Содержание
Купить сданное
На исходе рабочего дня вдруг позвонил муж: «Собирайся и пулей ко мне, я в салоне, твою машину продал!» — после таких слов я на автомате выглянула в окно. Да нет, стоит она, маленькая. Но послушно завершила дела и отправилась в автосалон. Trade-in — слово для меня знакомое, что к чему поняла сразу.
Супруг решил обменять мой Opel Corsa на новую машину. Естественно, с доплатой разницы в цене. Я уже не раз так поступала. Когда впервые привезла в салон сдавать «пятнашку», знакомые смотрели на меня с недоумением: «Тебя ж там надуют, ты зачем деньги-то теряешь? Выставь на рынок и жди!» Но ждать мне не хотелось, к тому же и новая машина меня ждать не собиралась… А потеряла я тогда не так уж много — тысяч пять-десять максимум. Зато сколько времени и нервов сэкономила: одновременно сделала два дела: продала старую машинку и купила новую.
Сегодня ситуация еще более интересная. Дилерам нужно как-то привлекать клиента. Скидки и подарки — история хорошая, но народ к ней уже попривык, а вот бонус при продаже старой машины — это что-то новенькое. Так, если рыночная цена моей Corsa (2007 г.в., пробег 45 тыс. км) — 380–385 тыс. руб., то салон ее принял за 410 тыс. Естественно, эти деньги идут сразу в зачет новой машины, пощупать ты их не успеваешь. И хотя на круг выходит вроде та же скидка на новое авто, психологически это приятно. К тому же снятие машины с учета ГИБДД — в подарок.
— Принимаются к зачету почти все автомобили — в принципе, нет ограничений ни по возрасту, ни по пробегу, ни по марке, — говорит старший менеджер одного из отделов trade-in Андрей Малышев. — Если где-то не приняли вашу старую «шестерку», найдите другой салон или сдайте ее по госпрограмме утилизации. Нам главное, чтобы автомобиль не имел нарушений геометрии кузова, был исправен и юридически чист.
Кстати, когда я говорю «новый автомобиль» — это не значит, что он совсем новый. По системе trade-in можно купить в том же салоне и подержанный, просто он будет новым для вас. Все произойдет в одном месте, цивилизованно и, что немаловажно, безопасно (момент передачи денег в нашей стране меня всегда напрягал).
Если новая машина вам не нужна, можно сдать авто и на комиссию. Тогда сумма, которую вы получите, чуть «полегчает». Например, та же Corsa, сдай я ее на продажу, принесла бы мне рыночные 385 и ни копейкой больше. Если же авто продается по предложенной вами цене, то комиссия составит от 5 до 10%. Деньги за автомобиль вы сможете получить сразу после реализации. Условия договора зависят от фирмы и индивидуальны для каждой машины. Но, повторимся, любому дилеру прежде всего интересно стимулировать продажу новых моделей…
Если автомобиль не снят с учета:
- ПТС;
- Свидетельство о регистрации;
- Паспорт гражданский;
- Талон техосмотра (если есть);
- Сервисную книжку (если есть);
- Руководство (если есть);
- Ключи, 2 комплекта (для некоторых автомобилей 3 комплекта);
- Второй комплект резины (если есть);
- Нотариально заверенную доверенность на сотрудников компании для снятия с учета.
Если вы сняли автомобиль с учета в ГИБДД самостоятельно, то, соответственно, доверенность и свидетельство не нужны, но тогда придется предоставить транзитные номера.
И все же, несмотря на все минусы trade-in, я бы не пошла сегодня на рынок, только чтобы продать автомобиль на пару тысяч дороже. Хотя, наверное, для кого-то «рыночный вариант» — возможность сэкономить. Ведь кто-то же покупает те машины, которые мы продаем. На днях позвонила моя подруга Алена и рассказала забавную историю. Как всем порывистым девушкам, ей вдруг срочно захотелось сменить свой синенький Fusion на рыжий Qashqai. Но денег на новую машину в той комплектации, что была жизненно необходима подруге, не хватало. Расчет был на деньги от продажи Fusion и банковскую помощь. Сказано — сделано: сдав свой автомобиль на комиссию и обежав несколько банков, Алена нашла подходящий вариант кредита по разумным ставкам и отправилась выбирать автомобиль.
Она знала, чего хочет — не больше двух лет, полный «фарш» и яркий цвет. Ну и главный критерий, конечно, цена. В расчете на определенную сумму, Алена довольно долго обходила салоны, предлагающие подержанные авто, но свою «ласточку» так и не нашла. Возвращаясь из очередного вояжа по дилерам, наша автомобилистка наткнулась на то, что искала, прямо у себя во дворе. Хозяин сидел за рулем. «Не продаете, случайно?» — напрямую спросила Аленка. «Уже почти продал! Подписал договор с салоном неподалеку. Сдаю в трейд-ин, буду новый брать!». Алена тут же отправилась в автосалон на соседнюю улицу и заявила, что купит эту машину, как только она появится у них на предпродажной подготовке. И, надо сказать, стоимость Qashqai даже после «предпродажки» была в рамках Алениных возможностей. Документы оформили за один день, на учет в ГИБДД бонусом поставили. А с продавцом, как оказалось, живущим в соседнем подъезде, они теперь дружат. Вот, ТО вместе проходили…
Сейчас скажете: опять сладкая малина, и во вторичке одни бонусы… Пожалуй, и этот момент стоит обсудить с Сергеем Радько. Итак…
— Безусловно, такая покупка имеет множество явных плюсов: надраенный до блеска автомобиль стоит на чистой стоянке (а не в ржавом гараже), на него имеются все документы (а не «забыты дома» продавцом), есть возможность проверить историю обслуживания конкретного автомобиля, провести тест-драйв, осведомиться о порядке очередного регламентного обслуживания, примерных ценах на работу и запчасти, попросить загнать автомобиль в цех и самостоятельно осмотреть его, можно сравнить автомобиль с его новыми аналогами, стоящими рядом, — как правило, выглядят они почти одинаково (чудеса автохимии делают свое дело), а приятная цена еще раз подталкивает к принятию решения о покупке именно подержанного автомобиля. Однако и здесь есть несколько моментов, которые порой могут стать минусами…
Проблема | В чем суть | Что делать |
Вызывает сомнения юридическая чистота автомобиля | Автомобиль всегда лучше приобретать у дилера, а не у хозяина автомобиля через посредничество дилера во избежание всевозможных проблем (например, притязания супругов в части раздела общего имущества при расторжении брака, долги собственника и пр.). | Из документов нужно понять, кто продает автомобиль — сам дилер, который в качестве собственника вписан в ПТС, либо собственник по договору комиссии с дилером.Надо уточнить, не продавался ли автомобиль в кредит — ведь если кредит выплачен не был, банк имеет право обратить взыскание на автомобиль вне зависимости от того, у какого собственника он находится. |
Дилеры принимают у потенциальных покупателей в трейд-ин старые автомобили всех марок, а не только тех, которыми сами торгуют | В таком случае грамотно проверить техническое состояние автомобиля у дилера, скорее всего, не получится. Ведь он не специализируется на данной марке, а значит, и подготовка такого авто к продаже будет заключаться лишь в придании ему привлекательного внешнего вида, без вмешательства в его техническую часть. | Целесообразно приобретать подержанный автомобиль у дилера, специализирующегося на продаже и обслуживании этой же марки. Именно такой вариант предусматривает классический трейд-ин. |
Гарантия на покупаемый автомобиль истекла | Если срок гарантии, установленный заводом-изготовителем на новый автомобиль, уже истек, особых обещаний от дилера ждать не стоит. Хотя многие из них зачастую весьма пристально проверяют автомобили и дают покупателю некоторые гарантии — например, на ходовую часть, кузов, замененные при предпродажной подготовке детали и т. п. | Вопрос о гарантии на покупаемый автомобиль надо обязательно задать дилеру. И самое главное (в очередной раз повторим) — нужно внимательно прочитать все предлагаемые на подпись документы и договора, содержание которых не всегда может соответствовать тем убедительным речам, которыми опытные менеджеры завлекают покупателя. |
Основными критериями оценки авто будут являться внешний вид и отсутствие технических проблем. Имеющиеся на лакокрасочном покрытии царапины и вмятины, даже самые мелкие, отрицательно скажутся на оценочной стоимости.
Помимо внешнего вида и технических характеристик немаловажную роль в оценке играет текущий спрос на подобные модели на рынке. Наличие дополнительных опций положительно повлияет на стоимость автомобиля.
В среднем, сдавая машину по программе Трейд-ин, собственник теряет около 10-15% от ее рыночной стоимости. Это объясняется тем, что автосалон принимает на себя хлопоты по ее последующей предпродажной подготовке и реализации.
Плюсом в оценке стоимости будет являться заинтересованность автосалона в продаже новой модели автомобиля. В этом случае оценочная стоимость сдаваемого авто может доходить до почти рыночной цены.
Как работает
Что такое трейд ин и как это работает:
- клиент выбирает автомобильного дилера, торгующего новыми или подержанными машинами;
- выбирает понравившуюся марку и модель;
- проверяет свое старое авто на соответствие требованиям автосалона;
- наносит визит в офис дилера с целью заключения сделки;
- менеджеры салона приглашают клиента на смотровую площадку с целью оценки транспортного средства;
- по окончании оценки автолюбителя знакомят с окончательными условиями сделки, суммой доплаты, возможностями по оформлению кредита на сумму, которую нужно доплатить;
- оформляется стандартный договор купли-продажи между физическим и юридическим лицом (автовладельцем и салоном);
- автодилер предоставляет скидку на покупку нового авто в размере разницы между ценником на новый автомобиль и результатом оценки старого;
- происходит оформление еще одного договора покупки-продажи, но уже в отношении нового автомобиля;
- клиент получает ключи и уезжает на свежекупленном авто.
Некоторые компании предлагают программу трейд-ина “под ключ”. Сюда входит как оформление нового автомобиля в ГИБДД, так и приобретение ОСАГО, техническое обслуживание, помощь на дорогах и др. Разумеется, такая услуга существенно увеличивает общие затраты автомобилиста.
Какие автомобили принимают
В трейд-ин готовы принять не любой автомобиль, поэтому, перед оформлением сделки, клиенту следует ознакомиться с основными действиями, которые будет производить автосалон.
Процедура обмена старого авто на новое запускается с проверки юридической чистоты машины:
- нахождение под арестом;
- залог;
- розыск.
Если авто не пройдет хотя бы одну из этих проверок, в обмене откажут с большой долей вероятности.
Также не примут:
- автомобили, явно находящиеся в аварийном или полуаварийном состоянии;
- технически неисправные.
Далее происходит проверка автомобиля на соответствие внутренним требованиям компании.
Если все указанные проверки пройдут успешно, в дело вступят оценщики, результатом работы которых станет вынесение решения о цене, которую примут в зачет к стоимости нового авто.
Наибольшую “зачетную” стоимость можно получить по самым ликвидным на вторичном рынке маркам и моделям, срок эксплуатации которых не превысил 3-5 лет.
В остальных случаях, нужно учитывать примерное удешевление:
- новые автомобили дешевеют за 1-й год использования примерно на 20 % от заводской цены, далее – по 10 % за каждый последующий год;
- неликвидные марки могут терять до 20 % за каждый год;
- крайне популярные на вторичном рынке ТС теряют намного меньше – всего лишь 5-7 % за год.
пробег | не более 35000 км в год |
обслуживание и регламентные работы | только у официального дилера |
Формула цены автомобиля с пробегом
Стоимость конкретного автомобиля на рынке только кажется более привлекательной. Разве можете вы быть уверенным в том, что там продается машина, идентичная той, что стоит в салоне? Одна маленькая деталь может на несколько тысяч как увеличить, так и уменьшить цену авто. Чего стоят дополнительные опции: подогрев сидений и руля, обогрев зеркал и стекол, противотуманки, датчики дождя, парктроник, звуковое оборудование и т.д., не говоря уже о тюнинге.
Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ давно разработал методику расчета стоимости автомобиля, в ней множество позиций и факторов. Сегодня ее используют большинство дилеров.
Преимущества
Поскольку трейд-ин уже на протяжении многих десятилетий успешно функционирует в западных странах, вероятно, что у него масса положительных черт:
- Экономия сил и нервов.
Продать автомобиль – нелегкая задача. Мало того, что придется грамотно составить объявление о продаже, так еще и тратить время/нервы на постоянные осмотры покупателей. Трейд-ин же избавит от всех этих хлопот.
- Гарантия безопасности сделки.
Как правило, трейд-ин предлагают официальные дилеры марок, поэтому риски встречи с мошенниками если не исключены, но крайне низки.
- Юридическое сопровождение.
Автодилер за небольшую плату берет на себя обязанности по выполнению всей “бумажной” работы.
- Возможность оформить автокредит.
В зависимости от условий конкретного дилера, может предоставляться автокредит на новый автомобиль, а “зачетная цена” идет в качестве первого взноса.
- Лояльные требования к автомобилю.
В большинстве случаев, сдать можно любой юридически чистый автомобиль, находящийся в исправном состоянии.
Главное и основное преимущество Trade-in – это, конечно, экономия времени. Все хлопоты по предпродажной подготовке машины и поиску покупателя автосалон берет на себя.
Большой плюс программы – юридическая чистота сделки купли-продажи. Автосалон проведет все необходимые проверки на криминальность сдаваемого автомобиля.
Положительный фактор, который для многих автовладельцев перевешивает все недостатки системы – это экономия времени. В идеальном варианте, можно приехать в автосалон на своем старом автомобиле и буквально через пару часов уехать по своим делам уже на новой машине. Среди плюсов программы — возможность приобрести новый автомобиль в кредит, используя сдаваемое старое авто как первоначальный взнос.
Среди недостатков Трейд-ин (один из самых неприятных для собственника) – стоимость, по которой автосалон оценивает сдаваемое транспортное средство. В особых случаях потеря от рыночной цены может доходить до половины стоимости машины.
Автосалон должен проверить автомобиль на техническую исправность всех узлов, убедится в юридической чистоте, подготовить к последующей продаже и еще получить свою прибыль от сделки.
Дополнительным минусом программы является ограниченность выбора при покупке нового автомобиля. Система не подойдет покупателю, выбирающему автомобиль по определенным требованиям.
Недостатком программы Trade-in можно назвать и ее не совсем достаточную популярность в России по сравнению с другими развитыми странами. Многие автовладельцы не полностью осведомлены о ней. А среди тех, кто владеет информацией, немало людей, которые просто-напросто побаиваются связываться с программой.
Очевидными плюсами покупки автомобиля по программе трейд ин являются:
- Экономия личного времени (нет необходимости самостоятельно проходить процедуру снятия учета в ГИБДД, постановки нового авто на учет), удобные условия покупки.
- Кредит в банке для оплаты оставшейся стоимости нового ТС.
- Гарантии качества при покупке и продаже авто (техосмотр, устранение неисправностей, проверка информации на авто, криминалистическая экспертиза.),
- Высокий статус сделки и полная личная безопасность.
ВАЖНО! По схеме трейд ин возможен вариант прямой продажи авто (без последующей покупки нового). В этом случае после проведения всех оценочных мероприятий денежные средства без задержки выдаются продавцу наличными. К взаимозачету принимаются любые автомобили, а не только купленные по системе трейд ин.
Недостатком программы является низкая стоимость продаваемого товара (цена на 10-15% ниже рыночной).
На видео о программе трейд ин
Таким образом, способ покупки нового автомобиля путем сдачи в салон старого эффективен и безопасен. Но из-за потерь стоимости машины при оценке трейд ин этот вариант проигрывает по сравнению с прямой продажей на рынке. Выгодно ли покупать машину в салоне в счет продажи подержанного ТС, каждый определяет индивидуально с учетом приоритетов в области безопасности и экономических преимуществ сделки.
Выгодно ли
В любом случае, трейд-ин менее выгоден, чем если продавать машину собственными силами. Партнером по сделке автолюбителя выступают профессиональные игроки автомобильного рынка, стремящиеся извлечь как можно больше выгоды, поэтому конечный потребитель всегда остается в убытке.
Несмотря на это, обменную цену все же можно немного повысить, если следовать указанным рекомендациям:
- следует оценить автомобиль в разных салонах – высока вероятность, что оценки будут отличаться, и появится возможность выбрать наиболее выгодное предложение;
- обслуживать авто следует только у официального дилера и бережно хранить сервисную книжку;
- лучше всего сдавать старую машину к тому же дилеру, у которого она и была приобретена;
- перед оценкой необходимо устранить явные недостатки – поменять все лампочки, заменить жидкости и др.;
- а вот на предпродажную подготовку тратиться не стоит – дилер все равно проведет ее и включит в “зачетную цену” стоимость такой подготовки;
- лучше всего совершать сделку под конец квартала или календарного года – поскольку менеджерам нужно выполнить квартальный (годовой) план, они окажутся более лояльными к клиенту.
Хотя трейд-ин и дает некоторую потерю денег, все же он может оказаться выгоден для тех:
- кому быстро нужно продать старый автомобиль и купить новый;
- у кого есть в распоряжении достаточная сумма средств для оплаты разницы в стоимости или обслуживания автокредита.
Итак, трейд-ин – схема взаимозачета, позволяющая автомобилисту быстро расстаться со старой машиной и купить новую со скидкой в размере оценочной цены.
На новую машину, приобретаемую в трейд-ин, можно оформить кредит. Доступны и дополнительные опции, такие как оформление “под ключ”.
Стимул к развитию — отмена двойного НДС
Среди факторов, сдерживающих развитие трейд-ин в России, было двойное налогообложение. Государство дважды изымало НДС при продаже одного и того же автомобиля. Первый раз — когда он сошел с конвейера, а второй — при его перепродаже. В результате дилерам приходилось дополнительно включать 18% в стоимость подержанных машин или оформлять приобретаемый second-hand «на баланс» подставного физического лица. Теперь согласно поправкам в Налоговый кодекс РФ, вступившим в силу 1 апреля, этот налог взимается только с разницы в стоимости между ценой выкупа и ценой новой продажи.
Плюсы trade-in
— Основные преимущества услуги трейд-ин можно кратко сформулировать следующим образом: это удобство, экономия времени и безопасность сделки.
Во-первых, за клиентом всегда закреплен менеджер отдела автомобилей с пробегом, который будет консультировать его по всем вопросам. Во-вторых, официальный дилер предлагает перевести средства за автомобиль клиента в счет нового сразу, независимо от сроков его последующей продажи. И последнее, при заключении трейд-ин-сделки отсутствует необходимость встречи с порой «сомнительными» покупателями, а также многочисленные показы автомобиля и отвлекающие звонки.
Во всем мире услуга трейд-ин является общепринятой нормой при покупке нового автомобиля именно благодаря ее неоспоримым преимуществам.
— Приобрести подержанный автомобиль в кредит дороже и сложнее, чем новый. Но сейчас банки вводят принципиально новые схемы работы с клиентом, такие как покупка trade-in и buy-back, продлевают сроки кредитования и снижают уровень требований к кандидату в заемщики.
Для банков приоритетны сделки, заключенные с участием автосалонов. В этом случае и покупатель получает больше гарантий относительно качества приобретаемого им авто с пробегом, и банк охотнее выдает средства на его покупку. Однако многие организации начинают работать и со сделками между физическими лицами. Минусом в этом случае являются дополнительные риски, а значит ставки по кредиту выше.
Среди плюсов покупки подержанного автомобиля в кредит — возможность приобрести автомобиль в сжатые сроки при минимальном объеме собственных средств, оперативный сервис в кредитных организациях и, конечно, гарантии, предоставляемые продавцами-салонами на автомобили с пробегом.
Минусы trade-in
— Самый главный плюс этой системы — экономия времени. Очень удобно — можно в один день сдать старый автомобиль, а уехать на новом. Получается, что нет периода «безлошадности», ну или он сведен к минимуму.
Основной минус — меньшая сумма, получаемая за автомобиль. А к тому же, мне непонятно, декларирует ли дилер полную стоимость автомобиля? Если полную стоимость и передаваемый автомобиль находился в собственности менее трех лет, то придется уплатить налог с продаж. Правда, при частных перепродажах сумма обычно не превышает размера налогового вычета.
— Плюсом классического трейд-ина является приобретение официального автомобиля у официального дилера, а также гарантия юридической чистоты сделки и отсутствие риска попасть на покупателя-мошенника.
Однако все, что сейчас предлагается под вывеской «трейд-ин», — серьезно видоизмененная система. То есть клиент может сдать любой автомобиль и купить новый любой другой марки. Кроме этого, в трейд-ин сдаются автомобили, которыми владел не один человек, что, разумеется, уже не является трейд-ином в классическом определении. Кстати, о вариантах вернуть новый авто дилеру описали по ссылке.
Буду честным, в трейд-ине продаются и принимаются автомобили, которые сняты с гарантии производителя не год и не два. Подтвердить своевременное прохождение ТО для таких автомобилей очень сложно, а порой невозможно. Значит, гарантировать технически исправное состояние агрегатов уже нельзя.
В зачет по трейд-ину автомобиль принимается по существенно заниженной стоимости. На трудно продаваемые автомобили дисконт за «выкуп» может достигать 40–50%. Согласитесь, если не горит покупка нового автомобиля, то можно спокойно продать автомобиль по рыночной стоимости. Есть над чем задуматься. В результате получается, что трейд-ин — хорошо, а трейд-ин по-русски — не очень.