11.12.2018      90      0
 

Возмещение ущерба по ОСАГО и КАСКО при ДТП


Изменения в процедуре выплат страховых возмещений по ОСАГО в 2014 году.

Важные новшества ОСАГО действуют с даты 25.09.2017. Они касаются возмещения убытков, проведения ремонта, процедуры оформления страховых бланков, сроков осмотра поврежденного автомобиля и финансовой стороны по компенсационным выплатам ОСАГО и стоимости самого полиса. Новый вариант натуральных компенсаций – ремонт – уже применяется при страховках после 28 апреля 2018 г. Вне зависимости от срока заключения договора, новыми правилами предусмотрены выплаты ущерба при столкновении нескольких (двух и более) транспортных средств (ТС).

В 2018 году бланки ОСАГО будут снабжены защитным QR-кодом, что открывает данные о страхователе в онлайн-доступе: можно через Интернет проверить подлинность страховки с любого места. Владельцев авто по новому законодательству ждут не только повышенные тарифы на услуги страхования, но и многократное увеличение суммового покрытия. Поправки предполагают возможное изменение ценовой категории пользователя ТС и расчета коэффициента, определяемого количеством аварий за предшествующие периоды вождения, их степенью тяжести, что в итоге ведет к повышению тарифных ставок.

Введение изменений влияет на ценовую категорию полиса ОСАГО и расчета коэффициента бонус-малус (КБМ), определяющего стоимостное формирование. Водитель, за год не попавший в происшествие, получает скидку либо в противном случае его ждет подорожание взносов на следующий год. Новый расчет по ОСАГО зависит от количества и степени тяжести аварий за предыдущее время вождения и формируется от:

  • региона регистрации транспорта;
  • возраста и стажа страхователя;
  • мощности машины;
  • количества лиц с застрахованной ответственностью по ОСАГО;
  • срока действия страховки;
  • статуса владельца (физическое, юридическое лицо).

В настоящее время Госдумой уже рассматрен и утвержден законопроект, вносящий изменения в ФЗ-40. И нет никаких оснований предполагать, что он не будет подписан Президентом РФ в самое ближайшее время. Эти изменения предполагают внесение некоторых изменений в области возмещения и оценки ущерба по ОСАГО. Законопроект уже принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. Дело осталось только за подписанием его Президентом РФ. По словам законотворцев, этот законопроект нацелен на повышение эффективности защиты прав потерпевших на возмещение ущерба, причиненного их имуществу, жизни, здоровью при использовании авто.

Исходя из положений пояснительной записки к законопроекту, принятие указанного закона позволит модернизировать инфраструктуру ОСАГО, улучшить качество услуг по социально значимому виду страхования, повысить культуру страхования путем эффективного регулирования таких правоотношений, увеличения степени прозрачности деятельности по ОСАГО. Это, по мнению законодателей, в целом будет способствовать повышению доверия к российскому страховому рынку. Пожалуй, наиболее значимым нововведением можно считать поправку об увеличении размеров компенсации ущерба при фиксации автотранспортного инцидента без участия полицейских до 400 тысяч рублей. Но с условием предоставления фото-, видео-материалов, подтверждающих обстоятельства инцидента.

Однако касаться это будет лишь Московского, Ленинградского регионов и соответственно — Москвы и Санкт-Петербурга.

Законопроект вносит также отдельную статью, определяющую порядок проведения оформительных процедур при автотранспортных инцидентах без участия полицейских. Ранее в законе такая процедура предусматривалась, но было непонятно, каким образом она должна проходить.

Вносятся поправки и в статью № 12 рассматриваемого ФЗ. Теперь потерпевшей стороне предоставляется право подавать заявление о возмещении ущерба страховщику, застраховавшего юридические последствия действий ответчика или же при наличии обусловленных законом обстоятельств — страховщику, застраховавшего ответственность самого потерпевшего.

Детализируется и возмещение физического ущерба здоровью потерпевшей стороны, которое предполагает компенсацию мер, направленных на восстановление здоровья, а также утраченного за время вынужденной нетрудоспособности заработка, то есть фактически — упущенной выгоды.

Предусматриваются также случаи повторного обращения к тому же страховщику по тем же основаниям, если в результате медицинских исследований, экспертиз выяснится, что причиненный вред (восстановление здоровья) требуют гораздо больших мер, чем предполагалось ранее либо, если в последствии по итогам проведенных исследований потерпевшему была присвоена инвалидность из-за травм, полученных в том же самом автотранспортном инциденте.

Страховщик должен будет также выплачивать компенсацию за вынужденные дополнительные издержки потерпевшего для восстановления его здоровья, реабилитационных мер.

Однако при этом общие страховые выплаты за поврежденное здоровье не могут превышать страховой суммы, упомянутой в статье седьмой ФЗ-40.

Если потерпевший умирает, то право на компенсационные выплаты приобретают его прямые наследники, иждивенцы как при потере кормильца. При этом, размеры такой выплаты увеличиваются до 475 тысяч. А возмещение погребальных услуг остается прежним.

Отдельно устанавливается срок для принятия заявлений наследников погибшего потерпевшего — 25 дней с момента поступления первичного заявления. Если на момент подачи такового потерпевший был еще жив.

Если на такую страховую выплату претендуют несколько людей, то общая причитающаяся сумма делится между ними поровну.

Что касается возмещения имущественного ущерба, то потерпевший по своему выбору может потребовать от страховщика:

    — произвести ремонт поврежденного имущества на выбранной самим потерпевшим СТО;

    — посредством безналичных расчетов путем перечисления страховых выплат на банковский счет потерпевшего;

    — наличным расчетом через кассу страховщика компенсировать причиненный ущерб.

Еще одно новшество касается возмещения имущественного ущерба при полной гибели имущества. Теперь возмещается не вся рыночная стоимость утраченного имущества, а с учетом вычета цены пригодных к реализации остатков. То есть, если какие-то запчасти, агрегаты авто можно реализовать, то страховщик выплатит лишь стоимость непригодных к реализации частей машины.

Установлен и максимальный предел пени. Он не может превышать общей суммы причитающихся страховых выплат.

Кроме того, потерпевший вправе будет требовать с виновных в автотранспортном инциденте лиц суммы компенсации, непокрытые в рамках возмещения ущерба по ФЗ-40.

Допустимо также будет и применение закона по аналогии к прямому возмещению причиненного ущерба.

Значительно расширены права регрессных требований страховщиков к виновным лицам. Теперь количество случаев таких требований несколько больше.

Основы обязательного страхования

В общем случае схема компенсационных выплат основывается на таких принципах:

  1. Лицу, не виновному в аварии, страховое возмещение по полису ОСАГО выплачивает страховщик лица, спровоцировавшего аварию.
  2. Выплаты назначаются только потерпевшему в ДТП лицу.

В определенных случаях пострадавший получает компенсацию от своей страховой компании (СК), не обращаясь к страховщику виновника ДТП. О том, какая страховая возмещает ущерб, будет рассмотрено ниже.

Обязательное страхование призвано защитить права стороны, признанной невиновной в дорожном инциденте. Полис ОСАГО компенсирует затраты, связанные с восстановлением ТС после аварии и лечением пострадавшего в аварии человека.

Моральный ущерб и упущенная выгода невиновного лица в страховое возмещение войти не может. Эти виды ущерба покрываются не страхованием, а виновником случившегося.

Нормативно-правовое регулирование

Основным регулирующим законодательным документом этой сферы является последняя редакция Закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Нововведения, внесенные Законом от 28.03.2017 № 49-ФЗ, начали действовать с 25 сентября 2017 г. и затронули существенные аспекты процесса «автогражданки»:

  • изменены сроки для осмотра страховщиками поврежденного автомобиля – убыток должен быть оценен за 5 дней после подачи заявления о ДТП;
  • запрещена независимая экспертиза;
  • срок для претензий от автовладельцев ТС к страховым компаниям составляет 10 дней;
  • с сентября 2017 г. действие полиса должно составлять не менее 1 года;
  • после 28.04.17 г. денежное возмещение убытков по ОСАГО заменено на натуральное – прямые выплаты поступают в ремонтные мастерские;
  • увеличен лимит выплат до 400 тыс. рублей на имущество, до 500 тыс. рублей – на физических лиц.
Эксперт
Дмитрий Андреевич - владелец нескольких страховых фирм, по образованию автослесарь высшего разряда. Знает все про автострахование и делится интересным опытом и полезными советами.
Новые статьи и материалы

Количество нарушений

Повышающий коэффициент

5-9

1,86

10-14

2,06

15-19

2,26

20-24

2,45

25-29

2,65

30-34

2,85


Ваш комментарий