11.12.2018      12      0
 

Возмещение ущерба при обоюдной вине по ОСАГО


Нормативная база и понятие обоюдной вины

  • Положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ);
  • Положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
  • Требований Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • Статей Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации в актуальной редакции (далее — ПДД);
  • Ведомственных нормативных актов, приказов и распоряжений.

Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.

По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.

Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.

С понятийной точки зрения, не совсем верно слово «обоюдная», ведь участниками ДТП могут быть не только два, но три и более водителей, каждый из которых может быть виноват.

В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл.

В связи с отсутствием специальной нормы, посвященной «обоюдке», связанные с ней ситуации подлежать регулированию общими нормами, относимыми к ДТП.

Возмещение ущерба при обоюдной вине по ОСАГО

В перечень нормативно-правовых актов входят:

  1. Правила дорожного движения.
  2. Закон об ОСАГО.
  3. ГК РФ.
  4. КоАП РФ.

В зависимости от того, кто что нарушил, определяется соответствующая статья ПДД и норма, содержащая санкции за административное правонарушение.

Далее в дело вступают нормы об ОСАГО, которыми следует руководствоваться при взаимодействии со страховыми компаниями. Следует также отдельно обратить внимание на процессуальные нормы ГПК РФ, применимые в случаях судебного оспаривания.

Вывод об обоюдной вине делается в том случае, когда нарушения ПДД, повлекшие ДТП совершили не один, а оба водителей.

К категории «ДТП с обоюдной виной» также относятся аварии с более чем двумя виновными участниками. Обязательным условием обоюдной вины является установленный факт нарушения правил дорожного движения, повлекшим аварию.

Важным моментом является то, что недостаточно только факта нарушения. Не все нарушения могут стать причиной аварии. Поэтому необходимым условием признания «обоюдки» выступает причинно-следственная связи такого нарушения и ДТП.

Выплаты по ОСАГО, если оба водителя нарушили ПДД

Возмещение ущерба при обоюдной вине по ОСАГО

Несмотря на то, что финансовым возмещением затрат виновника по оплате восстановления имущества, здоровья потерпевших занимается страховщик, определить степень вины может только суд. Уже на основании его решения должны производиться выплаты в пределах страхового покрытия. Чтобы дело в суде рассматривалось максимально эффективно, быстро, следует грамотно оформить все документы, вести себя правильно.

Важно то, что не все виды нарушений воспринимаются судом, как основание для установления равнозначной вины. Примером является дорожное происшествие, в котором один из участников нарушил проезд, запрещающий выезд за сплошную линию на встречную сторону движения, а второй вез ребенка без детского кресла. В таком случае виновным признается первый водитель по принципу разумности. То есть, если имеет место быть обоюдная вина, это будет доказано, то суд примет соответствующее решение.

Договор автогражданской ответственности или ОСАГО позволяет защитить финансовые интересы лица, заключившего его. В зависимости от степени вины произведутся полные или частичные выплаты в пределах суммы, указанной в полисе. Если виновными признаны 2 стороны, распределение будет производиться в соответствии с п. 22 Федерального закона № 12. По нему есть право получения возмещения для каждой виновной стороны.

Чтобы произошло возмещение, следует обратиться в страховую компанию вместе с документами в срок, указанный в полисе (в течение 10 дней после ДТП). Страховщик может быть не согласным с суммой выплаты. В таком случае их произведут по решению суда. Неоплата без уважительной причины грозит компании штрафом.

Согласно указанному пункту ФЗ РФ выплаты производятся пропорционально степени виновности водителя. Так, если определена вина на 70 %, то выплатят только 30 %, а третьему лицу — оставшиеся 70 %. Как показывает практика, суд чаще присваивает равную степень участия для обеих сторон. Выплаты в таком случае производятся также равнозначные – по 50 % от каждой страховой компании. Если нельзя установить степень вины наверняка, учитывается п. 2 ст. 1083 ГК РФ, в которой говорится об автоматическом уравнении прав.

Важно! Если судебного решения нет, степень вины определяется автоматически поровну. Если никто не виноват, то и возмещения не может быть.

В законе о страховании по ОСАГО с 27.04.2018 г. появились изменения, согласно которым, вместо оплаты ремонтных работ водитель может получить финансовое возмещение по причиненному ущербу. Размер суммы определяется по указанной выше схеме.

Ситуация, когда равное возмещение для обоих участников их устраивает, не требует дополнительных разбирательств, привлечения суда. Следует только обеспечить наличие полного пакета документов, требуемых страховщиком, включающие из ГИБДД, и их передачу. После рассмотрения документов принимается решение. Если результат положительный, средства переводятся по указанным в документах реквизитам.

Не стоит скрывать, что страховым компаниям выгодно меньшее количество возмещений. В том случае, если есть вероятность отстоять свои права, и они не противоречат правилам договора, тогда следует оформлять жалобу на имя руководителя отделения или компания, в зависимости от ответа писать досудебную претензию, жаловаться в организации, контролирующие деятельность страховщиков.

Примером служит ситуация, когда за рулем находился не владелец авто, а его сын, не вписанный в полис. Этот факт становится причиной отказа в выплате по ОСАГО. Но согласно п. 1 ФЗ № 14 право требования переходит к тому, кто причинил вред. На основании этого возможно доказать возможность получения выплаты. Аналогичное правило работает при алкогольном опьянении, скрытии с места события.

Обоюдность в ДТП подразумевает равную степень участия. Человек является и потерпевшим и виновником. Восстанавливать приходится не только свое имущество, но и участвовать в решении проблем другой стороны. По этой причине следует вести себя на дороге предельно аккуратно, соблюдая ПДД, а в критической ситуации оценивать события трезво, отстаивать свою правоту.

Обоюдная вина в дорожно-транспортных происшествиях возникает в следующих случаях:

  1. Событие ДТП является следствием таких обстоятельств, при которых точно определить степень виновности участников не представляется возможным. Чаще всего это случается в зонах движения с нерегулируемыми условиями, например ДТП на парковках, стоянках и т.п.
  2. Результатом ДТП является такое стечение обстоятельств, при котором вина участников определена в точности, при этом именно их обоюдные действия стали причиной происшествия.
  3. Случаи, когда все стороны при оформлении ДТП согласились со своею обоюдной виновностью.

В соответствии со статьей 12 так называемого закона «Об ОСАГО» выплаты потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии производятся пропорционально степени вины. А степень вины рассчитывается в двух значениях:

  1. Равная.

Наиболее часто встречающийся вариант обоюдной вины при ДТП. Он устанавливается либо в суде, либо в тех случаях, когда расследование происшествия не дошло до суда. В таких случаях каждый участник аварии получает выплату, которая равна 50% ущерба ему причиненного.

Но бывают случаи, когда ущерб причиненный автомобилю настолько велик, что даже та сумма, которую страховая компания выплатит владельцу, превышает размер страховых выплат в обычных обстоятельствах. Здесь можно обратиться в суд и истребовать от участника ДТП необходимые деньги. Однако, сделать это можно будет только в размере 50% от общей суммы.

  1. Пропорционально вине.

В тех случаях, когда суд определил, что в произошедшем дорожном столкновении виноваты все участники, только в разной степени, то выплаты страховых сумм будут пропорциональны степени виновности.

Возмещение ущерба при обоюдной вине по ОСАГО

Если рассмотреть предыдущий пример, и принять то, что в суде было определено, что первый водитель оказался виноватым на 10%, а второй на 90%, то выплаты будут сделаны в следующих размерах:

  • первый водитель получит – 54 тыс. рублей;
  • второй — 3 тыс. рублей.

Особенности выплат средств водителям по КАСКО определяются конкретными положениями договора страхования. Если дорожно-транспортное происшествие с обоюдной виной подпало под условия страхования и нет причин вынесения отказа, то вся страховая сумма будет выплачена в полном размере. Страховая компания не интересуется наличием вины потерпевшего.

Основания для отказа в выплате средств должны быть четко прописаны в договоре. При несоблюдении страховщиком своих обязанностей, водитель имеет право обратиться за помощью в суд.

Да выплаты получить можно и обычно это так и происходит, потому как ущерб был, но вину определить не возможно, так как каждый из водителей дает показания которые противоречат друг другу и единой картины ДТП не складывается, сотрудники ГИБДД не могут определить кто прав и кто виноват, так как каждый водитель нарушил ПДД и выдается документ, что вину определит не возможно.

В итоге суд должен решить, какая степень вины в ДТП у каждого водителя, так как такие дела обычно решаются в суде. Бывает, что степень вины распределяется в пропорции 40 на 60%, бывает 50 на 50%, здесь все будет зависеть от того, на сколько каждый нарушил ДТП и как отработал каждый из адвокатов сторон, были случаи где вина распределялась 10 на 90%.

Но обычно происходит все следующим образом, вину бывает установить не просто даже в суде, так как бывает очень мало доказательств, экспертиза может не дать однозначного ответа на вопрос о степени вины и получается, что вина распределяется 50 на 50% и после долгих споров и длительных разбирательств все уже готовы согласиться с таким положением дел, ведь лучше получить что то, чем ничего или совсем мало, 50 на 50 обычно всех устраивает.

Если вы пойдете в страховую с документами из ГИБДД в которых указано, что вину установить не удалось, то говорю вам честно, вы получите отказ, хотя отказ при наличии ущерба не правомерен, но увы обоюдная вина в нашем законодательстве не урегулирован и все решается в суде.

Действуйте следующим образом, у вас спорная ситуация, идите в суд и доказывайте, что ваша степень вины меньше или вы вовсе не нарушали ПДД.

В статье 1083 ГК РФ, есть пункт 2 который говорит о том, что возмещение ущерба должно производиться пропорционально степени вины. Но как я говорил обычно вина устанавливается судом в пропорциях 50 на 50%, хотя вина половина на половину бывает крайне редко и равной степени вины практически не бывает, но здесь если вы хотите уменьшить свою степень вины, нужно идти до конца и я вам советую нанять хорошего юриста.

Что делать если у виновника поддельный полис ОСАГО?

Хотя степень вины может установить только суд, автовладельцы обязаны уведомить страховщика о факте аварии и зафиксировать размер ущерба. Уведомление происходит в письменной форме или путем устного сообщения по телефону. После оформления всех процессуальных документов, нужно подать заявление в свою страховую компанию.

Процедура взаимодействия со страховщиком будет выглядеть следующим образом:

  1. устное или письменное уведомление об аварии фиксируется страховой компанией;
  2. на основании извещения о ДТП и иных представленных документов назначается осмотр автомобиля – каждая страховая компания может направить автомобиль для осмотра к своему эксперту;
  3. в результате осмотра фиксируется характер и степень повреждений, определяется стоимость ремонтно-восстановительных работ;
  4. даже при наличии обоюдной вины, страховщик должен подтвердить признание аварии страховым случаем – если по данному вопросу вынесен отказ, автовладелец имеет право оспорить его в суде;
  5. если страховая компания признала столкновение страховым случаем, она все равно должна вынести отказ в выплатах – одновременно разъясняется право на обращение в суд для установления степени вины.

Обжалование обоюдной вины

Каждая отдельная ситуация на дороге – это индивидуальное событие, требующее внимательного рассмотрения и учета всех фактов, событий, мелочей, которые также являются ценными. Рассмотрим общие рекомендации, которые могут помочь водителям при судебном разбирательстве:

  1. Собрать доказательства. Чтобы признали вину двух сторон, следует указать на ошибки, которые были совершены двумя сторонами конфликта. Для этого подойдут справки, протоколы, постановления, которые были выписаны в результате рассмотрения ДТП специалистами
  2. Предоставить показания свидетелей, фото, видеоинформацию, которые помогут восстановить ситуацию на дороге, укажут на повреждения, другое
  3. Не лишним будет сослаться на погодные условия, которые также бывают причиной происшествий. В таком случае требуется запросить подтверждение из центра гидрометеорологии.
  4. Суд учитывает экспертную оценку оценщиков автоповреждений, автотехнические заключения. Их можно пригласить на слушание дела

Важно! Суд учитывает совокупность доказательств, разные факты, свидетельства, которые могут повлиять на степень вины. В таком случае даже заключения ГИБДД могут перекрыть более весомые факты, раскрытые в ходе разбирательства.

Обоюдная вина при ДТП – термин во многом спорный и не имеющий четкого определения, которое было бы закреплено в Гражданском или Административном кодексах. Однако, как показывает практика, сотрудники ГИБДД и страховые компании часто используют данную форму вины при оценке аварийной ситуации. Итак, исходя из судебной практики, обоюдная вина в аварии – это такой результат происшествия, при котором каждый его участник тем или иным образом нарушил ПДД и подлежит привлечению к юридической ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Но, необходимо знать, что как таковое нарушение ПДД участником дорожного движения, который попал в ДТП, не является прямым основанием для признания обоюдной вины. Так, согласно параграфа 2 ГК РФ возмещение вреда происходит пропорционально степени виновности участников. Другими словами, если нарушение к свершившемуся дорожно-транспортному происшествию не имеет отношения, то и вина не признается обоюдной. К примеру:

  • ДТП произошло из-за того, что один из водителей проехал перекресток на запрещающий сигнал. При этом второй водитель не имел право управлять транспортным средством. На лицо нарушение правил со стороны обоих. Виновным в аварии будет признан первый водитель, так как именно его нарушение стало непосредственной причиной происшествия.
  • ДТП произошло из-за того, что один водитель выехал на перекресток со второстепенной дороги, и остановился для того, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Однако, тот, кто ехал по главной дороге существенно превысил скорость движения и подъезжая к перекрестку, не успел затормозить врезался в первого. В таком случае действия обоих водителей могут квалифицироваться как действия, которые непосредственно привели к столкновению.

Такая степень возникает тогда, когда все участники дорожного движения в равной степени способствовали совершению происшествия, с учетом следующих обязательных условий:

  1. Нарушение ПДД каждым участником движения.
  2. Наличие непосредственной связи допущенного нарушения каждым участником с событием происшествия.
  1. Равная тяжесть совершенных нарушений ПДД. Для того, чтобы определить равную тяжесть учитывается количество нарушенных положений Правил дорожного движения и строгость наказания за них, которая предусмотрена в КоАП. Если они примерно равны, то судья выносит решение о равной обоюдности вины в ДТП при наличии первых двух пунктов.

Данная степень определяется в тех случаях, когда один из участников нарушил правила как и второй, и оба нарушения стали причинами аварии, но действия первого менее грубее, чем второго. При принятии решения судья опирается на условия, что и при определении равной вины. Дело в том, что другой методики просто не существует, а в некоторых случаях определить степень виновности в ДТП того или иного водителя не сможет и высокопрофессиональный эксперт.

Ярким примером ДТП с различной степенью вины является тот случай, когда водитель неисправного автомобиля, остановившись на обочине, не выставил предупреждающего знака и не включил аварийную световую сигнализацию. Другой водитель, двигаясь в попутном направлении существенно превысив установленную скорость движения, не заметив сломавшийся автомобиль на дороге, въезжает в него. При этом:

  1. Правила дорожного движения, которые спровоцировали аварию, нарушили оба водителя: один не установил положенный знак остановки и не включил аварийную сигнализацию, а второй превысил скорость, не убедился в том, что ему ничто не препятствует и не сумел избежать ДТП.
  2. Нарушения первого водителя менее тяжкие. Ведь если бы другой участник аварии не превышал бы скорость, то скорее всего он смог бы избежать столкновения.

Таким образом, любой суд примет решение о различной обоюдной вине при ДТП.

Для водителя, который признан виновным в ДТП наступают неблагоприятные последствия, выраженные в возмещении материального ущерба и исполнения наказания. Иногда, когда произошедшее ДТП признается обоюдным, возникают ситуации, когда один из участников считает себя необоснованно обвиненным. Оптимальным способом восстановления законности для такого водителя становится оспаривание вины.

Стоит отметить, что участник дорожно-транспортного происшествия признается виновным в том случае, когда существует устойчивая причинно-следственная связь между нарушением ПДД и ДТП.

Процедура обжалования обоюдной вины при ДТП актуальна в следующих случаях:

  1. Несогласие участника ДТП с актом, который содержит выводы по нарушению правил.
  2. Отсутствие четкой причинно-следственной связи между нарушением ПДД и ДТП.
  3. Нарушение процессуальных правил и требований лицом, которое выносит постановление по делу.

Само по себе обжалование может происходить в следующем порядке:

  • Досудебное – посредством жалобы вышестоящим органам управления ГИБДД.
  • Через суд.
  • В гражданском процессе.

Изначально виновность устанавливается прибывшими на место аварии сотрудниками ГИБДД после анализа ситуации. Если нарушитель не один, то составляются протоколы на всех виновников. Далее оформляются постановления об административном правонарушении.

Если правоохранительными органами сделан вывод о виновности только одного водителя, а второй с этим не согласен, то «обоюдка» уже устанавливается судом по иску заинтересованного участника ДТП.

Процесс это весьма сложный и трудоемкий, поэтому следует предпринять все меры для установления правильных выводов еще на месте аварии, пока «гаишники» оценивают ситуацию. Пошагово процесс выглядит следующим образом.

Закрепление на материальных носителях обстоятельств дорожно-транспортного происшествия производиться различными способами. Для статической картинки можно запечатлеть важные моменты на фотокамеру. Панорамная видеозапись позволит зафиксировать те детали, которые не попали в объектив фотоаппарата.

На данном этапе важно отразить не только расположение ТС относительно друг друга и дороги. Кроме того, необходимо зафиксировать также светофоры, дорожные знаки, условия освещения, погодные факторы (дождь, снег, гололед). Любая мелочь в окружении места происшествия может сыграть важную роль при определении степени вины.

Стражи порядка сами знают, как правильно все делается, но не лишним будет за ними проследить и проконтролировать – все ли они заметили и зафиксировали.

Официальным документом, фиксирующим схематическое изображение ТС и места аварии является Схема ДТП. Водитель должны поставить свои подписи в данной бумаге, поэтому необходимо внимательно проверить все содержащиеся в ней данные.

Ранее оформлялась Справка о ДТП. В данный момент она не составляется. Это нововведение является нормативным, поэтому страховщики не вправе требовать предоставления Справки от страхователей.

Водители заполняют извещение о ДТП, в котором описывают, в том числе, факт признания вины, а также свои пояснения относительно обстоятельств аварии. Инспектор же по результатам анализа ситуации оформляет протоколы на нарушителей.

Если протокол оформлен сразу на обоих водителей, то речь идет об обоюдной вине. Далее выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

Следует отметить, что не все нарушения ПДД влекут административную ответственность. По этой причине может возникнуть ситуация, когда нарушения правил допустили оба водителя, а протокол составлен только на одного.

Отчаиваться в данной ситуации не стоит. В отношении второго нарушителя будет составлено Определение об отказе в привлечении к административной ответственности. Данный документ будет основанием для утверждения при обращении к страховщику об обоюдной вине.

Никто не застрахован от необоснованного обвинения. Если участник ДТП, чьи нарушения констатированы наряду с виной второго участника с этим не согласен, он вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Предметом такого обращения будет оспаривание Протокола и Постановления об административном правонарушении. Напротив, если виновный водитель считает, что другой участник также виновен, а сотрудников ГИБДД в этом убедить не удалось, то остается шанс – судебная инстанция.

Действия сотрудников ГИБДД

По приезде сотрудников ГИБДД на место происшествия, они осматривают место события, делают нужные замеры, направляют водителей для экспертизы на наличие в крови алкоголя, наркотических веществ. При оформлении ДТП составляются такие документы:

  1. Справка о происшествии для каждого участника. Она выдается каждому водителю.
  2. Постановление о нарушении в соответствии с КоАП РФ и форма возможной ответственности, нарушенное правило ПДД.
  3. Протокол. В нем фиксируется следующая информация:
  • схема и описание о размещении автомобилей после аварии
  • данные замеров между машинами от контрольных точек
  • описание предварительно зафиксированных повреждений транспортных средств
  • пояснение ситуации участниками ДТП

Как оформлять ДТП

В случае возникновения дорожно-транспортного происшествия важно выполнить следующее:

  1. Остановить автомобили, не оставлять место происшествия.
  2. Вызвать сотрудников ГИБДД, аварийных комиссаров от страховых компаний.
  3. Записать данные свидетелей, включая контактную информацию.
  4. Зафиксировать максимальное количество доказательств вины второй стороны. Для этого подойдет видеоматериал с видеорегистратора, фото на телефон.
  5. При записи информации сотрудником госавтоинспекции в протокол, важно проследить за ее правильностью.
  6. Не нужно сразу брать вину на себя.

При составлении протокола следует успокоиться, уяснить сложившуюся ситуацию, четко проговаривать свою позицию, давая объяснения, которые должны быть отражены в протоколе. Следует обратить внимание инспектора на факты, которые подтверждают вину второй стороны. Это поможет прояснить ситуацию, в которой вину с одного человека полностью снимут. В том случае, если есть уверенность в невиновности, следует обязательно добиваться правоты, собрав доказательства, обращаться в суд.

В другом случае возможно возмещение от страховщиков только половины необходимой суммы от возможной по страховому покрытию. Если же повреждения автомобиля незначительны, никто не пострадал, тогда можно вызвать только специалиста от страховой компании и составить «Европротокол», документы для страховщика. Важно, что при таком оформлении выплаты не превысят 50 000 руб., что является максимальным значением на 2018 год. Если вина будет обоюдной, распределение произойдет в количестве 25 000 руб. для каждого виновника.

В случае ситуации на дороге, где оба автовладельца признаны виновными в ДТП, обоим водителям независимо от того, считают ли они себя инициаторами происшествия, необходимо действовать по правилам.

Следовательно, даже в случае обоюдной виновности, автокатастрофу нужно оформлять по стандарту, за одним маленьким исключением. То есть, во время составления протоколов и постановлений ГИБДД, надо настаивать на невиновности, даже если это не так. Поскольку после, в момент административного разбора, получится что не оба виноваты, а только один.

Вообще, чтобы выплата ОСАГО при обоюдной вине полагалась каждому из водителей в равной доле, надо:

  • Остановиться и не убирать машину до момента прибытия сотрудников дорожной полиции, выставив аварийные знаки и включив сигналы по правилам;
  • Для подтверждения невиновности в суде, зафиксируйте повреждения самостоятельно. Обязательно сохраните запись видеорегистратора, а без него сфотографируйте место происшествия и поврежденные автомобили на телефон;
  • Вызывая сотрудников Госавтоинспекции, не забудьте оповестить о ДТП и страховую компанию;
  • В случае выписки сотрудником ГАИ штрафов ГИБДД только вам, нельзя соглашаться с этим. Подобные действия сотрудников дорожной полиции автоматически лишают вас права на получение выплаты по ОСАГО.

Как возмещается ущерб

Пошаговая инструкция оформления обоюдного ДТП:

  1. Заглушите двигатель, поставьте автомобиль на стояночный тормоз, включите световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.

    В темное время суток на проезжей части или обочине необходимо быть одетым в куртку или жилет-накидку с элементами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014. (ПДД пункт 2.3.4)

  2. Позвоните в ГИБДД, сделать это можно по горячей линии.
  3. Попробуйте самостоятельно отыскать свидетелей происшествия, зафиксируйте повреждения и расположение машин на фотоаппарат, по возможности спросите у других участников движение записи с видеорегистраторов.
  4. По прибытии сотрудников ГИБДД максимально полно расскажите им о событии и проследите за тем, чтобы ваши слова были в точности занесены в протокол.
  5. Исходя из обстоятельств аварии, настаивайте на своей невиновности.

Если есть уверенность в том, что столкновение спровоцировано другим участником, то придется обращаться в суд, где необходимо будет отстаивать свою позицию.

При незначительных повреждениях автомобилей и отсутствии пострадавших можно будет составить «Европротокол» не вызывая сотрудников ГИБДД.

В тех случаях, когда оформлением результата аварии занимается инспектор ГИБДД, необходимо ненавязчиво проследить за его работой, в особенности обратить внимание на составление следующих документов:

  1. Справка о дорожно-транспортном происшествии для каждого участника.
  2. Протокол, в котором должны быть отражены:
  • схема расположения автомобилей;
  • расстояния от отсчетных точек;
  • описание повреждений;
  • объяснения водителей, очевидцев.
  1. Постановление о правонарушении с указанием конкретной статьи КоАП РФ.

Непосвященному человеку может показаться, что если совершено ДТП по обоюдной вине, то участники аварии друг другу ничего не выплачивают, а виновность и затраты на ремонт как бы уравновешиваются. Однако это в корне неправильное мнение. Пункт 22 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» говорит о том, что выплачивать деньги за нанесенный вред должны страховые компании в точном соответствии с выясненной судебными органами степенью вины каждого из участников дорожно-транспортного происшествия.

Возмещение ущерба при обоюдной вине по ОСАГО

Если степень виновности невозможно определить даже в суде, то страховые компании, которые страховали ответственность водителей, возмещают имущественный ущерб в случае ДТП в равных размерах.

Таким образом, выплата ущерба при ДТП с обоюдной виной производится в обычном порядке без предоставления дополнительных документов и доказательств. При назначении выплат учитываются следующие обстоятельства:

  • для того, чтобы рассчитать правильно выплаты принимается во внимание степень виновности участников аварии;
  • основанием для производства выплат является решение суда;
  • если судья не смог определить степень вины участников происшествия, то выплаты производятся в равных долях.

Страховая выплата при обоюдной вине производится в зависимости от степени вины. Очень важно не забывать об этом моменте, чтобы не оказаться с копейками вместо реальной суммы на ремонт. Для получения возмещения все документы должны быть оформлены надлежащим образом.

Существует различные виды страхования (ОСАГО, КАСКО), процедура получения страховки по которым различается. Тем не менее, обоюдные нарушения не препятствуют получению выплаты, независимо от вида страхового продукта.

А также не имеет значения – признана ли виновность водителем, или установлена правоохранительными органами.

Обоюдка при ДТП оформляется легче, если оба водителя с этим согласятся. По этой причине важное значение придается отсутствию разногласий между участниками аварии относительно ее обстоятельств, виновности, повреждений.

Такой «мир» и взаимопонимание принято считать поводом для оформления «европротокола». По сути, это самое обыкновенное Извещение о ДТП, по которому нет разногласий между участниками.

Условием отнесения такого документа к категории европротокола является соответствие лимиту размера ущерба (не более 100 тысяч рублей), отсутствие вреда жизни и здоровью, количество участников аварии (два).

Возмещение по ОСАГО

ОСАГО при обоюдной вине работает (аб. 4  п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО), несмотря на бытующее ошибочное мнение, что выплату не получить при таких обстоятельствах.

Важно понимать лишь нюансы:

  • априори выплата будет разделена пропорционально 50/50;
  • если степень не равная, о чем есть решение суда, то выплата будет в соответствующих долях;
  • если участников несколько, выплата делится на всех.

При правильном оформлении документов, с получением страхового возмещения не должно возникнуть проблем.

Выплаты КАСКО

Выплату по КАСКО при обоюдной вине вполне реально получить. Тем более, что данная система страхования вообще не привязана к вине страхователя. Следует только учитывать ограничения, имеющиеся и при обычных ситуациях.

В частности, ДТП не должно быть спровоцировано специально. Не получит страховое возмещение и водитель, лишенный права управления транспортным средством. Что касается алкогольного, наркотического опьянения, передачи управления лицу, не имеющему права вождения – тут и так все ясно.

В соответствии с действующим законодательством, владелец автомобиля должен возместить вред, им причиненный. Соответственно, не имеет значение количество виновников с точки зрения пострадавшего третьего лица. Возмещение такой невиновный человек должен получить в любом случае.

Возмещение ущерба при обоюдной вине по ОСАГО

Тем не менее, обоюдная вина при ДТП с пострадавшими усложняет определенным образом саму процедуру получения выплаты. Так, при одном виновнике потерпевший обращается в одну страховую компанию. В ситуации же с несколькими виновниками, человеку придется заявлять свои требования страховщикам каждого виноватого водителя.

Если нет страховки

Виновность в аварии играет важную роль не только при урегулировании страховой выплаты. По закону виновник возмещает вред. Страхование же лишь покрывает частично сумму ущерба в пределах страхового лимита, не отменяет ответственности, а только уменьшает сумму, относящуюся непосредственно «на карму» нарушителя.

Если ответственность водителя не застрахована, он несет всю ответственность за причиненный вред собственными деньгами. Таким образом, вина при ДТП, если нет страховки дает пострадавшему право взыскать сумму убытков непосредственно с лица, нарушившего ПДД.

По итогам судебного процесса будет вынесено решение. В этом документе суд укажет пропорциональное соотношение вины каждого из граждан. Допускается и полное возложение вины только на одного автовладельца, даже если изначально в процессуальных документах было указанно иное.

Рассмотрим, как происходит разграничение вины в судебном процессе, и как будет рассчитываться выплата по ОСАГО при обоюдной вине.

Основной камень преткновения в урегулировании факта автокатастрофы – нежелание второй стороны признавать причастность к происшествию. Часто сами сотрудник дорожной полиции не в состоянии определить степень вреда водителя. Но в судебной практике даже предварительное решение ГАИ не играет роли, поскольку учитывается множество иных нюансов способных перевернуть все дело с ног на голову и потерпевший окажется таким же виновником.

В судебной практике тоже встречаются сложные ситуации, когда судья не способен точно определить степень причастности к катастрофе водителей. В подобных ситуациях виновность делится поровну, т.е. 50 на 50.

Порядок обращения за выплатами при обоюдной вине

Страховщики в своей деятельности по поводу выплат по страховым случаям опираются на ФЗ «Об ОСАГО». Согласно ему третье лицо в ДТП может рассчитывать на покрытие расходов не только по восстановлению автомобиля, но и по лечению в пределах страховой суммы, на которую заключен договор у виновника ситуации. Также учитывается соблюдение условий договора, ведь есть пункты, которые не предусматривают выплату:

  1. Водитель, находившийся за рулем, не вписан в полис
  2. На момент ДТП виновник находился в состоянии алкогольного опьянения, под действием запрещенных веществ
  3. Один из водителей обжаловал судебное решение
  4. Виновник скрылся с места происшествия, его личность нельзя установить

Чтобы решение было положительным, следует:

  1. При возникновении аварии сообщить о случившемся в страховую компанию
  2. Действовать в рамках закона
  3. В течение 10 дней подать документы о происшествии, написать заявление

Важно! Если вторая сторона обратилась в суд с претензией, это не является поводом в отказе выплаты, а лишь в паузе по решению.

  1. Равная.

Пример, когда владелец автомобиля марки BMW выехал на встречную полосу из-за большой рытвины на дорожном покрытии своей полосы и врезался в автомобиль марки ВАЗ, еще не значит, что вина лежит полностью на первом водителе. Здесь рассматриваются обстоятельства причастности в автокатастрофе со стороны каждого участника.

Так, водитель ВАЗа мог не пристегнуться, превышал скоростной режим, находился в алкогольном опьянении или намеренно не предотвратил ДТП нажав на педаль газа вместо тормоза.

Максимально возможная выплата по автогражданке на 2018 год, составляет 400 тысяч российских рублей. Если пострадали люди, то выплата не больше 500 тысяч. Но гражданская обоюдка при транспортном происшествии подразумевает лишь половину выплаты от этих сумм, а поскольку в суде разрешено установить степень причастности к аварии, то возмещение может стать совсем маленьким.

К примеру, на основании нарушенных пунктов ПДД, водителю ВАЗа присвоили вину равную 20%, а ущерб причинен на сумму 176 000 рублей. Владельцу BMW соответственно оценили урон и насчитали 320 000 рублей. Страховая компания, защищающая водителя BMW обязана выплатить владельцу отечественного авто 80% от страховой суммы, т.е. 140 800 р. Второй участник происшествия, а точнее компания где он застрахован должна выплатить иномарке 20% от суммы, т.е. 64 000 р.

В случае постановления суда о равной причастности к происшествию, то ВАЗу выплатят – 88 тыс., а BMW – 160 тыс. рублей.

При этом необходимо руководствоваться стандартной схемой действий, которая определяется законом «Об ОСАГО» и инструкцией самого страховщика.

Обращаться сразу в страховую компанию необходимо в следующих случаях:

  • все участники были признаны виновными в ДТП;
  • вина по какой-то причине не установлена.

Чаще всего страховые компании осуществляют выплаты в равных долях, разделяя сумму ущерба 50/50. Продолжительность ожидания при этом составляет стандартный период времени – не более 15 дней.

При этом все документы должны быть поданы срывщику не позже 10 рабочих дней. По истечении данного период времени получить выплату будет крайне затруднительно.

При этом если судом будет назначена величина ущерба к выплате каждой страховой компании, то они будут обязаны осуществить все выплаты, полностью.

Именно поэтому если по какой-то причине сотрудники страховой компании отказываются принимать документы или задерживают выплаты, необходимо пригрозить им судом.

При возникновении дорожно-транспортного происшествия оба участника, при наличии установленной обоюдной вины, должны обращаться в свои страховые компании – клиентами которой они являются.

Ранее существовало правило, позволяющее получить выплату как от своего страховщика, так и от страховой компании другого участника ДТП.

На данный момент данная практика недопустима – этот момент закреплен на законодательном уровне недавней реформой закона «Об ОСАГО».

Возмещение ущерба при обоюдной вине по ОСАГО

При этом если размер вины был установлен в судебном порядке, стоит приложить в решение органа государственной власти.

Решение страховой компании по поводу выплаты по ОСАГО зависит от достаточно большого количества самых разных факторов. Всем участникам ДТП лучше всего ознакомиться сними заранее – во избежание различного рода неприятных прецедентов.

Наиболее частыми причинами отказа в выплате в результате возникновения ДТП сегодня являются следующие:

  • один из виновников не был вписан в полис ОСАГО;
  • участник ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения;
  • один из виновных или же другая страховая обжаловали вынесенное решение суда;
  • виновный скрылся с места ДТП.

Например, когда в ваш автомобиль въехал сын владельца другой машины, не вписанный в полис ОСАГО, страховая может попытаться отказать в принятии документов.

В таком ситуации необходимо напомнить о п. 1 ст. №14 Федерального закона «Об ОСАГО». Согласно ему право требования переходит к лицу, причинившему вред. Именно на основании данного положения страховая обязана платить.

Когда участник ДТП обжаловал решение суда, страховая компания имеет право приостановить процедуру возмещения ущерба. Но ни в коем случае не отказать в её осуществлении.

При ДТП с обоюдной виной все водители имеют право на получение соответствующих выплат. Необходимо лишь помнить о некоторых важных нюансах. Это позволит избежать различного рода затруднений.

В случае, когда произошло ДТП и наличествует вина лишь одного из участников в любой форме, то оформить страховой случай и порядок возмещения вреда будет не очень сложно (исключение составляют случаи, когда возникают споры относительно размера причиненного вреда).

Если же согласно материалам о ДТП, виноватыми признали обоих водителей, то, если подходит к вопросу с формальной точки зрения, права получить страховку лишаются оба водителя, даже если они имеют действующие полисы ОСАГО.

Возмещение ущерба при обоюдной вине по ОСАГО

Вина подразделяется на две разновидности:

  • Когда оба участника одинаково виновны в произошедшей аварии;
  • Каждый из участников в большей или меньшей степени виноват в случившемся.

Страховые компании не могут определить, чья вина больше, поскольку в законодательстве нет положений, регулирующих данную процедуру. По этой причине единственным выходом будет обратиться к помощи суда.

Отнюдь не во всех случаях в ДТП наличествует вина обоих водителей, даже если каждый из них с формальной точки зрения допустил нарушение ПДД. В таких случаях судья, рассматривая дело, опирается на принципы разумности и объективности, и оценивает степень вины каждого автолюбителя, анализируя все доказательства, которые были представлены.

Сколько заплатят при «обоюдке»?

Так как в российском законодательстве отсутствуют положения, регулирующее моменты, касающиеся обоюдной вины в аварии, страховщики для решения проблемы с оплатой страховки, выбирают простой путь:

  • Выплачивают обоим пострадавшим-виновникам по 50 % от суммы, предназначенной к выплате за ущерб, так как в соответствии со сложившейся у судов практикой, события развиваются именно по такому сценарию. Вынося такое решение, судьи ссылаются на норму, закрепленную в ст. 1083 ГК РФ, в соответствии с которой, если степень вины установить невозможно, ее по умолчанию признают равной. В то же время, доказать противное, а именно, «неравную» вину, зачастую весьма затруднительно;
  • Отвечают отказом на требование заявителей выплатить деньги, ссылаясь на то, что установить степени вины всех участников невозможно. Чаще всего страховые компании отлично понимают, что их действия неправомерны, и лишь рассчитывают на то, что граждане не воспользуются правом на обращение в судебные органы. 

В теории никто не возражает против такой позиции. Проблема в том, что установление настоящей вины и убеждение в своей правоте судебного органа – задача весьма непростая.

Судьями, как правило, выносится требующее наименьших сложностей решение – присуждение каждому из участников происшествия равных сумм. Хотя иногда и происходит так, что с помощью ловкого адвоката удается добиться того, чтобы на страховщика была возложена обязанность произвести оплату не по принципу 50 на 50, а распределить сумму иным способом, к примеру 85 % на 25 %, 70 % на 30 % и т. п.

Однако на практике, в том числе и тогда, когда ясно, что один из участников гораздо меньше повинен в произошедшем, и может претендовать на большую сумму, мало кто из автолюбителей решает добиваться этого до окончательной победы. В особенности, если речь идет о небольшой сумме.

Если вина была обоюдной, большая часть автовладельцев легко принимают предложение страховщика о выплате половины суммы, руководствуясь известной пословицей о синице в руках и журавле в небе. Таким образом, ситуация с «обоюдкой» является очень выгодной для страховщика, так как из-за юридической путаницы он получает большую свободу действий.

Обоюдная вина при ДТП с пострадавшими

Если в дорожно-транспортном происшествии, которое произошло по обоюдной вине есть пострадавшие или даже погибшие, то в зависимости от тяжести вреда здоровью, для водителей, виновных в происшествии наступает административная или уголовная ответственность.

В соответствии с положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 года административную или уголовную ответственность, в том числе и лишение свободы, будут нести оба участника дорожного происшествия.

  • За вред, который причинён самому себе, наказание нести не придётся, а вот другой виновник ДТП будет отвечать в зависимости от степени вины.
  • За вред, причинённый постороннему участнику движения или пассажиру при обоюдном ДТП отвечать будут оба водителя, виновных в аварии.

Как выплачивается страховка

Согласно требованиям статьи 3 ФЗ «Об ОСАГО» на территории Российской Федерации запрещается пользоваться транспортным средством без предварительной страховки гражданской ответственности.

В случаях, когда происходит ДТП по обоюдной вине и один или все участники происшествия не имеют страховки, то выплаты пропорциональные вине каждого водителя производятся из собственных средств.

Получив судебный акт, вступивший в силу, гражданин должен представить его в страховую компанию. Расчет выплат проходит по общим правилам:

  1. страховая компания использует заключение эксперта, материалы медицинского освидетельствования граждан;
  2. на основании расчета эксперта автовладельцу выплачивается сумма страховки, пропорционально установленной вине в ДТП (например, если суд признал вину гражданина в размере 30%, он сможет получить только 70% от общей суммы ущерба);
  3. в случае возникновения спора о стоимости ремонтно-восстановительных работ, гражданин может обратиться к независимому оценщику и оспорить заключение страховщика через суд;
  4. при отказе страховой компании выплатить компенсацию по ОСАГО, гражданин обращается в службу ФССП для принудительного исполнения.

Отказать в выплатах по причине обоюдной вины водителей страховая компания не сможет, если ее степень уже была определена судом.

Для расчета суммы компенсации учитывается и максимально возможный размер, зафиксированный в законодательных актах:

  • для повреждений автомашины – не более 400 тыс. руб.;
  • для ущерба иному имуществу – не более 400 тыс. руб.;
  • для возмещения вреда здоровью и жизни – не более 500 тыс. руб.

Установление степени вины может повлиять и на возмещение морального вреда от ДТП. Такие споры проходят только в судебном порядке без участия страховой компании. Иск предъявляется одним из водителей ко второй стороне ДТП, поэтому допускается одновременное рассмотрение двух встречных заявлений.

Исходя из примера, выплата компенсации положена обоим участникам автокатастрофы и ее размер определяет лишь суд. Стоит заметить, в случае нехватки размера выплаченного возмещения на осуществление качественного ремонта, владелец поврежденного авто не вправе требовать ни со страховой, ни с другого участника ДТП доплаты. Значит, завершить ремонт придется на собственные средства.

Судьи же решают этот вопрос абсолютно по-разному, из чего можно сделать вывод, что в случае «обоюдки» вопрос будет разрешен в зависимости от мнения судьи, а не от правовых норм.

Возмещение ущерба при обоюдной вине по ОСАГО

Можно привести в пример следующий момент судебный случай: столкнулись две автомашины Фольксваген и Мазда-3, со стороны обоих водителей имело место нарушение ПДД. Но судом было вынесено решение о возложении ответственности на водителя Мазды, и на его страховую компанию ложится обязанность по оплате ремонта поврежденного Фольксвагена.

То, что ПДД нарушили оба водителя, не является безусловным основанием признавать их обоих виновниками ДТП. Основываясь на материалах дела, суд принял решение о том, что вина за ДТП лежит на водителе Мазды, нарушившем ПДД и не уступившем дорогу приближавшемуся Фольксвагену.

Между тем обстоятельством, что в дальнейшем обе стороны понесли административную ответственность за то, что нарушили порядок движения, и случившейся аварией отсутствует причинно-следственная связь, поэтому данное обстоятельство не говорит о наличии обоюдной вины в ДТП.

Итогом стало постановление Арбитражного апелляционного суда от 12.09. 2011 г. N 09АП-21140/11, в соответствии с которым страховая компания водителя Мазды должна выплатить денежные средства по страховки, а осуществлять ремонт машины водитель должен за свой счет.

Для всех является привычным тот факт, что в случаях, когда наличествует обоюдная вина, страховую выплату по ОСАГО делят между водителями. Но при этом правила такого распределения далеко не являются очевидными.

транспортное средство

Решить, какая сумма должна быть выплачена можно и сравнив степень вреда (тому, кому нанесены более существенные повреждения, выплачивается большая сумма), и определив, чья вина больше (тот, чья вина значительнее, получает меньше). В обоих случаях предполагается обращение в судебный орган, так как только он наделен правом определять наличие и степень вины.

Чем руководствовались члены суда при вынесении решения по делу от 25.04. 2011 г. № 18АП-3237/11, возможно лишь предположить, однако интерес представляет одно частное определение.

Участниками ДТП были легковая машина ВАЗ-21214 и трактор МТЗ-82, осуществлявший ремонт отрезка дорожного покрытия. Со стороны лица, управлявшего трактором, последовало нарушение ПДД, выразившееся в неправильном расположении трактора и невыставлении проблесковых маячков.

Однако действия водителя второго ТС также были не идеальны: невзирая на наличие знаков, оповещающих о ремонтных работах на дороге, а также ограничителя скорости до 30 км/ч, он мчался на скорости 70 км/ч. Результатом аварии стали сильные повреждения ВАЗ-21214, трактору же повезло больше, он практически не пострадал.

Со стороны страховой компании Альфа-Страхование, с которой водитель трактора заключал страховой договор, последовал отказ в выплате денежных средств по страховке, основанный на том, что оба водителя повинны в произошедшем ДТП.

Помимо этого, страховщик заявил, что между действиями водителя трактора и ДТП отсутствует прямая связь: ведь трактор на момент, когда случилось столкновение с другой машиной, не двигался с места! Однако у судьи оказалось иное, довольно самобытное мнение.

В первую очередь, судья счел, что лицо, управлявшее Жигулями, не врезалось бы в трактор, если бы тот остановился там, где положено.

Второй вывод заключался в том, что основанием для того, чтобы возникло право на получение страховки, является тот факт, что наступил страховой случай, а для определения суммы, выплачиваемой в качестве компенсации, нужно опираться на характер повреждений машины и результаты независимого исследования.

В-третьих, при вынесении решения суд дал ссылку постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 29.09.2009 N 4769/09, которое предусматривает, что ни закон об ОСАГО, ни правила страхования не предусматривают, что страховщик освобождается от обязанности выплатить страховое возмещение, или имеет право уменьшить его предельную сумму (в данной ситуации она не может превышать 120 т. р.), основываясь на том, какова степень вины каждой из сторон аварии.

Наибольший интерес вызывает именно третий вывод судебного органа. Если разделить эту позицию, то следует признать, что при наличии обоюдной вины обоим водителям должна быть выплачена полная сумма страховки, независимо от того, насколько велика его вина в произошедшем. Хотелось бы узнать, сколько судов будет руководствоваться данным прецедентом, рассматривая страховые споры, в которых вина лежит на обеих сторонах в случаях, когда происходит так называемая «обоюдка»?

Примеры судебной практики

Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

  • В апреле 2017 года Волжским районным судом г. Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине. Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП. В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.
  • В июле 2017 года Советским районным судом г. Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге. Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался. После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.

Некоторые нюансы

  • Оформление европротокола.

Часто возникает вопрос, можно ли оформить европротокол, если оба участника ДТП являются виновниками? В соответствии со статьей 12 Закона «Об ОСАГО» и положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 года выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если судом не установлено пропорциональное соотношение вины. Кроме того, для осуществления страховых выплат документов от ГИБДД не требуется.

В соответствии с ПДД РФ оставить место дорожного происшествия можно в тех случаях, когда составлен европротокол или тогда, когда составлена схема ДТП и оба водителя направились на ближайший пункт ДПС для дальнейшего оформления.


Ваш комментарий

Эксперт
Дмитрий Андреевич - владелец нескольких страховых фирм, по образованию автослесарь высшего разряда. Знает все про автострахование и делится интересным опытом и полезными советами.
Новые статьи и материалы