов Российской Федерации.
Сроки определяются при оформлении страхового договора. В некоторых случаях возникает ситуация, в которых период восстановительных работ не указан в соглашении. Поэтому новоявленному клиенту при подписании документов необходимо потребовать от страховщика определить временные промежутки ремонтной деятельности при наступлении страхового случая.
- Очень серьезное нарушение ПДД
Ремонт или денежная компенсация — что быстрее?
Чтобы определиться, что выгоднее водителю, нужно понимать следующее. Получить выгоду от денежной компенсации можно, если работы будут проведены самостоятельно или по символической цене, либо автовладелец намеревается сэкономить на оригинальных деталях. Однако при расчете компенсации стоимость работ учитывается в минимальном значении, поэтому сумма будет ниже, чем аналогичные работы, проведенные в СТОА.
Прелесть полиса КАСКО теоретически заключается в том, что все заботы перекладываются на плечи СК. Все что требуется от собственника авто — собрать документы и доставить вовремя машину. Когда вы уверены, что размера компенсации будет достаточно для самостоятельного восстановления автомобиля и у вас имеется время заниматься поиском автосервиса и согласованием суммы, то все в ваших руках. Но как показывает практика, СК занижает размер выплат, подлежащих компенсации за ущерб. Обратите внимание, что сроки выплат по КАСКО также могут затягивать.
В заключение хотелось бы посоветовать перед страхованием ответственности и имущества внимательно читать договор перед его подписанием. При отсутствии важных пунктов, таких как период ремонта ТС и срок выплаты компенсации — настаивайте на их добавлении в условия договора.
○ Ремонт по КАСКО
Вернуться
Изучая форумы автомобилистов, которые уже имели опыт работы со страховщиками в плане возмещения страховки согласно полиса КАСКО, можно прийти к выводу, что вариант ремонта рассматривают намного быстрее. Практически каждый страховщик имеет некоторые связи с СТО и ремонтными пунктами, и ремонт у них в некоторой мере уменьшает общую сумму возмещения.
По срокам, соответственно, ремонт производится намного быстрее. Среднее время ожидания ремонта — 7-14 дней, хотя, в редких случаях, может затянуться и на несколько месяцев при отсутствии деталей. В таком случае обязательно попытайтесь узнать компанию-ремонтника и периодически прозванивать к ним для определения статуса и стадии ремонта.
Наиболее частыми причинами для затягивания сроков являются:
- Длительное согласование ремонта (в основном при тяжелых случаях)
Чтобы ускорить выплату по этому конфликту, можно самому загнать авто на СТО и попросить об оформлении заказа-наряда на восстановление автомобиля и выписать счет. С этими документами можно смело идти к страховщику и написать заявление с просьбой оплатить счета СТО.
Сроки ремонта автомобиля по страховке КАСКО должны быть разумными. Обратите внимание, если страховщик постоянно твердит, что дело находится на рассмотрении и в течение двух недель оплата ремонта не поступила, обращайтесь в суд. Обязательно возьмите с собой счет об оценочной стоимости восстановления.
- Рассмотрение случая ожидается в порядке очереди
Самая распространенная причина затягивания сроков, которой пользуются практически все компании. Чтобы убедиться, что это действительно так, потребуйте письменное уведомление. Это необходимо, если дело дойдет до суда.
При подаче заявления следует ссылаться на Гражданский кодекс, где четко указано, что сроки ожидания страховых выплат по закону должны быть адекватными.
Если в течение данного периода компенсация по-прежнему не удовлетворена, пишите заявление в суд и требуйте помимо возмещения ущерба еще и неустойку за каждый просроченный день.
Порядок действий при нарушении сроков ремонта
Любой собственник авто, обладающий страховым полисом, вправе при возникновении страховой ситуации, указанной в соглашении, воспользоваться им. Договоренностями между сторонами могут предусматриваться несколько способов возмещения повреждений имущества автовладельцу. Это:
- Возмещение денежной суммы, покрывающей стоимость восстановительных работ, включая приобретение запасных частей и материалов;
- Предоставление направления на ремонт в дилерском центре СТО;
- Отправление на восстановление поврежденного транспорта в техническую мастерскую СК;
- Представление направления на исправление повреждений ТС в СТО по выбору владельца полиса.
Иногда возникают проблемные ситуации при выдаче направления владельцу на проведение ремонтных мероприятий для его автомобиля в автосервисе страхового агента или официального представителя. Это может быть затягивание сроков осуществления работ, недоплата страховщиком за восстановительные работы, оказание некачественного сервиса, неточности в представляемых документах, содержащих цены и заменяемые детали и т.д.
Правила беспрепятственного получения компенсации по КАСКО в виде ремонта устанавливаются договором о страховании либо прилагаются к полису. Поэтому при наступлении страхового случая потребуется:
- Заснять на видеокамеру или фотоаппарат все повреждения.
- Собрать необходимую документацию на ТС и приложить их к заявлению о компенсации.
- После рассмотрения обращения, страховщиком направляется эксперт для обследования вреда, причиненного машине, и его оценки.
- Далее составляется расчет и готовится заключение о стоимости необходимых работ с детализацией.
- СК выдается направление на ремонт ТС в автосервис, с которым она имеет партнерские договоренности.
- Когда машина попадет на СТО, механик производит полное обследование повреждений и вносит корректировки в стоимость ремонтных работ, которые будут наиболее приближены к реальности.
- Итоги перерасчета будут направлены в страховую организацию.
- Компанией, выдавшей полис, принимается решение о принятии такой калькуляции и её оплате СТО либо о несогласии с представленными расчетами.
- Сроки оплаты устанавливаются внутренним регламентом организации.
Направление на исправление повреждений по соглашению о КАСКО включает такие сведения:
- Название СК и его контакты;
- ФИО автовладельца и характеристики автомобиля;
- Сведения о полученном ущербе ТС;
- Реквизиты акта о появлении страховой ситуации;
- Размер суммы ремонтных мероприятий, рассчитанный экспертом;
- Документы, включая калькуляцию, экспертное заключение и другие;
- Подпись ответственного лица и печать организации.
Процедура перерасчета стоимости восстановительных работ может занимать различный период времени, зависящий от налаженных взаимосвязей по сотрудничеству СК и автосервиса. На практике это может занимать как 2 дня, так и два месяца. К сожалению, законодательно такой срок не установлен. Его следует уточнять в компании, выдавшей полис.
От чего зависит
Кратко алгоритм действий при наступлении страхового случая выглядит следующим образом:
- Автовладелец оповещает страховую компанию о наступлении страхового случая в письменной форме.
- Предоставляет машину для осмотра специалистам страховой компании.
- Проводится экспертиза повреждений.
- Получает от страховой направление на проведение ремонтных работ.
- Доставляет автомобиль на станцию технического обслуживания автомобилей (СТОА) для его ремонта. После этого в течение 2 недель происходит согласование сроков и стоимости ремонтных работ.
- Сервис производит ремонт авто в установленные сроки.
- Автовладелец забирает авто и подписывает акт выполненных работ.
То есть доказывать, кто виноват в автомобильной аварии, не нужно и это не имеет значения. Подтверждающие документы из ГИБДД о ДТП нужны, только если это предусмотрено страховым договором.
В некоторых случаях фиксация ДТП от ГИБДД не требуется. Например, если речь идет о повреждении зеркал автомобиля или антенны, о бое стекла или фары, нарушении целостности лакокрасочного покрытия и пр.
Автовладелец также может получить денежную компенсацию стоимости ремонта вместо полученных услуг и организовать его самостоятельно. В данном случае после окончания ремонта автомобиль необходимо отправить на осмотр страховщику, чтобы тот убедился в целевом расходовании средств по страховому возмещению.
При этом в процессе расчета стоимости компенсации стоимость ремонтных работ обычно определяется в минимальном варианте. Поэтому денежная сумма к выплате по КАСКО будет ниже той, чем фактическая стоимость выполненных работ в партнерской СТОА.
Ответственность за сроки проведения ремонтных работ по КАСКО лежит на страховой компании. Тогда как партнерская ей организация, которая выполняет ремонт, должна четко придерживаться установленных правил.
Сроки ремонтных работ могут затягиваться по разным причинам: например, при невозможности страховщика договориться со станцией техобслуживания, несвоевременного внесения страховой компанией предоплаты, по вине самого автосервиса. Поэтому первоначально узнать причину задержки нужно в страховой компании или автомастерской.
В случае если ремонтные работы по договору КАСКО затягиваются, то страхователь имеет право на то, чтобы:
- Забрать и отремонтировать машину в другой компании.
- Обратиться в суд с иском о выплате денежной компенсации из-за расходов, понесенных на ремонт.
Стоит учитывать, что перед обращением в суд лицо должно соблюсти досудебный порядок решения проблемной ситуации. Без этого в принятии искового заявления могут отказать. Досудебный порядок подразумевает передачу письменной жалобы к руководству страховой компании о нарушении условий договора и затягивании при выполнении ремонта. К претензии прилагается документация о наступлении страхового случая.
В случае если страховая компания в установленные сроки не выдает автовладельцу направление на проведение ремонтных работ, то он должен предпринять следующие шаги:
- Посетить СТОА и получить там копию заказа-наряда на выполнение работ.
- Направить претензию с приложением заказа-наряда.
- Если отсутствовала реакция со стороны автострахователя, то нужно обратиться в суд.
В случае когда автосервис отказался принять автомобиль, ссылаясь на сильную загруженность и очереди, то автовладельцу следует обратиться в страховую компанию с требованием о замене ремонта. При отказе компании выполнить данное требование автовладелец может обратиться в суд за защитой своих интересов.
Наиболее существенной причиной для задержки ремонтных работ является отсутствие в автосервисе нужных запчастей. В среднем на их доставку уходит 7-14 дней для авто отечественной сборки и 15-30 дней – для иностранных машин. Если сроки поставки запчастей затягиваются, то страхователь может заменить ремонтную компанию по согласованию с автовладельцем. Либо последний может затребовать денежную компенсацию и заменить за ее счет запчасти на аналоги.
Когда ремонтные работы затягиваются из-за того, что сервисная компания не может согласовать перечень необходимых работ, то автовладельцу следует первоначально обратиться в данную СТОА для получения разъяснений. Затем в случае неоплаченного ремонта нужно направить претензию в компанию с требованием приступить к работам в кратчайшие сроки. Если же этого не произошло, то автовладелец может забрать машину и отремонтировать его за собственный счет, а затем компенсировать свои затраты в суде.
При неудовлетворенности автовладельца ремонтными работами претензии нужно предъявлять СТОА перед подписанием акта и требовать исправления недочетов. Когда недостатки были выявлены позднее, то автовладельцу требуется два года.
Автовладельцы могут требовать безвозмездного устранения недостатков, уменьшения стоимости работ, компенсации для последующего самостоятельного устранения недостатков. При некачественном ремонте права автовладельца также защищены Законом «О защите прав потребителей».
Для того чтобы сроки ремонта не затягивались, автомобилисту рекомендовано предварительно уточнить на стадии заключения договора временные рамки и потребовать их внесения в документ. Также ему не стоит затягивать с передачей в страховую компанию документов на проведение ремонтных работ и получить в день принятия автомобиля в СТОА акт приема-передачи с указанием финальных сроков проведения работ. Не нужно забывать о необходимости осуществления постоянного контроля за ходом проведения работ.
Если организация отказалась дать вразумительный ответ относительно сроков проведения работ, то автовладельцу можно ссылаться на нормы ст. 314 п. 2 Гражданского кодекса. В нем указано, что ремонт должен быть выполнен в разумные сроки.
Таким образом, при проведении ремонтных работ по КАСКО важным нюансом являются сроки устранения повреждений машины. Они могут быть установлены страховым договором, но не могут превышать 45 дней по Закону «О защите прав потребителей».
Если срок ремонта затягивается
Учитывая, что часто страховщик и СТО не торопятся восстанавливать автомобиль, необходимо помнить следующее.
Сроки и качество оказываемых услуг по ОСАГО регламентируются нормативным актом, а по КАСКО — нет. Поэтому, когда создается ситуация, что затягивается ремонт транспортного средства, необходимо руководствоваться положениями статьи 430 ГК РФ, которая устанавливает ответственность и обязанности в договорных взаимоотношениях двух сторон, которые нужно соблюдать по условиям договоренностей в отношении третьего субъекта.
Третья сторона вправе контролировать надлежащее исполнение обязательств в её пользу либо должна быть уведомлена об этом. То есть автовладелец может уточнять когда будут представлены расчеты, когда будет осуществление ремонта.
Помимо этого права держателя полиса защищены следующими нормами:
- Иные нормы гражданского законодательства, регулирующие договорные правоотношения;
- Положения закона «О законе прав потребителей», устанавливающие надлежащее выполнение производителем либо исполнителем услуг, в соответствии с условиями договора (полис КАСКО);
- Общий порядок техобслуживания и ремонта автомобилей;
- Статья 10 ФЗ-4015-1 от 27.11.1992 г. «Об организации страхового дела в РФ», регламентирующая правила выплаты страхового возмещения, предусмотренного соглашением, или по желанию выгодоприобретателя;
- Пункт 42 Постановление Пленума ВС РФ № 20 от 27.06.2013 г. при приобретении владельцем полиса предусматривает право отремонтировать авто в автосервисе, выбранного им, при не выполнении обязательств страховщиком.
Статьей 929 ГК РФ определяется право СК не предоставлять направление на осуществление починки, если наступил случай, предусмотренный соглашением по КАСКО — ущерб. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо при заключении договорных обязательств настоять на включение в них нормы об обязанности компании выдать направление.
Что влияет на продолжительность ремонтных работ
Если автомобиль получил серьезные и многочисленные повреждения, к примеру, требуют замены или ремонта двигатель и другие детали, капот, бампер, треснуло лобовое стекло, ремонт будет производиться дольше, чем при замене или покраске единичной детали: поцарапанного крыла или сломанного зеркала. Если повреждения составляют больше 75%, вероятно, в ремонте будет отказано, а автомобиль признан непригодным к восстановлению. В этом случае автовладелец получит компенсацию. Многочисленные повреждения влияют и на стоимость: увеличивается количество деталей, подлежащих замене, как следствие возрастает объем работ. Соответственно, конечная цена ремонта будет выше.
Сроки проведения ремонтных работ зависят от комплекса факторов. В их числе можно выделить следующие:
- Наличие сложных многочисленных повреждений. В случае получения автомобилем серьезных и многочисленных повреждений (например, когда требуется замена и ремонт автодвигателя, капота, лобового стекла, бампера и пр.) ремонт будет длиться дольше, чем при замене и покраске отдельной детали (например, крыла или зеркала). Когда у автомобиля есть существенные повреждения (более 75%), то сроки ремонта могут возрасти из-за принятия решения о целесообразности восстановления (по результатам автовладельцу могут отказать в ремонте).
- Наличие эксклюзивных деталей и возможность их оперативной покупки на российском рынке. Если автомобиль иностранного производства, то на заказ и доставку нужных деталей может уйти немало времени.
- Наличие очереди в автосервисах на производство ремонта. Такая ситуация возможна, если страховщик крупный, а количество его партнеров — невелико. Также в определенные времена года загруженность СТОА существенно возрастает из-за роста числа ДТП (после выпадения первого снега или при гололеде).
- Насколько налажено взаимодействие между поставщиком и СТО. Если страховщик и станция плотно сотрудничают, то работа обычно производится быстрее. Проблемы со сроками могут возникнуть, например, из-за того, что мастерская отказала страховщику в проведении ремонта, когда тем не была согласована смета, или компания не внесла предоплату, либо срок действия договора между СТОА и страховой компанией истек.
Стоит отметить, что автовладелец не должен заботиться по поводу возникших разногласий между страхователем и СТОА. Он вправе затребовать денежную компенсацию, если те не могут договориться, либо предоставления возможности отремонтировать машину в другой мастерской.
Соблюдение сроков
Необходимо также проконтролировать наличие положения об установлении сроков выполнения работ. Это периоды:
- Подачи заявления и письменного уведомление страховщика о наступлении страховой ситуации — в течение 3 – 5 суток с момента происшествия;
- Рассмотрение обращения и прилагаемой к нему документации – не более 7 дней;
- Осуществление оценочной экспертизы и определение необходимых услуг по починке ТС — 5 суток;
- Доставка на СТО и проведение мероприятий — от 1 до 2 месяцев;
- Передача машины из автосервиса, принятие её собственником — 13 суток.
Когда в договоре предусмотрено страховое возмещение только при наступлении случаев неремонтнопригодности транспорта либо угона (хищения), то направление не выдается.
Где производить ремонт
Восстанавливать транспорт на гарантийном сроке, лучше всего у официального дилера. Конечно, есть несколько оснований, по которым это кажется весьма обременительным. К ним относятся:
- Отсутствие недостающих запчастей, которые могут долго приобретаться;
- Прекращение соглашения между официальным представителем компании-производителя и страховщиком;
- Возникающие спорные ситуации в процессе ремонта по стоимости работ.
Но при этом всегда стоит помнить, что сервисное обслуживание нового авто сохранится только в случае, если восстанавливать объект только в компании, представляющей интересы производителя авто. Такая организация имеет договор с СК и все вопрос будут решаться легально, в отличие от частных СТО, сотрудничество с которыми строится почти всегда на доверии. Поэтому ремонтировать транспорт всегда лучше в автосервисах, дорожащих своими лицензионными разрешениями.
Страховой случай
Если у вас произошла неприятность, связанная с транспортным средством, при том не важно являлись ли вы виновником случившегося или нет, КАСКО должен покрыть расходы связанные с ремонтом, а в случае угона возместить вам средства. Многие страховые компании, в своём стремлении привлечь как можно больше клиентов, идут на грандиозные уступки, при оформлении полисов. Стоит быть осторожным в таких ситуациях, ведь чем привлекательней договор, тем сложнее будет доказать факт страхового случая.
СК вправе отказать в компенсации по КАСКО, если имели место быть следующие факты:
- Водитель, управлявший транспортным средством не был внесён в страховку;
- Водитель был пьян;
- Водитель покинул место происшествия;
- В случае причинения умышленного вреда с целью получения денежных средств от страховой;
- Если происшествие произошло из-за нарушения правил дорожного движения водителем;
- Страховой случай произошёл вне зоны действия полиса КАСКО;
- В случае нарушения сроков подачи документов на получение компенсации.
В настоящее время незначительные повреждения можно компенсировать у страховой организации даже не предоставляя необходимую документацию из дорожной инспекции. Но для этого потребуется наличие соответствующего положения в соглашении включать следующий вред;
- Небольшие царапины кузова;
- Разбитая фара;
- Снятые зеркала;
- Транспорт задел ограждение или бордюр;
- Колесо авто попало в яму или канализационный люк;
- Повреждение лобового стекла отлетающими камнями;
- Вмятины на двери и другое.
Когда же сталкиваются два и более ТС, всегда выдается назначение на проведение восстановительных мероприятий с оформлением по представляемой из дорожной инспекции документации. Но когда речь идет о гарантийной машине, страховая организация предпочитает не отправлять машину в автосервис.
Это происходит из-за большой стоимости ремонта нового авто, находящегося на гарантийном обеспечении. При возникновении подобной ситуации, автовладельцу необходимо обращаться к договорным обязательствам сторон. Если соглашение о КАСКО содержит пункт об обязанности страховщика направлять поврежденный автообъект на восстановление, то он не вправе отказать в таких действиях.
В этой ситуации страхователь может обратиться с жалобой в соответствующие структуры, которые обяжут СК заплатить неустойку либо в принудительном порядке обязать организацию направить авто на ремонт. Также это касается ситуаций, когда оно направляется на неофициальную, полулегальную СТО.
Test Test
Если автомобиль передан СТО, но сроки явно затягиваются нужно написать претензию в автосервис, в которой попросить изложить в письменной форме основания нарушения установленного срока. После этого составить еще одну претензию в адрес уже страховщика, в которой потребовать завершить ремонт и выплатить компенсацию.
Если страховщик не реагирует на требования автовладельца, то последний вправе забрать свое транспортное средство и отремонтировать его в другом автосервисе за свой счет. Впоследствии взыскать со страховой компании стоимость ремонта в досудебном или судебном порядке.
Ответственность за невыполнение обязательств
Отвечать за соблюдение сроков выполнения восстановительных работ следует страховщику, а за качество автосервиса — СТО. Поэтому соглашения заключаются с обеими организациями.
Когда возникает ситуация, что работы были произведены не качественно, можно обратиться за защитой своих прав в судебные органы. Это может сделать как страховая организация, так и владелец полиса. Судом может быть принято решение о наложении штрафных санкций либо о взыскании возмещения, сумма которого покроет некачественное восстановление авто, или о компенсации ущерба, нанесенного непрофессиональной деятельностью.
Но в большинстве случаев конфликтные ситуации решаются путем переговоров СК и дилерских центров, сотрудничающих с ней.
Некачественный ремонт: что делать
При получении авто необходимо обращать внимание на проведение техниками ремонтных работ низкого качества. Учитывая, что страховщиками занижается стоимость авто из-за потери её товарной стоимости, то при некачественном ремонте, она снизится ещё больше.
Контролировать нужно рихтовку, окрашивание, замену деталей в конструкциях, узлов и т.п., так как все это оказывает влияние на безопасность транспорта при его эксплуатации и на вид внешне.
При обнаружении дефектов машины после окончания ремонта потребуется:
- Обратиться к работникам мастерской, чтобы недостатки были устранены;
- Направить жалобу страховщику, если автосервис отказал в доработке восстановления машины;
- При игнорировании требований в обоих организациях, нужно направлять заявление в суд.
Чтобы прибегнуть к помощи судебного органа, необходимо чтобы недостатки носили существенный характер, например:
- Дефектные запчасти, мешающие транспорту естественно ехать, тормозить, начинать двигаться;
- Поверхность автомобиля имеет видимые царапины и помятости;
- Практически не восстановлен салон авто;
- Детали либо сервис имеет срок гарантийного обеспечения, служащий единовременно периодом для заявления требований в суд;
- Срок использования деталей либо ремонтных мероприятий без гарантии составляет 10 лет.
Все претензии нужно составлять письменно в двух экземплярах, один из которых должен быть возвращен клиенту с отметкой о получении организацией. Такой документ послужит в дальнейшем доказательством соблюдения досудебного порядка урегулирования конфликта.
И лишь затем можно подавать заявление в судебный орган, как в последнюю инстанцию решения проблемы. Помимо этого, можно обращаться в РСА, Центробанк РФ, общество по ЗПП, в организации, осуществляющие контроль за деятельностью СК и СТО.
Почему могут отказать
Причинами отказа могут стать следующие факторы:
- Страховая организация не внесла оплату за сервис мастерской и не реагирует на её требования.
- СК оплачена не вся стоимость оказанных услуг, а только её часть.
- Для восстановления поступает авто, чьи конструктивные данные не соответствуют технической документации на него.
- Закончился срок действия договора о КАСКО.
- Отсутствие необходимых запчастей для завершения работы.
- Отсутствие специалиста.
- Объем планируемых работ не согласован со страховщиком.
Чтобы не допустить отказ со стороны СТО, необходимо чтобы положение о сроках было внесено в соглашение о страховании.
Если в восстановлении авто не отказывают, но и не делают, растягивая период ожидания, то можно заключить отдельное соглашение с автомастерской, где указать сроки выполнения работ и сведения о технических повреждениях машины.
Но отказ можно получить и от страховщика и причинами для этого могут выступать:
- Недействительный или отсутствующий полис КАСКО;
- Случай нахождения за рулем водителя, не вписанного в страховку;
- Машину вел нетрезвый человек;
- Фальсифицированные повреждения авто либо его угон;
- На застрахованного субъекта заведено административное либо уголовное дело;
- Страховой случай наступил в месте, не входящем по договорным условиям в страховую зону. Это может быть территория другого государства, за пределами дороги либо двора, на парковке и т.д.
Если ТС не принимают на СТО, а страховщик отказывается решить такую проблему, необходимо обращаться в суд с требованием компенсировать понесенный ущерб в финансовом эквиваленте. Ну и конечно подать заявления в ОЗПП, РСА, Банк России, способные отозвать лицензионные разрешения у СК за нарушение законодательных актов. К тому же можно взыскать неустойку за увеличение периода восстановления:
- По решению суда — 1 – 1,5% от стоимости ремонтных услуг за каждые сутки просрочки;
- По постановлению общества ЗПП — до 50% от стоимости полиса;
- Решением ЦБ РФ — отзыв лицензионного разрешения;
- В соответствии с вердиктом РСА — судебные процессы.
Надо отметить, что выплата неустойки значительно сказывается на бюджете страховой организации, поэтому большинство СК стараются максимально быстро решать конфликтные ситуации с клиентами ещё на досудебной стадии.