Содержание
- 1 Как избежать уплаты сбора при покупке автомобиля
- 2 Утилизационный сбор на автомобили в России в 2018 — 2019 году.
- 3 Где можно оплатить
- 4 Полный перечень ставок на утилизационный сбор 2018 в рублях
- 5 Особенности расчета сбора для юридических лиц
- 6 Как рассчитать?
- 7 Отметки в ПТС и их особенности
- 8 Необходимые документы
- 9 Возврат средств, если утилизационный сбор уплачен ошибочно
Как избежать уплаты сбора при покупке автомобиля
В паспорте авто в разделе «особые отметки» проставляется отметка (красный штамп на фото выше) о том, что утилизационный сбор уплачен. Отсутствовать такая отметка может только в таких случаях:
- Автомобиль отечественный и паспорт на него выдан до 01.09.2012 года или автомобиль импортный, но ввезен в страну также до указанной даты. Беспокоится, в таком случае не стоит, поскольку в отношении таких автомобилей отсутствует обязанность производить уплату утилизационного сбора.
- Автомобиль приобретен за границей и самостоятельно ввезен на территорию РФ. В таком случае уплата утилизационного сбора является обязанностью покупателя, который осуществляет ввоз авто в Россию.
Нужно знать на что обращать внимание при покупке автомобиля! Если владелец автомобиля имеет основания для неуплаты утилизационного сбора, отметка об этом вместе с указанием таких оснований должна содержаться в паспорте автомобиля.
В паспортах автомобилей российского производства, которые выдавались в период с 01.09.2012 года по 31.12.2013, отметка о том, что утилизационный сбор уплачен не ставилась. В паспортах, выданных в этот период, наоборот проставлялась отметка о том, что обязательства утилизировать авто приняты.
Если вы собственник такого автомобиля необходимо удостовериться в том, что в период выдачи вам паспорта производитель состоял в реестре организаций, которые принявших обязательства по утилизации в последующем своей продукции и не был из нее исключен. Такая информации содержится на официальном интернет-ресурсе Минпромторга РФ. Обратите внимание на дату исключения производителя из реестра.
За неуплату утилизационного сбора законодательство не предусматривает никаких санкций. Однако, приобретая автомобиль, следует обратить внимание на отметку об уплате сбора в его паспорте. Если она отсутствует, без установленных законом оснований, это значит, что хозяин транспортного средства каким-то образом избежал уплаты сбора и обязанность по его уплате ляжет на вас, в случае если вы приобретете авто. В такой ситуации у вас есть только два выхода:
- Отказаться от предстоящей сделки;
- Снизить цену на приобретаемое авто.
Приобретение автомобиля на российском рынке или за рубежом связано с определенными расходами. Одним из видов доп. платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор. Вопросов у автомобилистов в связи с этим нововведением много. Это и увеличение утилизационного сбора, и его размеры, и калькулятор расчета, льготы и т. д. Давайте разбираться со всем этим по порядку.
Утильсбор — это разовый платеж, взимаемый в пользу государства. Уплата утилизационного сбора возлагается на производителя или импортера. На покупателя ТС возлагается только в том случае, если взнос не был внесен до заключения договора купли-продажи.
Впервые вопрос о том, что значит утилизационный сбор и зачем он нужен, поднялся в 2012 году. Президент РФ внес изменения в 5 главу Федерального закона №89. Он был дополнен статьей 24.1. В ней указывались лица, обязанные оплачивать сбор, цели и задачи, сроки внедрения, категории ТС и т. д. А 1 января этого года вступило в законную силу постановление Правительства РФ № 401, в котором обозначено изменение утилизационного сбора на автомобили в 2018. О нем мы и поговорим ниже.
Последние новости о введении нового утилизационного сбора активно обсуждались внутри страны и за рубежом. Импортеры волновались о повышении цен для покупателей за счет увеличения базовой ставки, коэффициента сбора. Новость о повышении утилизационного сбора на автомобили в России с 1 января 2018 стала доступной гражданам в конце 2017 года. Размер платы увеличился на 13-15%.
В соответствии с ФЗ №89 владельцы автомобилей, проживающих в России, обязаны уплачивать разовый платеж в пользу государства. Эксплуатация транспорта наносит вред окружающей среде. Введение утилизационного сбора связано обеспечением безопасности.
Правительством РФ были утверждены новые поправки в законе, исходя из которые утилизационный сбор в России вырастет на 15% с 1 апреля 2018 года.
Легковые автомобили
Объем двигателя (л) | На сколько вырастет с 1 апреля 2018 в % | Сколько составит с 1 апреля 2018 в руб |
---|---|---|
до 1 л | 17,86% | 33 000 руб |
от 1 до 2 л | 90% | 84 000 руб |
от 2 до 3 л | 49,3 | 126 000 руб |
3 и более л | не изменится | 114 600 руб |
от 3 до 3,5 л | 14,79% | 32 600 руб |
Грузовые автомобили
Объем двигателя (т) | На сколько вырастет с 1 апреля 2018 в % | Сколько составит с 1 апреля 2018 в руб |
---|---|---|
до 2,5 тонн | 14,46% | 14 250 руб |
от 2,5 до 3,5 т | 51,5% | 30 000 руб |
от 3,5 до 5 т | 15% | 28 500 руб |
от 5 до 8 т | 14,84% | 31 350 руб |
от 8 до 12 т | 14,9% | 38 100 руб |
12 до 20 т | 14,8% | 41 850 руб |
20 до 50 т | 14,8% | 82 500 руб |
Особое внимание нужно уделить машинам, которые продаются на вторичном рынке. Зачастую автовладелец получает освобождение от уплаты сбора. Однако налоговые льготы не распространяются на покупателя. При постановке машины на учет в ГИБДД люди с удивлением узнают о том, что необходимо внести дополнительную плату за утилизацию.
Налог должен заплатить человек, который оформил транспортное средство на территории РФ. В ПТС указывается основание, которые дает право на освобождение от уплаты утилизационного сбора. На автомобили, приобретенные после 01.09.2012 года налоговые льготы не распространяются. Перед покупкой машины автолюбитель должен обратить внимание на графу, в которой указываются особые отметки.
В ней должна присутствовать запись о том, что производитель принял обязательства по утилизации. В этом случае нужно изучить реестр организаций, которые должны утилизировать свою продукцию. Сведения о таких предприятиях опубликованы на сайте Минпромторга РФ. Отсутствие отметки в ПТС по другим основаниям свидетельствует о том, что прежний владелец смог избежать уплата сбора. В этом случае покупателю придется оплатить сбор.
Утилизационный сбор на автомобили — это единоразовая плата, взимаемая с определенных категорий плательщиков, необходимая для дальнейшей утилизации транспортного средства, пришедшего в негодность, в соответствии с установленными экологическими нормами. Для многих россиян до сих пор неясно, зачем нужен утилизационный сбор. Необходимость его уплаты объясняется тем, что за счет вырученных средств государство может обеспечить экологическую безопасность окружающей среды.
Получателем такого сбора является государство. Оно же берет на себя обязанности по охране экологии и жизни и здоровья граждан от вредных воздействий авто.
Уплачивается утилизационный сбор в отношении не только легковых и грузовых автомобилей, но и иных транспортных средств, самоходных машин, даже прицепов.
Закон №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» предусматривает обязательное внесение гражданами в казну денег, представляющих собой утилизационный сбор – это сумма, разово уплачиваемая в государственную пользу практически всеми владельцами ТС. Данная обязанность была введена в 2012 году на основании статьи 24-1 пункта 1 вышеупомянутого закона.
Утилизационный сбор представляет собой обязательный платеж, который накладывается на покупателя автомашины с целью охраны и защиты экологии окружающей среды от губительного воздействия транспорта во время его эксплуатации, а значит косвенно и защиты здоровья и жизни граждан. Проще говоря, деньги, которые автовладелец заплатит при покупке транспортного средства сегодня, спустя положенный срок пойдут на его благополучную утилизацию отработавшего своё автомобиля при соблюдении всех установленных норм и технических условий.
Прежде чем ответить на вопрос, кто обязан вносить денежные средства, а кто освобождается от совершения платежа, следует упомянуть, что данный вопрос регулируется ФЗ №89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления». Для физических лиц был введён обязательный утилизационный сбор при покупке транспортного средства, согласно п. 1 ст. 24-1 указанного законодательного акта.
В рамках утверждённого норматива, утилизационный сбор представляет собой разовую выплату в доход государства, которая взимается с владельца транспортного средства во время его приобретения для:
- обеспечения экологической безопасности;
- охраны здоровья человека в связи с вредным воздействием выделений, которые появляются во время использования транспорта.
Если сказать просто, то средства, уплачиваемые гражданином в рамках сбора, поступают для организации его утилизации в будущем, согласно действующим экологическим стандартам.
В пункте 3 ст. 24-1 ФЗ -98 указано, что гражданин должен уплатить сбор в следующих случаях:
- если транспортное средство ввозится из-за рубежа. К примеру, автомобиль был куплен в Германии, а доставить его необходимо в Россию;
- в случае приобретения автомобиля у лица, по закону освобождённого от уплаты утилизационного сбора, либо не оплатившего его в назначенном порядке.
В среднем, для физических лиц, утилизационный сбор составляет 2 тыс. рублей, а если возраст транспортного средства превышает 3 года, сбор составляет 3 тыс. рублей.
В сравнении с физическими лицами, для юридических компаний предусмотрен свой порядок уплаты взноса и свои тарифы. Предприятиям необходимо кроме основной стоимости, оплатить повышающий коэффициент. Иными словами, размер сбора для компаний очень значительный.
Утилизационный сбор на автомобили в России в 2018 — 2019 году.
Автовладельцы, предпочитающие приобретать транспорт на территории России, обычно не сталкиваются с необходимостью оплаты каких-либо сумм. Все потому, что за новые машины он вносится самим импортером. Если же автомобиль вышел с конвейера российского автопрома, то эту плату вносит сам завод.
Лица, которые обязаны внести платеж, определены в законе. К ним относятся:
- лица, которые ввезли ТС из-за рубежа;
- если собственник, владевший транспортом ранее, не оплатил его самостоятельно.
Ввоз иномарки
Если при покупке авто из линейки отечественного автопрома или же иномарки, но у дилера, утилизационный сбор уже был оплачен и включен в их стоимость, то при самостоятельном ввозе оплатой заниматься нужно уже самостоятельно. Взимается она Федеральной таможенной службой после оформления автомобиля. Деньги вносят после процедуры растаможивания.
Перечень документов, которые нужно при этом предоставить:
- платежный документ и его копии;
- ПТС;
- уже заполненную форму с рассчитанным утильсбором;
- копии полученных документов, что ТС соответствует тем данным, которые внесены в предыдущую бумагу;
- договор купли-продажи;
- доверенность при необходимости.
Отметка будет поставлена после выполнения 2 условий: поступления на счет ФК денежных средств, а также проверке документов.
Если автомобиль приобретается у владельца, который ранее не уплачивал утилизационный сбор, то заниматься этим вопросом нужно уже новому собственнику.
Для начала можно посетить сайт ФНС, чтобы в соответствующем разделе оформить по предоставленной форме расчет утильсбора и сразу записаться на прием.
Явиться лично нужно спустя несколько дней после того, как платеж был внесен. С собой заявитель обязан принести те же документы, что и при самостоятельном ввозе машины через границу. Их перечень можно увидеть выше.
В России существуют и категории лиц, которые не должны вносить утильсбор за транспорт. К ним относятся:
- Владельцы ретро автомобилей. Однако только в том случае, если такие машины имеют оригинальную комплектацию или когда таковая была восстановлена. К категории «ретро» относят ТС старше 30 лет. Еще одно условие – авто не должно использоваться в коммерческой сфере.
- Дипломаты, а равно члены их семей.
- Беженцы либо переселенцы, которые перевозят в РФ свое движимое имущество.
С 2014 года были отменены льготы, позволяющие покупателям ввозить транспорт из любой страны, входящей в Таможенный союз. Соответственно, теперь за данные автомобили тоже необходимо платить взнос.
При покупке ТС у лиц, которые были освобождены от утильсбора под любым из трех описанных выше предлогов, его придется оплачивать уже новому владельцу. В таких случаях внести платеж нужно в Федеральную налоговую службу.
Чему может быть подвергнут владелец автомобиля, который не внес плату своевременно или вообще не оплачивал сбор за утиль? На данный момент никаких санкций вроде штрафов, ареста имущества или наложения других видов взысканий не предусмотрено. Однако такой транспорт нельзя будет поставить в ГИБДД на учет. Регистрационные действия будут считаться ничтожными даже при наличии ПТС, ведь не был пройден установленный законом порядок учета ТС.
Передвигаться на машине можно будет по закону лишь на протяжении 20 дней, пока действительными будут транзитные номера. Если и дальше продолжать им пользоваться, то подобное уже влечет за собой наказание в виде штрафа, а если такого безответственного водителя остановят еще раз, он рискует лишиться права управления новеньким автомобилем на 3 месяца.
Закон предусматривает возможность не проводить уплату утилизационного сбора в таких случаях:
- ТС старше 30 летнего возраста. В таком случае необходимо наличие двух условий:
- Автомобиль должен быть предназначен не для коммерческого использования;
- На автомобиле должны быть установлены оригинальные двигатель и кузов.
- Автомобиль принадлежит дипломатическим посольствам, международным организациям, а также их сотрудникам или их семьям.
- Автомобиль попал на территорию России по программе переселения соотечественников из-за границы в качестве личного имущества таких граждан, участников программы.
Если автомобиль будет приобретен у лиц, указанных выше, в этом случае уплачивать утилизационный сбор придется покупателю.
Утилизационный сбор на автомобили в Беларуси был введен с 1 марта 2014 года Указом Президента республики.
Ставки сбора, идентичны российским, если, пересчитать их по курсу в национальной валюте. Основные правила уплаты, а также круг лиц, обязанных уплате утилизационного сбора, идентичен российскому.
К списку льготников, освобожденных от уплаты сбора в белорусском законодательстве, в сравнении с российским, добавлены беженцы, а также те, кто получил разрешение, постоянно жить в республике Беларусь. Срок действия данного освобождения составляет 18 месяцев с момента получения документов, которые подтверждают статус беженца.
Оплата утилизационного сбора — это обязанность производителя или одного из собственников ТС. Согласно закону, юридическое или физическое лицо оплачивает утилизационный сбор в следующих ситуациях:
- При ввозе автомобиля из-за рубежа.
- При производстве ТС на территории РФ.
- При покупке ТС у собственника, ранее не оплатившего сбор.
От уплаты освобождаются автовладельцы в таких случаях:
- ТС возрастом более 30 лет. Автомобиль не должен быть источником дохода, использоваться как коммерческий. На нем должны быть установлены оригинальные запчасти — двигатель, рама, кузов.
- Машина является собственностью переселенцев, участвующих в программе добровольного возвращения на Родину из-за границы.
- Автомобиль используется в качестве средства передвижения дипломатического представителя, его семьи, сотрудников дипмиссии.
- В ПТС стоит штамп об утилизационном сборе, то есть производитель или предыдущий владелец внесли плату до продажи автомобиля.
Законом РФ штрафов за неуплату утилизационного сбора не предусмотрено. Но автовладельцы таких машин не смогут поставить их на учет, а передвижение на незарегистрированном автомобиле наказывается штрафом 5000 р., лишением прав на несколько месяцев.
С импортеров автомобилей неуплаченные взносы взимаются через суд после обнаружения факта неуплаты и отправки предупредительного письма о подаче иска.
Если же вы переплатили, скачивайте и подавайте Заявление о возврате излишне уплаченных сумм утилизационных сборов.
Вопрос о том, отменят ли утилизационный сбор в 2019 году или его размер только вырастет, остается открытым.
Можно выделить несколько случаев, когда автовладелец имеет право не платить налог в пользу государства:
- Автолюбитель полностью освобождается от необходимости внесения утилизационного сбора, если машина была выпущена 30 лет назад. Причём машину можно использовать только для личных целей. Коммерческое предназначение транспортного средства лишает возможности получения налоговых льгот.
- Автомобиль находится в собственности дипломатических представительств или международных организаций.
- Государство освобождает от уплаты налога переселенцев, которые решили переехать на постоянное место жительства в Россию из других стран.
Новый владелец не сможет поставить транспорт на учет, если не рассчитается с государством. ГИБДД разрешает ездить на такой машине не больше 20 дней. После истечения этого срока автолюбителей ждет штраф в размере 500-800 рублей, который прописан в с. 12.1 КоАП РФ. В случае повторного нарушения автолюбитель может потерять возможность ездить на машине в течение 3 месяцев.
ФЗ № 89 четко определяет перечень лиц, обязанных уплатить утилизационный сбор, в пункте 3 статьи 24.1. К их числу относятся:
- лица, осуществившие ввоз автомобиля из-за границы на территорию РФ;
- компании, занимающиеся производством машин на территории страны;
- лица, купившие авто внутри страны у граждан, освобожденных от уплаты утилизационного сбора;
- владельцы машин, по которым ранее сбор не был уплачен в виду проведения по отношению к транспортному средству иных таможенных процедур на территории ОЭЗ в Калининградской области.
Производители отечественного автопрома, а также лица, приобретающие машину на территории страны, уплачивают положенную сумму в ФНС. Если же транспортное средство облагается утилизационным сбором ввиду ввоза в страну, то оплата производится уже на счета не Налоговой, а Федеральной таможенной службы. Все подтверждающие документы предоставляются туда же, куда совершается перевод денег.
Право не платить утилизационный сбор на автомобили прописано в пункте 6 статьи 24.1 ФЗ № 89. К числу лиц, освобождаемых от этого взноса, относятся:
- те, кто участвует в госпрограмме переселения соотечественников из иностранных государств и перевозят собственный автомобиль в Россию;
- диппредставительства, консульства, а также международные организации с особым статусом (причем право распространяется не только на те машины, которые принадлежат таким организациям, но и те, что находятся во владении сотрудников и членов их семей);
- владельцы авто, выпущенных более 30 лет назад, но при обязательном выполнении двух условий: использование исключительно в личных целях, наличие у машины оригинального двигателя, кузова и рамы (если таковая имеется);
- авто, произведенные не более 3-х лет назад, в случае их помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (в России такая функционирует на территории Калининградской области).
Однако если впоследствии авто продаются участниками госпрограммы или диппредставительствами, консульствами и их сотрудниками, то необходимость уплаты утилизационного сбора возникает у покупателей машины.
Причем дни просрочки начинают отсчитываться с дня, идущего за последним днем предоставления подтверждающих совершение платежа документов.
Для уплаты сбора законодательство конкретных сроков не устанавливает. Однако в ПТС транспортного средства должна стоять отметка об уплате утилизационного сбора или основание для освобождения от его выплаты. В противном случае можно считать, что машина регистрацию не прошла. А ездить на таком ТС можно лишь в течение 20 дней после приобретения. В последствии придется платить штраф в размере 500 – 800 рублей в соответствии со статьей 12.1 КоАП РФ. Повторное нарушение приведет к лишению прав сроком на 3 месяца.
Где можно оплатить
Закон об отходах устанавливает обязанность уплатить утилизационный сбор в случаях:
- Когда автомобиль приобретается за рубежом и ввозится в Россию;
- Если автомобиль приобретается у лиц, которых закон освобождал от уплаты утилизационного сбора, либо тех, которые не стали его уплачивать в нарушение законодательства.
Проще говоря, уплата утилизационного сбора за весь период существования автомобиля проводится один раз. Уплатить ее должен либо производитель транспортного средства, если автомобиль изготовлен в России, либо один из его собственников.
На онлайн-калькуляторе можно рассчитать сумму обязательного платежа, указав в нужных полях данные автомобиля.
Государство взимает плату с людей, которые ввозят транспортные средства из-за рубежа. Россиян привлекают низкие цены на подержанные машины. Они самостоятельно занимаются доставкой транспортных средств в РФ. Однако не все граждане обязаны платить утилизационный сбор.
Многие люди узнают о необходимости уплаты налога в бюджет только после совершения покупки. Специалисты рекомендуют внимательно изучить ПТС, чтобы избежать дополнительных расходов. При прохождении процедуры регистрации следующему автоладельцу придется заплатить сбор в пользу государства.
- Если транспортное средство завезено на территорию страны из-за границы;
- Если предыдущий владелец ТС не оплачивал сбор на транспорт (уклонился от уплаты либо был по каким-либо причинам освобожден), то данная обязанность возлагается на плечи нового владельца машины.
Все вышесказанное позволяет сделать еще один немаловажный вывод: сбор на утилизацию ТС платит не каждый последующий владелец, а только тот, кто первым на территории Российской Федерации полноправно сел за руль. Сбор взимается за конкретный автомобиль один-единственный раз за период его жизни на территории Российской Федерации. И еще один момент, если мы говорим о машинах отечественного автопрома, то сбор на утилизацию уплачивает сам завод-изготовитель.
Прежде всего, плательщик должен понимать, что факт оплаты должен быть зафиксирован в обязательном порядке. В подтверждение уплаты, в ПТС автомобиля обязательно должны быть сделаны пометки о внесение платежа, сразу после поступления средства. Данный штамп будет необходим для проведения последующих сделок купли-продажи автомобиля.
Если отметка отсутствует, то причин может быть сразу несколько:
- Первой и самой главной является то, что владелец получил ПТС до 2012 года.
- Вторая причина – это освобождение владельца от уплаты сбора. Важно то, что отметка ставится даже в том случае, когда хозяин транспортного средства освобождён от обязательного платежа с указанием причины. Это говорит о том, что при проведении сделки купли-продажи стоит внимательно проверять наличие данной отметки и не стоит верить продавцу на слово.
Оплата производится после того, как гражданин провел сделку и рассчитал сумму взноса, обязательную к внесению. Для этого потребуется заполнить квитанцию и указать там действующий КБК. Средства зачисляются в федеральный бюджет.
Бывает, что средства взимаются ошибочно, то есть в другом периоде времени он уже был уплачен производителем или бывшим владельцем. В этом случае, необходимо подать заявку в тот орган, куда перечислялись средства: в таможенный или налоговый орган. Заявление заполняется по стандартной форме, а бланк можно найти в Интернете или получить в ИФНС. К заявлению прилагаются:
- ПТС,
- паспорт заявителя,
- квитанция об уплате сбора,
- документ, удостоверяющий ошибочный сбор средств.
Решение о возврате средств или об отказе, выносится не позже 30-ти календарных дней. За возвратом сбора, можно обратиться не позже 3-х лет с даты его уплаты. Комиссия за произведенную уплату не возвращается, а сами средства зачисляются путём перевода на банковский счёт обратившегося лица.
Полный перечень ставок на утилизационный сбор 2018 в рублях
Виды и категории транспортных средств |
Сумма утилизационного сбора в рублях РФ |
|
До 3-х лет с даты выпуска |
Старше 3-х лет с даты выпуска |
|
Утилизационный сбор на легковой автомобиль (категории B, в т. ч на электромобиль): | ||
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой |
28400 |
106000 |
с рабочим объемом двигателя: | ||
не более 1000 куб. сантиметров |
28400 |
106000 |
свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров |
44200 |
165200 |
свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров |
84400 |
322400 |
свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров |
114600 |
570000 |
свыше 3500 куб. сантиметров |
181600 |
700200 |
ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя |
3400 |
5200 |
Утилизационный сбор на грузовой автомобиль (категории B, C в т. ч. седельный тягач, рефрижератор, фургон, самосвал) | ||
полной массой не более 2,5 тонны |
124500 |
132000 |
полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны |
198000 |
309000 |
полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн |
247500 |
396000 |
полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн |
273000 |
684000 |
полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн |
331500 |
1036500 |
полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн |
364500 |
1509000 |
полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн |
718500 |
1770000 |
Утилизационный сбор на специальный транспорт (на шасси грузового автомобиля категории «С») | ||
специальные транспортные средства кроме автобетоносмесителей (бетономешалок на базе шасси) |
247500 |
1500000 |
автобетоносмесители (бетономешалки на базе шасси) |
742500 |
1950000 |
Утилизационный сбор на автобусы (категории D) | ||
с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров |
148500 |
150000 |
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой |
148500 |
150000 |
с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров |
297000 |
450000 |
с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров |
396000 |
660000 |
с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров |
495000 |
780000 |
Утилизационный сбор на самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (карьерные самосвалы) | ||
полной массой свыше 50 тонн, но не более 80 тонн |
3360000 |
7668000 |
полной массой свыше 80 тонн, но не более 350 тонн |
6195000 |
7920000 |
полной массой свыше 350 тонн |
9165000 |
9900000 |
Утилизационный сбор на шасси колесных транспортных средств | ||
шасси грузовых автомобилей полной массой не более 3,5 тонны |
198000 |
309000 |
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн |
247500 |
396000 |
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн |
273000 |
684000 |
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн |
331500 |
1036500 |
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн |
364500 |
1509000 |
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн |
718500 |
1770000 |
шасси автобусов полной массой не более 5 тонн |
396000 |
660000 |
шасси автобусов полной массой свыше 5 тонн |
495000 |
780000 |
Утилизационный сбор на автогрейдеры | ||
массой не более 10 тонн |
480000 |
1275000 |
массой свыше 10 тонн, но не более 14 тонн |
630000 |
1650000 |
массой свыше 14, но не более 17 тонн |
900000 |
2430000 |
массой свыше 17 тонн |
1200000 |
3555000 |
Утилизационный сбор на бульдозеры | ||
массой не более 10 тонн |
600000 |
1800000 |
массой свыше 10 тонн, но не более 24 тонн |
1050000 |
5250000 |
массой свыше 24 тонн, но не более 35 тонн |
1260000 |
8250000 |
массой свыше 35 тонн, но не более 50 тонн |
1500000 |
10500000 |
массой свыше 50 тонн |
2250000 |
15000000 |
Утилизационный сбор на экскаваторы | ||
легкие (массой менее 17 тонн при мощности силовой установки менее 170 л.с.) |
600000 |
2550000 |
средние (массой не менее 17 тонн и не более 32 тонн при мощности силовой установки не менее 170 л.с. и не более 250 л.с.) |
900000 |
3750000 |
тяжелые (массой более 32 тонн при мощности силовой установки более 250 л.с) |
1200000 |
6075000 |
Утилизационный сбор на перегружатели колесные (в т.ч. экскаваторы погрузчики) | ||
легкие (массой менее 15 тонн при мощности силовой установки менее 100 л.с.) |
375000 |
11490000 |
средние (массой не менее 15 тонн и не более 16,5 тонны при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 150 л.с.) |
495000 |
18795000 |
средние (массой не менее 16,5 тонны и не более 22 тонн при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 150 л.с.) |
600000 |
18795000 |
тяжелые (массой более 22 тонн при мощности силовой установки более 150 л.с) |
660000 |
24135000 |
Утилизационный сбор на катки дорожные | ||
легкие (массой менее 4 тонн) |
105000 |
480000 |
средние (массой не менее 4 тонн и не более 10 тонн) |
255000 |
1095000 |
тяжелые (массой более 10 тонн) |
330000 |
1455000 |
Утилизационный сбор на погрузчики | ||
массой не более 4 тонн |
150000 |
900000 |
массой свыше 4 тонн, но не более 8 тонн |
300000 |
1500000 |
массой свыше 8 тонн, но не более 13,5 тонны |
600000 |
2550000 |
массой свыше 13,5 тонны, но не более 16,5 тонн |
675000 |
3000000 |
массой свыше 16,5 тонны, но не более 22 тонн |
750000 |
4500000 |
массой свыше 22 тонн, но не более 34 тонн |
1050000 |
5250000 |
массой свыше 34 тонн |
2175000 |
10500000 |
Утилизационный сбор на краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств | ||
легкие (массой менее 17 тонн при мощности силовой установки менее 170 л.с.) |
1725000 |
6645000 |
средние (массой не менее 17 тонн и не более 32 тонн при мощности силовой установки не менее 200 л.с. и не более 250 л.с.) |
3405000 |
14325000 |
тяжелые (массой более 32 тонн при мощности силовой установки более 250 л.с.) |
4545000 |
35715000 |
Утилизационный сбор на краны- трубоукладчики | ||
массой не более 25 тонн |
1500000 |
4500000 |
массой свыше 25 тонн, но не более 35 тонн |
2400000 |
7500000 |
массой свыше 35 тонн, но не более 50 тонн |
3150000 |
10500000 |
массой свыше 50 тонн |
3750000 |
15000000 |
Утилизационный сбор на прицепы | ||
массой более 10 тонн |
150000 |
1050000 |
Утилизационный сбор на машины для содержания дорог (прочие самоходные дорожные и коммунальные машины), за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств | ||
легкие (массой менее 5 тонн при мощности силовой установки менее 100 л.с.) |
420000 |
1635000 |
средние (массой не менее 5 тонн и не более 15 тонн при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 220 л.с.) |
615000 |
2475000 |
тяжелые (массой более 15 тонн при мощности силовой установки более 220 л.с.) |
705000 |
2895000 |
Утилизационный сбор на машины для лесного хозяйства | ||
легкие (массой менее 12 тонн) |
1200000 |
7500000 |
средние (массой не менее 1 2 тонн и не более 17 тонн |
2175000 |
9000000 |
тяжелые (массой более 17 тонн) |
2700000 |
10500000 |
Утилизационный сбор на транспортные средства типа «форвардер» | ||
легкие (массой менее 12 тонн) |
1200000 |
7500000 |
средние (массой не менее 12 тонн и не более 17 тонн) |
2175000 |
9000000 |
тяжелые (массой более 17 тонн) |
2700000 |
10500000 |
Утилизационный сбор на погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства | ||
Легкие (массой менее 12 тонн) |
1200000 |
1500000 |
Средние (массой не менее 12 тонн и не более 17 тонн) |
2175000 |
6750000 |
Тяжелые (массой более 17 тонн) |
2700000 |
9000000 |
Утилизационный сбор на мотовездеходы, квадроциклы, снегоболотоходы | ||
С объемом двигателя не более 299 куб. сантиметров |
60000 |
105000 |
С объемом двигателя не менее 300 и не более 1500 куб. сантиметров |
105000 |
195000 |
Утилизационный сбор на снегоходы | ||
С объемом двигателя не более 299 куб. сантиметров |
60000 |
105000 |
С объемом двигателя не менее 300 куб. сантиметров и не более 1500 куб. сантиметров |
105000 |
195000 |
Утилизационный сбор на тракторы сельскохозяйственные колесные | ||
Мощностью силовой установки не более 30 л.с. |
60000 |
270000 |
Мощностью силовой установки более 30 л.с. и не более 60 л.с. |
75000 |
330000 |
Мощностью силовой установки более 60 л.с. и не более 90 л.с. |
105000 |
450000 |
Мощностью силовой установки более 90 л.с. и не более 130 л.с. |
225000 |
1050000 |
Мощностью силовой установки более 130 л.с. и не более 180 л.с. |
375000 |
1500000 |
Мощностью силовой установки более 180 л.с. и не более 220 л.с. |
450000 |
2250000 |
Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 280 л.с. |
570000 |
3000000 |
Мощностью силовой установки более 280 л.с. и не более 340 л.с. |
750000 |
3300000 |
Мощностью силовой установки более 340 л.с. и не более 380 л.с. |
1005000 |
3750000 |
Мощностью силовой установки более 380 |
1350000 |
6000000 |
Утилизационный сбор на тракторы сельскохозяйственные гусеничные | ||
Мощностью силовой установки не более 100 л.с. |
225000 |
1050000 |
Мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 200 л.с. |
375000 |
1500000 |
Мощностью силовой установки более 200 л.с. |
1350000 |
4200000 |
Утилизационный сбор на комбайны зерноуборочные | ||
Мощностью силовой установки не более 160 л.с. |
360000 |
1320000 |
Мощностью силовой установки более 160 л.с. и не более 220 л.с. |
540000 |
1980000 |
Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 255 л.с. |
750000 |
2640000 |
Мощностью силовой установки более 255 л. с. и не более 325 л. с. |
975000 |
3300000 |
Мощностью силовой установки более 325 л. с. и не более 400 л. с. |
1275000 |
4488000 |
Мощностью силовой установки более 400 л. с. |
1800000 |
6819000 |
Утилизационный сбор на комбайны кормоуборочные | ||
Мощностью силовой установки не более 295 л. с. |
750000 |
1914000 |
Мощностью силовой установки более 295 л. с. и не более 401 л. с. |
1380000 |
3960000 |
Мощностью силовой установки более 401 л. с. |
2160000 |
7920000 |
Утилизационный сбор на машины сельскохозяйственные самоходные | ||
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки не более 100 л. с. |
300000 |
1500000 |
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 300 л. с. |
1200000 |
4500000 |
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 300 л. с. |
2400000 |
6000000 |
Косилки самоходные |
600000 |
2199000 |
Особенности расчета сбора для юридических лиц
Те граждане, кто приобретает ТС без пробега, должны удостовериться в том, что отметка об утилизационном сборе имеется, либо обязаны поставить ее самостоятельно, если ввозят авто сами, а не через дилера. А вот гражданам, приобретающим своего железного коня на вторичном рынке, стоит внимательнее изучить сопроводительную документацию. В ПТС отметка об оплате должна быть в правом краю, в графе, предназначенной для особых отметок. Если есть основания для освобождения от утильсбора, то делают соответствующую запись.
Отметка отсутствует обычно у транспортных средств, ввезенных в РФ до 2012 года, то есть до того, как начал действовать соответствующий закон. В подобных случаях никаких обязательств по уплате сбора покупатель нести не будет. Это же правило относится и к отечественным авто, паспорт на которые выдан до указанной даты. Зато в ПТС может быть другая метка, свидетельствующая о приеме обязательств, связанных с тем, что транспорт будет утилизирован надлежащим образом, фирмой-производителем. Их проставляли с сентября 2012 и до конца 2013 года.
При наличии подобной отметки желательно посетить портал Минпромторга для получения информации о том, не исключался ли производитель из реестра компаний, которые принимали на себя обязательства утилизации произведенной продукции.
Если автомобиль новый, но в графе паспорта нет соответствующей отметки, то это повод задуматься: не мог ли владелец как-либо (в том числе и незаконно) избежать процедуры? В таких случаях обязанность оплаты целиком перейдет на плечи покупателя. Несмотря на то, что наказания при уклонении от взносов за утиль не предусмотрено, это повод как минимум запросить скидку.
Каков утилизационный сбор? Если что это такое мы разобрались, то теперь необходимо понять, какого размера должен быть платеж. Порядок не только его расчета, но и взимания определен Правительством. На данный момент его размер составляется на основании двух критериев:
- Базовая ставка.
- Особенности, которое имеет транспортное средство и его характеристики (шасси, масса, дата и т. д.).
Из таблицы видно, что для физического лица базовой считается ставка 20 000 рублей (легковой транспорт). Для самых новых моделей вводится коэффициент 0,1, а вот для машин этой категории, но которым больше 3 лет, коэффициент будет 0,15. В случаях, когда бывший владелец каким-либо образом утратил документы, его год выпуска воссоздадут по VIN номеру. Если легковое авто используется для коммерции, то его базовая ставка будет равна автобусам и грузовым ТС – 150 000 рублей.
Сумму пошлины можно рассчитать самостоятельно. Для этого необходимо коэффициент (представлен в таблице выше) умножить на базовую ставку. Размер коэффициента зафиксирован законодательно, а именно его размеры были учтены в Постановлении Правительства №1291.
Определение базовой ставки зависит от категории авто:
- Легковые авто не используемые в коммерческих целях – 20 000 рублей;
- Автобусы и грузовые авто, а также используемые в коммерческих целях грузовые авто – 150 000 рублей.
Коэффициент расчета суммы определяется исходя из даты выпуска и других параметров: габаритов, веса и объема двигателя.
На примере это выглядит так: произведенный в России легковой автомобиль, возраст которого больше трех лет, вес меньше 2,5 тонн будет иметь коэффициент равный 0,88.
Расчет утилизационного сбора осуществляется по формуле: БС * К. Сколько составляет окончательная сумма именно в вашем случае, можно узнать самостоятельно.
БС — базовая ставка, К — коэффициент расчета, устанавливаются законодательно.
Например, БС для легковых автомобилей = 20 тыс.руб.; для грузовых, автобусов и легковых коммерческих машин — 150 тыс.руб. Коэффициент зависит от возраста авто, массы, предназначения: для легкового автомобиля старше 3 лет — 0,26; младше — 0,17. Для юридических лиц используются повышенные коэффициенты — 1,42 и 5,3 соответственно.
20 000*0,17 = 3 400 рублей.
150 000*1,42 = 213 000 рублей.
С помощью этой формулы удобно производить бухгалтерский учет платежей с большого количества транспортных средств. Физическим лицам лучше воспользоваться онлайн-калькулятором, где нужно ввести параметры авто и потом получить окончательную сумму.
Ставки утилизационного сбора в 2018 году для физических лиц остались на прежнем уровне, для юридических лиц повысились в пределах 15%.
Сумму налога можно определить, если воспользоваться следующей формулой: ∑ УС = БС × К, где: БС – величина базовой ставки, которая зависит от технических характеристик транспортного средства; К — параметр, который выбирается в таблице исходя из категории машины;
Специалисты рассчитывают налог на легковой транспорт с учетом базовой ставки, которая составляет 20 тыс. руб. Если машина находится в собственности коммерческой организации, то необходимо использовать повышенную ставку. Для грузового транспорта она достигает 150 000 руб. На размер коэффициента влияет не только год выпуска машины.
Специалисты учитывают размер транспортного средства, его массу и мощность двигателя. Для нового транспорта поправочный коэффициент устанавливается в размере 0,17. Машины, которые эксплуатируются в течение 3 лет, обойдутся владельцу еще дороже.
Расчет сбора производится с учетом коэффициента, равного 0,26. К примеру, необходимо определить сумму налога на новую машину. Автолюбителю придется заплатить: 20 000 х 0,17 = 3 400 руб. Сбор за утилизацию поддержанного транспорта рассчитывается по следующей формуле: 20 000 х 0,26 = 5 200 руб.
В автопарке юридических лиц может присутствовать не только легковой, но и грузовой транспорт. Утилизационный сбор на автомобили в России рассчитывается с учетом поправочного коэффициента, который зависит от категории и мощности. Чтобы определить сумму налога можно воспользоваться таблицей.
К какой категории относится транспорт | Величина коэффициента, которая используется при расчете утилизационного сбора | |
---|---|---|
Новые машины | Автотранспорт, который эксплуатируется организацией больше 3 лет | |
Автомобили, в которых установлен электродвигатель | 1,42 | 5,3 |
Машины, которые оборудованы двигателем с мощностью:
До 1000 куб. см. От 1000 до 2000 куб. см. От 2000 до 3000 куб. см. От 3000 до 3 500 куб. см. Свыше 3 500 куб. см. |
1,42
2,21 4,22 5,73 9,08 |
5,3
8,26 16,21 28,5 35,1 |
Налог был введен в 2014 году в соответствии с указом Президента РБ № 64. Сбор не взимается в следующих случаях:
- От уплаты налога освобождаются машины, которые поступили страну в качестве международной помощи.
- Сбор не взимается с автомобилей, принадлежащих дипломатическим миссиям. Налоговые льготы распространяются и на членов их семей.
- С 2018 года государство перестало взимать сбор с грузового транспорта, на котором установлены двигатели категории «евро-6».
Базовую ставку необходимо умножить на коэффициент, который зависит от возраста автомобиля, категории и объема двигателя. Сумма сбора для легковых машин, которые эксплуатируются меньше 3 лет, составляет 495 бел. руб. За автотранспорт, который прослужил больше 3 лет, автовладельцу придётся заплатить 742,5 бел. руб. Машины, оборудованные двигателем с мощностью не больше 1 000 куб. см., обойдутся пользователю в 851,4 pуб.
Утилизационный сбор в Беларуси необходимо заплатить до постановки машины на учет в ГАИ. Это требование касается всех видов автотранспорта, который поступает из стран ЕАЭС. Средства необходимо перечислить в Минскую центральную таможню. Потребитель должен предоставить договор купли-продажи. Чтобы определить сумму сбора специалисты используют сведения, указанные в ПТС. Налоговая инспекция может потребовать предоставления паспорта владельца и квитанции об оплате.
Как рассчитать?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26 декабря 2013 года, обязанность рассчитывать и уплачивать утилизационный сбор на автомобили возлагается на плательщиков данного взноса. То есть, делать это придется самостоятельно, ни в ФНС, ни в ФТС производить расчеты за граждан или организацию не будут.
Все денежные поступления в пользу федерального бюджета должны производиться исключительно в рублях.
Найти подходящие значения обоих параметров можно в перечне видов и категорий ТС, в отношении которых используется уплата утилизационного сбора.
Базовая ставка
Определить базовую ставку будет несложно, так как ей соответствуют всего 2 параметра. Причем они НЕ изменились в 2018 году. Ситуация выглядит следующим образом:
- базовая ставка составляет 20 000 рублей (категория М1), если речь идет о легковом авто, купленном для личного, а не коммерческого использования;
- базовая ставка составляет 150 000 рублей (категории N1, N2, N3) для легковушек, предназначенных для коммерческого применения, и крупных транспортных средств (автобусы и грузовые машины).
Разница в выплате ощутимая и зависит от вида авто и характера его использования. Приведенные базовые ставки будут использоваться при оплате утилизационного сбора вплоть до 31 декабря 2018 года. Они касаются автомобилей, произведенных в 2017 году.
Кроме базовой ставки на размер утилизационного сбора влияет применяемый к конкретному автомобилю коэффициент. Он зависит от ряда факторов:
- год выпуска;
- параметры (объем двигателя, масса, размеры).
Для машин с электродвигателями используются особые коэффициенты, не зависящие от массы, размеров и объема.
Иногда физические показатели не влияют на уровень коэффициента. Так например, при ввозе авто из-за границы обычными гражданами применяются единые ставки от 0,17 до 0,26 в зависимости от года выпуска (правило не распространяется на машины, купленные для коммерческого использования).
Пример. Рокотов В.Ю. приобрел машину 2013 года выпуска в Германии и осуществляет ее ввоз на территорию РФ. Использоваться авто будет для личных нужд – проезда на работу, дачу и прочего. Какой размер утилизационного сбора Рокотову нужно заплатить? Исходя из целей использования базовая ставка составит 20 000 рублей. Так как автомобилю больше 3 лет (отсчет идет с даты выпуска), то применять нужно коэффициент расчета, равный 0,26. Отсюда сумма утилизационного сбора будет равна: 20 000 * 0,26 = 5 200 рублей.
Если бы гражданин Рокотов купил машину, выпущенную на базе шасси 2017 года или срок выпуска которой не достиг 3 лет, то сумма сбора оказалась бы меньше, так как применялся бы коэффициент 0,17. Тогда бы оплатить пришлось: 20 000 * 0,17 = 3 400 рублей.
Величину коэффициента «К» можно узнать в «Перечне размеров утилизационного сбора», который утвержден Правительством РФ (№ 1291 от 26.12.2013 года). Он зависит от нескольких факторов:
- возраст ТС;
- масса ТС;
- габариты автомобиля;
- объем двигателя.
Величина базовой ставки «БС» определена типом и назначением транспортного средства:
- легковые автомобили – 20 000 рублей (без использования в коммерческих целях);
- грузовые автомобили и автобусы – 150 000 рублей (также коммерческие легковые авто).
Пример расчета суммы сбора на утилизацию: имеется автомобиль легковой, производитель – РФ, возраст – немногим более 3х лет, масса – до 2,5 т. В этом случае, поправочный коэффициент будет равен 0,88. Сумма, которая составит утилизационный сбор, будет составлять 20 000 рублей 88 копеек.
Отметки в ПТС и их особенности
Согласно закону, сроки уплаты сбора для физических лиц не устанавливаются. Автовладелец ставит машину на учет только по факту его внесения, до этого момента пользоваться транспортным средством нельзя.
НДС с утилизационного сбора не взимается. В декларацию вносится в составе суммы, потраченной на приобретение транспортного средства или как актив для перепродажи, учитывается в составе МПЗ.
Когда утилизационный сбор уплачен, владелец обязан проследить за постановкой особой отметки в ПТС. Для этого нужно предоставить квитанцию об оплате в ГИБДД перед постановкой ТС на учет.
Иногда покупка автомобиля накладывает на человека обязательства по уплате утилизационного сбора на него. Например, такая необходимость возникает, если машина была ввезена в страну с транзитными номерами конкретному человеку. Покупка авто за границей освобождает продавца от утилизационного сбора, но эти обязательства перекладываются на приобретателя.
Реже встречаются ситуации, когда авто покупают у участников госпрограмм или диппредставительств. А вот случаи, когда машину продает недобросовестный владелец, намеренно уклонившийся от уплаты взноса в государственную казну, бывают чаще. Что это означает? Человек не заплатил таможенный сбор, хотя и должен был. Что делать покупателю в таком случае? Можно поступить несколькими способами:
- отказаться от сделки и найти машину с уплаченным сбором;
- потребовать снижения стоимости из-за возникновения дополнительных расходов.
Отдельно нужно упомянуть о ситуациях, когда приобретается отечественная машина, ПТС на которую оформлен до вступления в силу закона об утилизационном сборе, то есть до 1 сентября 2012 года. В этом случае обязанность по уплате взноса отсутствует. Касается это и иностранных авто, ввезенных в страну до обозначенной даты.
Отметка может не стоять по нескольким причинам:
- паспорт автомобиля был получен владельцем ранее, чем 1 сентября 2012 г.
- автомобиль иностранного производства был ввезен на территорию РФ до 01.09.2012 года.
- автомобиль иностранного производства был ввезен на территорию РФ после 01.09.2012 года, но владелец не оплатил сбор на утилизацию.
Имейте в виду, что в случае, когда утилизационный сбор не взимается, в паспорте транспортного средства ставится соответствующая отметка, указывающая причины освобождения от оплаты, на слово верить продавцу без такой отметки нельзя!
Если паспорт на отечественный автомобиль датирован периодом с 01 сентября 2012 до 31 декабря 2013, то в паспорте может стоять отметка, подтверждающая, что обязательства по утилизации приняты на себя производителем. Тут главное убедиться, что производитель включен в реестр организаций, которые приняли на себя обязательства по утилизации собственной продукции. Эта информация находится в открытом доступе на сайте Министерства промышленности и торговли РФ. Если все-таки есть сведения об исключении, то обратите внимание на дату этого события.
Когда в паспорте нет ни одной из оговоренных отметок, но при этом отсутствуют основания для освобождения от уплаты утилизационного сбора за конкретный автомобиль, значит, предыдущий владелец избежал оплаты незаконным способом. В этом случае, если сделка еще не заключена, вам стоит отказаться от нее, либо попытаться снизить цену на сумму сбора, ведь в дальнейшем все обязательства, в том числе, оплата утилизационного сбора, лягут на плечи нового владельца, т.е. Вас.
Необходимые документы
Для оплаты необходим паспорт владельца ТС, заполненная квитанция с реквизитами получателя сбора. Узнать КБК можно на сайте ФНС России. Квитанция об оплате предъявляется в ГИБДД при постановке авто на учет.
Плательщик должен понимать, что просто оплатить сбор недостаточно. Надо еще предоставить обязательный пакет документов в ФНС или ФТС. В этот перечень входят:
- расчет (заполняется приложение № 1);
- копии документов на автомобиль;
- копия платежного поручения.
Дополнительно могут потребоваться и другие документы. Например, если интересы плательщика представляет другой человек, то на руках у него должна быть копия и оригинал правоустанавливающего документа. При исчислении излишне уплаченного утилизационного сбора его можно зачесть, приложив решение о зачете (приложение № 2) и заявление о зачете (приложение № 3). Последнее в ФТС не требуется.
После проверки всех предоставленных сведений в ПТС проставляется отметка об уплате утилизационного сбора, и машина считается зарегистрированной.
Возврат средств, если утилизационный сбор уплачен ошибочно
При ввозе нового авто на российской границе взимают сбор, однако редко, но все же происходят случаи, когда с другого владельца взимают его повторно. Если подобная ситуация произошла с вами, то обратиться для возмещения можно в организацию, получившую денежную сумму, а именно:
- налоговые органы (отечественный автопром);
- таможенные органы (ввезенные из-за границы транспортные средства).
Существует специальное заявление, предназначенное для выплаты тех сумм, которые заплатили ошибочно. Бланк можно распечатать сразу или же получить при личном визите в налоговый или таможенный орган.
Для того чтобы этот взнос вернули, потребуется приложить к заявлению следующий перечень документов:
- Любой документ, способный подтвердить то, что утильсбор был уплачен (кассовый ордер, чек, платежное поручение, квитанция).
- Копии и личный паспорт собственника ТС.
- ПТС. Копии тоже нужно предоставить.
- Документ, являющийся доказательством взимания ошибочного повторного платежа.
Ответ на свое заявление можно ожидать в течение календарного месяца. Решение может быть не только положительным. Так, в возмещении откажут, если посчитают основания возврата недостаточными. Подобное происходит, когда нет доказательственного документа или он не может быть принят в качестве полноценного доказательства.
Отказать в возвращении утильсбора могут и на основании окончания срока обращения. Подать заявление можно только в течение 3 лет после ошибочной уплаты. Платеж вернут без учета комиссий, его сумма так же не подлежит индексации. Деньги наличными не выдаются, возврат происходит исключительно на предоставленный заявителем банковский счет.
Поставить на учет автомобиль, не уплатив утилизационный сбор нельзя. Даже при наличии паспорта, такой автомобиль не будет считаться прошедшим регистрационную процедуру должным образом.
Перемещаться на таком автомобиле, как предписывают ПДД, можно будет только на протяжении 20 суток (ровно столько действуют транзитные номера). По окончании установленного срока, передвижение на таком автомобиле будет стоить очень дорого (ст. 12.1 КоАП РФ предусматривает в этом случае штраф в размере от 500 до 800 рублей).
Повторно совершив такое нарушение, и сев за руль незарегистрированного автомобиля, водитель может лишиться прав на 3 месяца.
Ситуации повторной уплаты утилизационного сбора хоть и редко, но все-таки встречаются (если сбор уплачен предыдущим собственником или компанией-производителем). В этом случае обращаться нужно в орган, который принял уплату сбора:
- Для автомобилей, ввезенных из-за границы – таможенный орган;
- Для автомобилей, которые произведены на территории РФ – налоговая служба;
Для того, чтобы вернуть ошибочно уплаченный сбор в органы таможни или налоговые органы, нужно предоставить заявление о возврате утилизационного сбора.
Кроме заявления нужно собрать небольшой пакет документов, который должен включать:
- Паспорт собственника транспортного средства (заранее необходимо снять копии с основных его страниц);
- Платежные документы, подтверждающие уплату сбора (к ним можно отнести приходные ордера или платежные поручения);
- Документ, который подтверждает излишнюю уплату сбора, должен предоставляться обязательно.
Уполномоченный орган в течение 30 дней (имеются в виду календарные дни) должен принять решение по вашему заявлению относительно возврата утилизационного сбора, или дать мотивированный отказ в его возвращении.
Сбор за утилизацию взимается с транспортного средства только 1 раз за все время эксплуатации. После оплаты сбора вносится соответствующая запись в ПТС. Новые автовладельцы могут спокойно ездить на машине, не опасаясь штрафных санкций. Однако в некоторых ситуациях люди по ошибке уплачивают утилизационный сбор повторно.
У автовладельцев возникает вопрос о том, как получить обратно перечисленные в бюджет средства. Чтобы вернуть деньги необходимо подать документы в налоговую инспекцию или таможенные органы, которые получили платёж. Средства выдаются после проверки документов автовладельца. Человек должен заполнить заявление в соответствии с образцом и предоставить:
- паспорт;
- ПТС;
- квитанцию об уплате сбора.
На спецтехнику
Правительством РФ был принят закон, в котором спецтехника массой менее 10 тонн освобождается от утилизационного сбора. Техника со сроком службы менее 3-лет в среднем облагается налогом в 150 000 рублей — эта сумма также является базовой ставкой. Далее ниже в таблице приводятся сбор на все виды спец. техники.
Код идентификационный | Виды и категории самоходных машин | Коэффициент расчета | |
---|---|---|---|
Новые машины | Машины более 3 лет | ||
Автогрейдеры | |||
A 01 | Автогрейдеры весом менее 10 тонн | 3,2 | 8,5 |
A 02 | Автогрейдеры весом выше 10 тонн, не превышая 14 тонн | 4,2 | 11 |
A 03 | Автогрейдеры весом выше 14, не превышая 17 тонн | 6 | 16,2 |
A 04 | Автогрейдеры весом выше 17 тонн | 8 | 23,7 |
Бульдозеры | |||
B 01 | Бульдозеры весом менее 10 тонн | 4 | 12 |
B 02 | Бульдозеры весом выше 10 тонн, не превышая 24 тонн | 7 | 35 |
B 03 | Бульдозеры весом выше 24 тонн, не превышая 35 тонн | 8,4 | 55 |
B 04 | Бульдозеры весом выше 35 тонн, не превышая 50 тонн | 10 | 70 |
B 05 | Бульдозеры весом выше 50 тонн | 15 | 100 |
Экскаваторы | |||
C 01 | Легкие (массой менее 17 тонн при мощности двигателя менее 170 л.с.) | 4 | 17 |
C 02 | Средние (весом выше 17 тонн и не более 32 тонн при мощности двигателя не более 250 л.с.) | 6 | 25 |
C 3 | Тяжелые (весом выше 32 тонн при мощности двигателя выше, чем 250 л.с.) | 8 | 40,5 |
Перегружатели колесные | |||
D 01 | Легкие (весом менее 15 тонн при мощности до 100 л.с.) | 2,5 | 76,6 |
D 02 | Средние (весом выше 15 тонн и не более 16,5 тонны при мощности двигателя не превышая 150 л.с.) | 3,3 | 125,3 |
D 03 | Средние (весом выше 16,5 тонны и не более 22 тонн при мощности двигателя не превышая 150 л.с.) | 4 | 125,3 |
D 04 | Тяжелые (весом выше 22 тонн при мощности двигателя более 150 л.с.) | 4,4 | 160,9 |
В работе чиновников бывает всякое, в том числе, и случаи ошибочного требования оплаты тех или иных сборов. Например, производитель авто уже уплатил сбор или предыдущий владелец авто выполнил обязательства, а то или иное должностное лицо обязало вас оплатить повторно для получения тех или иных документов. Сумма сбора немаленькая (так для мощных и дорогих иномарок утилизационный сбор может доходить до 600 тысяч рублей), поэтому для возврата средств необходимо обратиться в ту организацию, которая ошибочно взяла с вас утилизационный сбор:
- для отечественных авто – налоговая служба;
- для импортных автомобилей – таможенный орган.
Владельцу ТС необходимо будет заполнить заявление установленного образца, как правило, бланк его предоставят сами сотрудники указанного органа.
Кроме того, вам понадобятся:
- копия паспорта владельца автомобиля;
- оригинал и копия паспорта транспортного средства;
- документ, подтверждающий уплату сбора;
- документ, свидетельствующий о том, что была совершена повторная ошибочная оплата.
Решение о том, будут ли возвращены денежные средства, принимается в течение месяца. Возможен и отказ с указанием причины.
Важно не упустить время, ведь претензии и заявления принимаются только в течение трех лет с момента уплаты.
Рассчитывать на индексацию или возврат комиссионных сборов не приходится, а при вынесении положительного решения сумма будет переведена на счет заявителя в банке.