11.12.2018      13      0
 

Если дтп без страховки и на парковке


Страховая компания

Важный вопрос, от ответа на который зависит получение компенсации: страховой ли случай при аварии на парковке или стоянке?

Сначала нужно разобраться с самим термином дорожно-транспортного происшествия. К таковым относятся:

  • столкновения двух и более транспортных средств на дорогах либо на площадках, примыкающих к ним;
  • наезд на прохожих;
  • столкновение с неподвижными препятствиями.

К аварии не относятся случаи, когда повреждения были нанесены при неподвижно стоявших автомобилях. например, распространенный случай, когда при открытии двери царапаются или мнутся соседние машины. Тогда покрытие ущерба возможно только через суд или при наличии пострадавшей стороны КАСКО.

Разногласия в трактовке термина ДТП между страховыми компаниями и клиентами были исключены 28.02.2008 года. В тот день было принято постановление №131, которое внесло ясность в Закон об ОСАГО, и однозначно отнесло аварии на парковке к страховым случаям.

Для выплат компенсаций по ОСАГО страховым случаем считается инцидент с участием двух и более машин или наезд на пешехода. Место происшествия (дорога, парковка или придомовая территория) значения не имеет. Проблема лишь в том, чтобы доказать правоту.

Восстановить последовательность событий и найти скрывшегося виновника аварии проще всего на охраняемых стоянках, оборудованных камерами. Иначе нужно искать свидетелей происшествия.

Чтобы пострадавший получил компенсацию по ОСАГО, должны соблюдаться такие условия:

  • ущерб причинен транспортным средством, а не его владельцем. Ситуация дорожного конфликта, когда кто-то умышленно разбил стекло и сломал зеркало, не относится к страхованию ОСАГО;
  • участников аварии должно быть два и более. Полис ОСАГО не предусматривает компенсацию последствий столкновения со столбом или урной;
  • имеются доказательства вины второго участника. Компенсация может быть выплачена на основании записи видеокамер и наличия свидетельств очевидцев.

При наличии у виновника полиса ущерб возмещает его страховая. Если же он не оформил страховку, пострадавший имеет право получить компенсацию в СК, с которой заключил договор страхования. Согласно решению Верховного Суда России, страховая должна выплатить компенсацию, которую ей потом компенсирует Российский союз страховщиков или незастрахованный виновник.

Умышленное и неумышленное повреждение транспортных средств водителями и пешеходами, последствия столкновения с неподвижными конструкциями и предметами или повреждения упавшими ветками и предметами, могут быть компенсированы лишь по договору КАСКО.

Под ДТП понимается дорожно-транспортное происшествие, в ходе которого происходит столкновение автомашины из с другим транспортным средством, а также совершается наезд на стационарный объект.

Все специалисты в этой области, начиная с автоюристов, адвокатов, аварийных экспертов и заканчивая страховщиками, одинаково трактуют данную законодательную норму на практике.

Выглядит трактовка следующим образом: отнести к категории ДТП можно любое столкновение от одного и более автомобиля, произошедшее как на территории автодороги, так и на прилегающей к ней автодорожной инфраструктуре, к которой и относится парковка.

Если дтп без страховки и на парковке

После изменений 2016 года в Правилах страхования ОСАГО, ДТП на парковке относится к категории страховых случаев. Парковки попадают в такое определение как внутренние территории. Получить страховку при происшествии в подобном месте можно, если оно находится в одной из перечисленных ниже категорий:

  1. Паркинги, расположенные на цокольном этаже торгового центра.
  2. Места для парковки около многоквартирного дома.
  3. Парковки, находящиеся около государственного, муниципального или общественного здания.

Во-первых, во время движения задним ходом необходимо обращать внимание, не создает ли оно препятствия для других машин и не угрожает ли водителям. Во-вторых, были ли привлечены третьи лица (прохожие, другие водители, пассажиры и т.

д.) для полноценной оценки ситуации в том случае, когда наблюдается плохая видимость. В-третьих, не было ли нарушено правило о запрете заднего хода на месте, выделенном в качестве пешеходного перехода на парковке и т.

Согласно определению (пункт 1.2 ПДД), дорожно-транспортное происшествие – столкновение одного с другим или сразу нескольких транспортных средств на дорожном полотне, либо прилегающей к дорожной части территории.

По ОСАГО

Все зависит от характера столкновения, причины и нахождения виновной стороны. Эти факторы всегда будут влиять на степень полученного ущерба. Например, если водитель интерпретирует удар дверью о кузов авто как ДТП, то это совсем неверно.

По определению, такой случай не будет считаться аварией и не пройдет по закону «Об ОСАГО» (Обязательное страхование транспорта 25.04.2002 N 40-ФЗ).

Он попадает под власть Гражданского Кодекса по статье 15 «Возмещение ущерба». Для разрешения проблемы понадобится вызвать участкового, а не ГИБДД.

Автотранспортным происшествием по закону можно считать:

  1. Когда в аварии были замешаны двое или больше сторон, а также был получен ущерб имуществу и определены потерпевшие.
  2. Когда есть только одна сторона, столкнувшаяся со статичным объектом.
  3. Когда водитель совершил наезд на пешего человека.

Существует всего два способа оформления аварии:

    1. Самостоятельное (европротокол) – используется:
      • в столкновении участвовало только 2 или меньше водителей;
      • у сторон аварии нет разногласий в вопросе виновности и размере ущерба;
      • оба автомобиля были застрахованы (ОСАГО действителен на момент происшествия);
      • объем повреждений не превышает 50 тысяч рублей .
    2. Вызов ГИБДД. При вызове дорожной службы водитель в обязательном порядке должен:
      • самостоятельно снять место аварии со всех ракурсов;
      • убрать ТС с проезжей части, чтобы не создавать препятствия движению других автомобилей (если необходимо).

К таким факторам относятся следующие обстоятельства и ситуации:

  1. Изменение в модификациях автомобилей – некоторые новые модели машин отличаются по габаритам.
  2. Некоторые процессы урбанизации, смена схем в автодорожной и придорожной инфраструктуре.
  3. Высокая плотность автомобилей и движения возле парковочной стоянки.
  4. Отсутствие организации парковочного места по стандартам ГИБДД.
  5. Неисправность автомобилей.
  6. Невнимательность и неопытность водителей.
  7. Изначально неправильное положение автомобиля на парковке.

Статистические данные не утешительные – они показывают частотность происшествий на парковочных территориях. Сегодня специалисты полагают, что благодаря дополнительному оборудованию можно избежать таких аварий.

По мнению статистов, в 8 случаях из 10 аварии на парковке случаются именно тогда, когда автомобиль выезжает задним ходом из своего места стоянки.

Авария на парковке - страховой ли это случай по ОСАГО

Особенно это касается тех автомобилей, которые не оснащены специальной системой оповещения о риске столкновения с другой машиной.

Предупреждение система подает не только звуковое, но и визуальное, с изображением на монитор. Специалисты полагают, что большую часть аварий можно предотвратить, если машины будут снабжены камерами заднего видения.

Парковочное место – это не просто площадь для временной стоянки автотранспортных средств, это еще площадка со специальной разметкой, которая определяет для каждой машины свое ограниченное пространство.

По стандарту, принятому в России, при разметке парковочных мест учитываются габариты всех автомобилей, в том числе и грузовых (по необходимости).

Есть еще и другие правила, как правильно должна быть нанесена на асфальт разметка, они заключаются в следующем:

  1. Промежуток между открытой дверцей машины и рядом стоящей машиной должен быть таким, чтобы один средней комплекции человек мог бы свободно проходить.
  2. Возле парковки должен обязательно стоять знак – синее поле и большая белая буква «Р».
  3. Возможность маневрировать во время подъезда-выезда из парковочного места обязательно должна присутствовать.
  4. Толщина линий разметки должна быть хорошо просматриваемой и достаточной для видимости.
  5. Краску для разметки используют обязательно особую, имеющую эффект световозврата.
  6. Все мелкие объекты – колонны, тумбы, столбы, деревья, урны, терминалы и прочее – не должно мешать заезду и выезду в карман парковки каждой из машин, не должно сокращать пространство кармана.
  7. Прежние линии не должны быть видны при окрашивании новых разметочных обозначений.
  8. Ширина одной линии – не более 10 см.
  9. Самое лучшее положение разметочных линий – «под наклон» (40-60 градусов), либо «ёлочкой» для больших парковок, «перпендикулярно проезжей части» для маленьких заездных карманов у дороги.

Еще пару лет назад столкновение на парковке могли и не воспринимать в качестве дорожно-транспортной аварии, которая фигурировала бы как страховой случай по полису ОСАГО, либо КАСКО.

Обычно при таких обстоятельствах просто возмещался ущерб по статьям из Гражданского Кодекса.

Но в связи с июньскими изменениями, которые произошли в 2018 году в Правилах страхования ОСАГО, теперь определены, так называемые – «внутренние территории».

Это зоны действия страхового полиса, которые добавлены к основным территориям – проезжей части и прилегающей к ней автодорожной инфраструктуре.

Такими, например, являются:

  • паркинги, которыми оборудованы цокольные этажи больших торговых центров;
  • парковочные места во дворах жилых многоквартирных домов;
  • парковочные площади во дворах муниципальных, государственных и общественных зданий и сооружений.

Но кроме несколько удаленных от проезжей части парковочных мест, есть также парковочные площадки, которыми обустроены обочины дорог.

Считается ли

К дорожно-транспортной аварии относят понятие – столкновение одного, двух и более автотранспортных средств на проезжей части автодороги, либо прилегающей к автодорожной инфраструктуре территории.

Сам характер удара, причина и нахождение виновника в столкновении всегда будет иметь свои масштабы нанесенного ущерба. Например, если для кого-то удар дверью на парковке считается ДТП, то это неверное представление.

Что делать при ДТП на парковке

Такой случай, скорее всего, будет проходить не как ДТП, и не по закону «Об ОСАГО», а по статьям из Гражданского Кодекса, по типу ст. 15 – «Возмещение ущерба».

Автодорожным происшествием, ДТП принято по закону считать следующие случаи:

  1. Когда участников в происшествии двое и более, а также был нанесен ущерб имуществу и были выявлены пострадавшие.
  2. Когда участник один, столкнулся с недвижимым объектом.
  3. Когда водителем был совершен наезд на пешехода.

Случаями, относящимися к ДТП, не признаются:

  1. Ситуации, когда в аварии машина не участвовала.
  2. Когда автомобиль стоял неподвижным, зафиксированным, его мотор был заглушен.
  3. Случай, где нет никаких повреждений имуществу или пострадавшим.

Что же касается самой территории, где происходит столкновение, то из определения, что такое ДТП, ясно – прилегающая к проезжей части территория также учитывается как территориальный объект, место, где могут происходить аварии.

Однако если речь идет о возмещении ущерба при помощи обязательного страхования ОСАГО, то не все случаи засчитываются как ДТП. То же самое касается и страховки КАСКО.

Например, если машина наехала на другой автомобиль, который просто стоял с выключенным двигателем, тогда такие обстоятельства не засчитают как автодорожную аварию.

Но вот если обе машины пытались выехать из парковочной площадки, либо как-то перемещались по ней, тогда это очевидное ДТП.

Как определить виновного

При наличии у пострадавшего КАСКО процесс получения выплат значительно упрощается. Страховщик может получить по КАСКО следующие виды компенсации:

  1. Франшизу, которая прописана по договору;
  2. Возмещение затрат на эвакуацию авто и его хранение;
  3. При причинении вреда здоровью – компенсацию затрат на лечение.

Модель автомобиля на бумажном полисе ОСАГО

Посмотрим на ситуацию с другой стороны. ДТП на стоянке, что делать? Страховой ли случай? Как правильно определить виновного?

Итак, вы пришли утром на стоянку и обнаружили повреждение своего автомобиля. Что делать в первую очередь?

ДТП на парковке — вид аварии, подразумевающий повреждение транспортного средства на стоянке.

Ситуации могут быть различными — повреждение кузова специальным шлагбаумом, столкновение с другим автомобилем при сдаче задним ходом, удар по кузову соседней машины при открытии дверей и так далее.

Такие случаи распространенные, а вот поиск виновной стороны часто затруднен из-за незнания правил ПДД и ряда законодательных норм. Ниже рассмотрим, кто виноват при ДТП на парковке, является ли такой случай страховым, и как действовать в каждой конкретной ситуации.

Причины

Не зря на курсах водительского вождения внимание уделяется отработке навыков парковки транспортного средства. В условиях плотного скопления машин малоопытные водители часто допускают ошибки и повреждают кузов близстоящего ТС. Но бывают и более комичные случаи.

Выделим распространенные ситуации:

  • Движение задним ходом. По статистике больше всего аварий на парковке происходит при сдаче назад (80%). Интересно, что в таких ситуациях вина водителя не является 100-процентной. На парковке существует разметка, которая делается с учетом специальных нормативов. К примеру, на легковую машину выделяется от 2,3 метров ширины и более. Если парковочное место предусмотрено для инвалидов, этот параметр должен быть больше — от 3,5 метров.

В идеале разметка должна быть «свежей» и регулярно обновляться. Ширина разделительной полосы от 10 см и более. Дополнительный плюс, если ограничительные линии нарисованы под углом. В этом случае упрощается заезд на парковочное место и выезд из него без риска повреждения близлежащего ТС.

  • Шлагбаум. Еще одна ситуация — столкновение со шлагбаумом, который часто устанавливается на въезде-выезде с парковки. Причины могут быть различными. К примеру, водитель отказывается платить за услугу и решил «прорваться» через установленное ограждение. Еще один вариант — банальная невнимательность или нарушение правил управления транспортным средством. Бывает, что человек за рулем в ответственный момент просто перепутал педали газа и тормоза.
  • Недостаток места. Владельцы парковок стараются «выжать» из имеющегося бизнеса максимальную прибыль. На пути к цели они увеличивают число мест для автомобилей, игнорируя при этом действующие нормы и требования. В результате у водителя остается минимум пространства для маневра при въезде и выезде со своего места. При таких обстоятельствах вероятность столкновения с другой машиной возрастает.

Дополнительный негативный фактор — наличие посторонних элементов, к примеру, столбов или тумб. Малоопытные автовладельцы при въезде-выезде настолько заняты парковочной «работой», что не замечают такие помехи.

  • Открытие дверей. Из-за нехватки мест на парковочных местах машины часто ставятся вплотную друг к дружке. В таких ситуациях соседний автомобиль легко повредить банальным открытием двери. Когда движение резкое, повреждение будет существенным и серьезно ударит по карману пострадавшей стороны. Если исходить из определения ДТП, рассмотренное происшествие не относится к таковым, но это не значит, что виновная сторона не должна быть наказана.

ошибка пострадавшего — неправильные действия при выявлении повреждения ТС, что снижает вероятность поиска виновной стороны. На самом деле, подход к оформлению подобного ЧП аналогичен тому, что применяется при стандартном ДТП.

Первые действия следующие:

  1. Убеждаемся, что  машина зафиксирована и не будет перемещаться в любом из направлений.
  2. Жмем на кнопку аварийки, чтобы обозначить себя мигающими огнями.
  3. Устанавливаем знак аварийной остановки. Здесь важно исходить из ситуации и места, где произошло ДТП. В большинстве случаев такое действие обязательно, чтобы избежать новых столкновений с другими ТС.

Следующий этап — оформление аварии. Здесь имеется два пути:

  • Заполнение европоротокола вместе с другим участником аварии. Это удобный вариант, позволяющий сэкономить время, и не ждать приезда инспектора. Для применения метода не должно быть пострадавших и серьезных повреждений на сумму до 100 000 рублей.
  • Привлечение работников ГИБДД. Если рассмотренные выше условия не соблюдены, в результате аварии пострадали люди, или транспорту нанесен значительный урон, привлечение инспектора обязательно.

Далее оформляется схема происшествия, по которой и определяется виновник аварии. На рисунке важно отразить авто, которые прямо или косвенно влияли на ДТП.

Для лучшего понимания на схеме показывается направление движения ТС, что позволит понять обстоятельства и причину столкновения. Отдельное внимание уделяется мелким объектам, которые могли помешать водителю в момент парковки.

К примеру, помехой часто является обычный куст, столб, урна или иной элемент.

Если рассматривать действия инспектора на месте аварии, они имеют следующую последовательность:

  1. Составление схемы ДТП (этот нюанс рассматривался выше).
  2. Определение виновника события.
  3. Осмотр транспортных средств и определение уровня повреждений. Все нюансы должны описываться с максимальной подробностью.
  4. Изучение фото и видео материалов (при наличии таковых), опрос свидетелей.
  5. Оформление протокола с указанием наиболее важных нюансов аварии.

Знак ОСАГО на российских рублях

 ДТП на парковке имеет два варианта развития событий:

  • Виновная сторона уехала с места ДТП.
  • Водитель, виновный в аварии, остался на месте до выяснения обстоятельств.

В первом случае для доказательства вины потребуются показания свидетелей или наличие видео, подтверждающее факт столкновения.

Получение выплат по ОСАГО зависит от виновника ДТП. Если аварию устроил владелец ТС, тогда о компенсации можно забыть. По-иному обстоит ситуация, когда водитель стал жертвой обстоятельств, и виновником является другая сторона. Здесь страховая компания обязана среагировать, ведь с 2018 года парковки входят в зону ответственности по ОСАГО.

Как отмечалось, при отсутствии значительных повреждений автомобиля и пострадавших лиц можно оформить европротокол. При этом страховщик принимает бумагу при выполнении следующих условий:

  1. Размер ущерба — до 100 000 р.
  2. Участники ДТП согласовали между собой, кто прав, а кто виноват.
  3. В результате произошедшего события нет жертв и пострадавших.
  4. Муниципальное имущество не повреждено.

Извещение о ДТП требуется передать в офис страховой компании в срок до пяти суток. Вместе с этим документом передается протокол, а также доказательная база (к примеру, фотографии или видео с записью произошедшей ситуации). Чтобы сориентироваться в приблизительной стоимости ремонта, важно набрать номер СТО, где планируются ремонтные работы, и уточнить расценки.

Если у водителя на руках КАСКО, тогда вариант с европротоколом не подходит. Лучшее решение заключается в вызове инспектора ГИБДД вне зависимости от места происшествия. В иных случаях страховая компания может проигнорировать выплаты автовладельцу.

При этом запрещено договариваться на месте с другим участником. Такие действия являются прямым нарушением законодательства, а также исключают возможность получения выплат от страховщика в будущем.

Кто виноват?

Для начала пострадавшей стороне важно осмотреть автомобиль и оценить степень повреждения. Если речь идет о небольшой царапине, искать виновную сторону (в случае сокрытия с места ДТП) бессмысленно. Доказать факт аварии почти невозможно.

Иное дело, когда имеются явные признаки столкновения. Если второй участник скрылся, важно вызвать работников ГИБДД. При этом уехавший водитель автоматически признается виновным и несет полную ответственность за оставление места ДТП на парковке.

Чтобы определить личность второй стороны, стоит сделать следующее:

  • Обратиться к администрации парковки и попросить показать запись с камер наблюдения. Минус в том, что такая информация часто выдается по официальному запросу. Кроме того, срок хранения записей ограничивается одной неделей, а расследование в большинстве случаев занимает больше времени.
  • Опросить людей, которые находились рядом. Возможно, найдутся свидетели, которые опознают личность нарушителя.

Небольшие аварии, как правило, относятся к административным нарушениям. Здесь имеется ряд особенностей. В частности, в статье 4.

5 КоАП указано, что постановление по таким делам должно направляться в срок до 3-х месяцев. Если этого не произошло, поймать виновника ДТП уже не получится (период давности вышел). Но не стоит отчаиваться.

Если у пострадавшей стороны имеется полис КАСКО, тогда вероятность получения выше.

Если водитель уехал с места аварии, его поиском должны заниматься работники ГИБДД. Для этого пострадавшая сторона оформляет заявление о ДТП и прикладывает подтверждающие этот факт документы, видео, фото и прочие доказательства.

При этом возможны два развития ситуации:

  1. Виновная сторона оставила свои данные (телефонный номер, контакты).
  2. Сведения о нарушителе отсутствуют.

Виды наказаний:

  • Сокрытие с места ДТП. Здесь возможен арест до 15 суток, изъятие прав (до 1,5 лет) или штраф 500-1500 р.
  • Перестановка ТС на иное место — 1000 рублей штрафа.

В любом случае пострадавшему нельзя перемещать ТС до приезда инспектора ГИБДД. При наличии контактов можно связаться с виновником и попробовать решить ситуацию мирным путем.

Что касается ответственности за покидание места ДТП, она прописана в КоАП РФ, статье 12.27. При этом окончательное наказание определяет судебный орган в зависимости от обстоятельств.

Как отмечалось, это может быть арест, штраф или даже лишение прав.

Дорожно-транспортное происшествие на парковке

Случаи на автопарковках не происходят просто так по несчастливой случайности. Всему тому есть свои причины, которые специалисты отметили отдельным списком факторов.

Статистические данные не утешительные – они показывают частотность происшествий на парковочных территориях. Сегодня специалисты полагают, что благодаря дополнительному оборудованию можно избежать таких аварий.

  • Вызвать ГИБДД, поскольку всеми ДТП, произошедшими на дороге и прилегающих к ней территориями, занимаются сотрудники именно этого ведомства.
  • Не сдвигать и не перемещать пострадавший автомобиль до прибытия полиции.
  • При необходимости включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
  • Не поднимать и не трогать отвалившиеся в результате ДТП части автомобиля или россыпь стекла.
  • Найти свидетелей происшествия, которыми могут оказаться гуляющие по двору собачники, сторож на стоянке или владельцы припаркованных рядом машин, и записать их контактные данные.
  • Сообщить о случившемся в страховую компанию.
  • Сфотографировать повреждения своей машины.
  • Правильность действий потерпевшего лишит страховщика возможности увильнуть от страховой выплаты.

Штраф

Конечно, размер штрафа будет напрямую связан с характером и классификацией аварии. Но как уже отмечалось, большее количество аварий связано с несоблюдением правил движения задним ходом, то определяя размер штрафа необходимо учитывать, не были ли нарушены правила его свершения, описанные выше.

Зачастую ДТП на парковочных зонах происходит из-за движения задним ходом. Если вернуться к правилам движения на дороге, то они предусматривают ряд ситуаций, при которых такие маневры транспорта разрешены.

Движение задним ходом можно осуществлять при следующих обстоятельствах:

  • Если автомобиль находится на парковке и задний ход не помешает близко стоящим транспортным средствам.
  • Если необходимо выехать со стоянки при плохой видимости, прибегнув к помощи прохожих.

Запрещено двигаться задним ходом на пересечениях улиц и в запрещенных местах. Если правила дорожного движения будут нарушены, законодательством РФ предусмотрены штрафные санкции в отношении нарушителя.

Основное нарушение правил движения и маневрирования при ДТП на автостоянке происходит при движении задним ходом. В Правилах дорожного движения довольно ясно описана ситуация, при которой возможно движение задним ходом:

  1. движение в таком виде будет безопасно и не помешает другим водителям;
  2. можно прибегнуть к помощи прохожих при плохой видимости.

Точно запрещено движение задним ходом:

  • на перекрестках,
  • там, где есть запрет на разворот: на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, на железнодорожных переездах, в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м, в местах остановок маршрутных транспортных средств.

На основании нарушения соответствующих пунктов Правил дорожного движения, статьёй 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за нарушение правил маневрирования.

Европротокол при ДТП на парковке

За то, что виновник в столкновении на автопарковке скрылся из виду, покинул место происшествия без уважительных причин, полагается штраф.

Как правило, сейчас почти все парковочные площадки и прилегающие к ним места оснащены специальными камерами видеонаблюдения, поэтому разыскать виновника сотрудникам дорожной полиции не составит большого труда.

Предупреждение первое
Арест виновника на 15 суток
Штраф в размере от 500 до 1500 руб.
Лишение водительского удостоверения сроком на 1 или 1,5 года
Конфискация автомобиля на штрафстоянку до уплаты штрафа или на 15 суток

За период с июня 2018 года по май 2018 год экспертами была оценена ситуация с ДТП, произошедшими на парковочных стоянках и площадках.

За этот годичный период было выяснено, что подобные происшествия составили, не много, ни мало, 40% от всех случаев ДТП.

Это серьезная проблема, которая требует тщательного рассмотрения и принятия эффективных мер по недопущению подобных случаев.

Поэтому сейчас особое внимание автодорожными полицейскими службами приковано также и к парковочным местам, а не только проезжей части и перекресткам.

Каждому автовладельцу важно знать, что делать после ДТП, так как без свидетельских показаний и видеозаписей будет очень сложно доказать свою невиновность. Как возместить ущерб от виновника После дорожной аварии, невиновного водителя без полиса ОСАГО интересует вопрос, кто будет выплачивать страховку. Для взыскания средств из страховой компании виновного, нужно собрать перечень необходимых документов. Их следует предъявить страховщику вместе с заявлением на возмещение ущерба. Потому что в этом случае, выплачивать деньги будет именно страховая организация виновного аварии. Размер компенсации в 2018 году страховщики определяют на основании результатов экспертизы.

При этом сумма может быть умышленно занижена в пользу виновника аварии.Тогда уже дорожные полицейские рассмотрят все детали ситуации, выявят виновника, составят свои протоколы, постановления об административном правонарушении и выпишут справки сторонам об участии в ДТП. Например, если движущаяся на парковке машина толкнула другую, а та, в свою очередь, по инерции откатилась на третью, и все три водителя при этом были в салоне своих автомобилей, тогда уже вызывают службу ГАИ. При заполнении бланка европротокола, который был выдан страховщиком вместе с полисом ОСАГО, следует учесть правила оформления такого документа:

  • автотранспортные средства сдвигать с мест столкновения нельзя, пока не заполниться и не подпишется сторонами Европротокол;
  • сразу необходимо сфотографировать последствия аварии;
  • писать в бланке простым карандашом нельзя, либо иными стирающимися канцелярскими приборами.

Как правило, сейчас почти все парковочные площадки и прилегающие к ним места оснащены специальными камерами видеонаблюдения, поэтому разыскать виновника сотрудникам дорожной полиции не составит большого труда. Административная ответственность за оставление места ДТП на парковке регулируется по ст. 12.27

КоАП РФ и предполагает наказание в виде следующих ограничений и лишений: Предупреждение первое Арест виновника на 15 суток Штраф в размере от 500 до 1500 руб. Лишение водительского удостоверения сроком на 1 или 1,5 года Конфискация автомобиля на штрафстоянку до уплаты штрафа или на 15 суток За период с июня 2018 года по май 2018 год экспертами была оценена ситуация с ДТП, произошедшими на парковочных стоянках и площадках.

За этот годичный период было выяснено, что подобные происшествия составили, не много, ни мало, 40% от всех случаев ДТП.

Что делать

Если вы виноваты в столкновении машин, то нужно придерживаться следующей процедуры:

  • не меняйте положение транспортного средства. Остановите машину, заглушите мотор и включите ручной тормоз, зафиксировав авто в неподвижном положении;
  • включите аварийную сигнализацию;
  • установите знак аварийной остановки, обозначив себя на дороге;
  • необходимо выйти из машины, чтобы убедиться в отсутствии третьего участника аварий. Он может появиться, если пострадавшая машина сместилась и врезалась в стоящий рядом автомобиль;
  • проверить наличие пострадавших. Если таковые имеются — вызвать скорую помощь. Если состояние потерпевшего расценивается как тяжелое, следует безотлагательно собственными силами доставить пострадавшего в больницу. Однако аварии с тяжелыми последствиями на парковке практически не случаются;
  • осмотреть повреждения транспортных средств или неподвижных конструкций (в случае наезда на шлагбаумы, знаки и прочее);
  • сделать фотографии и записать видео, на котором было бы зафиксировано место происшествие, положение авто и повреждения.

Дальнейшие действия определяются наличием пострадавших и размером причиненного ущерба. Если раненых нет, а сумма ущерба не превышает 50 тысяч рублей, можно обойтись без вызова ГИБДД. Для таких ситуаций закон предусматривает Европротокол, облегчающий оформление происшествия и получение компенсации от страховой компании.

При значительной сумме ущерба или наличии травм у участников без суда и ГИБДД не удастся оформить происшествие и добиться компенсации. Однако на парковках подобные аварии случаются не часто.

С учетом небольшой скорости движения, автомобили могут остаться целыми. Иногда дело обходится лишь сработавшей сигнализацией и стертой с бампера грязью. Что же делать виновнику ДТП, если нет повреждений?

Даже если вы не заметили царапин и вмятин на машине пострадавшего, не стоит покидать место аварии без согласования с ним. Авария, даже самая незначительная, вызывает стресс. Вы можете не заметить каких-то вмятин или царапин на чужой машине, и уедете. Хозяин же, увидев нанесенный ущерб, вызовет ГИБДД. В таком случае придется отвечать не только за ущерб и аварию, но и за оставление места ДТП.

Это касается и столкновений с неподвижными препятствиями, за повреждения которых тоже придется платить.

Выставление знака при ДТП

Независимо от того, виноваты ли вы в аварии или являетесь пострадавшей стороной, стоит собрать данные очевидцев и при возможности взять копию видеозаписи. Это поможет в случае судебных разбирательств со сторонами ДТП и страховой компании.

За оставление места ДТП предусмотрены жесткие санкции: лишение права управления ТС на срок от года до полутора лет и арест на 15 суток. Однако ситуация, когда виновник скрылся с места ДТП на парковке, не является редкостью. Это объясняется двумя моментами:

  • не все задумываются о том, что будет, если скрыться с места происшествия;
  • виновник может попросту не заметить столкновение.

Вторая причина особенно распространена при авариях, когда грузовик или микроавтобус при движении задним ходом слегка цепляет бампером стоящее авто.

Безнаказанно оставить место аварии, не оформляя ее с привлечением сотрудников ГИБДД можно в двух случаях:

  • ущерб незначителен и у пострадавших нет претензий;
  • травм нет, сумма ущерба невелика и ДТП оформляется по Европротоколу.

Если виновник аварии, в результате которой был поврежден ваш автомобиль, скрылся с места парковки, придется оформлять происшествие с участием ГИБДД. Для этого нужно:

  • выставить знак аварийной остановки;
  • вызвать ГИБДД;
  • собрать у свидетелей ДТП сведения о скрывшемся участнике (цвет, номер и марка авто, приметы водителя и машины);
  • записать контакты и ФИО свидетелей.

После приезда патруля необходимо разъяснить ситуацию, подчеркнув факт бегства виновника с места аварии. После оформления протокола необходимо отправиться в отделение ГИБДД и подать письменное заявление о розыске виновника аварии. После этого нужно письменно информировать страховую компанию, в которой вы оформляли ОСАГО, о наступлении страхового случая.

Для написания заявления о страховом случае нужно иметь при себе такие документы:

  • полис ОСАГО;
  • паспорт;
  • бланк извещения о ДТП, заполненный сотрудником ГИБДД;
  • документы, которые были выданы в ГИБДД по факту аварии.

Заявление и документы подаются лично или доверенным лицом, имеющим нотариальную доверенность.

Дальнейшее развитие событий зависит от эффективности работы полиции. Если виновника установят, остается оповестить об этом страховую и получить компенсацию по стандартной процедуре.

Ущерб имуществу может быть компенсирован лишь в случае, если виновник аварии установлен.

При отсутствии сведений о лице, ответственном за причинение вреда, Российский союз страховщиков не выплачивает компенсацию ущерба имуществу пострадавшего. Поэтому если виновника не найдут, от РСС можно будет получить лишь компенсацию за вред здоровью и жизни (если таковой имеется). Машину придется ремонтировать самому. Чтобы избежать подобной ситуации, в дополнении к ОСАГО следует оформлять КАСКО.

Нет ничего более неприятного, чем обнаружить утром свой автомобиль поврежденным. Каков алгоритм действия в таком случае? Итак, повредили машину во дворе: что делать?

Оставление места ДТП является серьезным правонарушением действующего на территории нашего государства законодательства. Этот момент регламентируется правилами дорожного движения.

Знак аварийной остановки и машина на дороге

Полагаясь на соответствующую статью, за оставление места дорожно-транспортного происшествия предусматривается следующие меры наказания:

  • изъятие водительского удостоверения на срок до полутора лет;
  • административный арест сроком до 15 суток.

Около 40 процентов автолюбителей предпочитаются скрыться с места причинения ущерба на парковках. Но нужно помнить, что все парковки оснащены камерами видеонаблюдения.

Конечно, владельцам автомобилей, у которых есть страховка, проще всего. Ведь если повреждения незначительные, водитель может сразу же позвонить в свою компанию и попросить о встрече. Как правило, такая проблема всегда рассматривается как страховой случай.

Итак, у вас повредили машину во дворе. Что делать? ОСАГО – полис обязательного страхования.

Особенно в том случае, если повреждения достаточно серьезны, и вы видите, что ремонт будет дорогостоящим.

При ДТП ущерб обязана возместить страховая фирма. При наличии полиса ОСАГО максимальные выплаты установлены государством: выплата за ущерб транспортному средству не может превышать 400 000 руб., а при ущербе здоровью лимит ограничен 500 000 руб.

Однако зачастую аварии на парковке незначительны, поэтому выплаты при ОСАГО не превышают 50 000 руб. Конкретная компенсация зависит от ситуации. Если сумма выплат кажется вам не соответствующей ущербу, ее можно обжаловать.

Если в столкновении машин виноваты вы, тогда вам следует обратить внимание на следующие первые действия, которые необходимо сделать:

  1. Зафиксировать авто в неподвижном положении. Двигатель машины следует заглушить, а также поставить на ручник.
  2. Включить фары аварийной сигнализации.
  3. Выставить знак аварийной ситуации.
  4. Выйти из автомобиля и сразу посмотреть, не сработала ли сигнализация у соучастника ДТП.
  5. Убедиться, нет ли третьего или еще кого-либо участника в ДТП, когда при столкновении потерпевший мог толкнуть другую машину.
  6. Проверить наличие, либо отсутствие раненых людей. При случае обязательно оказать первую помощь, вызвать медицинскую службу или самому отвезти пострадавшего, если степень тяжести его телесных повреждений может оцениваться как «тяжелая».
  7. Теперь только можно присмотреться к повреждениям автомобиля, как своего, так и авто потерпевшей стороны.
  8. Сфотографировать или снять на видеокамеру место происшествие обязательно.
  9. Необходимо узнать адрес, где именно находятся столкнувшиеся автомобили.
  10. Вызвать по телефону (номер – 112) ДПС для разрешения сложной ситуации, если есть разногласия и споры по оценке ущерба между сторонами-участниками в происшествии.

Но если стороны между собой мирно договорились, раненных не было, а повреждения имущества незначительные, то тогда мнение очевидцев необязательно.

При обстоятельствах, где виновником в столкновении на парковке являетесь вы сами, нельзя покидать место происшествия.

В таком случае не надо оставлять записку, где написан ваш номер телефона и номер вашей машины. Один из участников в любом случае обязан вызвать патрульную дорожную службу.

К тому же, если неподалеку от места парковки имеются камеры видеонаблюдения, то они зафиксируют номер машины, внешность водителя, который спровоцировал случай, а также исчезновение его с места ДТП без согласия сотрудников патрульной службы.

После того как заявка поступит в учреждение автодорожной полиции, служащие объявят в розыск виновника, проверят все камеры видеонаблюдения, если они установлены неподалеку у места парковки, найдут и опросят свидетелей, если они есть.

В страховую компанию тоже можно обратиться в таком случае, она выплатит потерпевшему страховку, а затем, эту же сумму стребует с найденного виновника в качестве регресса по ОСАГО.

Взыскание с виновника ДТП

Как уже было отмечено выше, оформление ДТП в таком случае происходит исключительно сотрудниками ГИБДД, возможность его оформления по «европротоколу» исключена. Каждому из участников подобного ДТП, независимо от их роли (статуса): виновный или потерпевший, при оформлении ДТП стоит убедиться в наличии в процессуальных документах контактных данных участников (паспорт, адрес, номер телефона).

Нужно ли выставлять знак аварийной остановки

Нередко у водителей возникают сомнения в необходимости ставить знак аварийной остановки на парковке. В стесненных условиях стоянки, с учетом небольшой скорости движения транспортных средств, такое требование кажется излишним. Однако правила дорожного движения говорят об обратном.

Сотрудник ГИБДД, держащий в руках табличку для оформления аварии

Закон обязывает водителя при оформлении ДТП включить аварийную сигнализацию, чтобы обозначить ТС на дороге и установить знак аварийной остановки. Аварии на парковке относятся к дорожно-транспортным происшествиям, следовательно, на них распространяются требования пунктов 2.5 и 7.2 ПДД. В них места совершения ДТП не разделяются на дорогу, придомовую территорию, парковку и прочие. Поэтому, если вы забудете выставить знак аварийной остановки, сотрудники ГИБДД обязаны выписать штраф за нарушение.

Правила предписывают водителю разместить знак аварийной остановки на расстоянии не ближе 15 метров от транспортного средства. На стоянке это выглядит немного неуместно, но проще и дешевле придерживаться требований ПДД, чем платить штраф за нарушение.

Знак придется выставить и в случае, если виновник аварии скрылся, а вы дожидаетесь ГИБДД для оформления происшествия.

Всегда следует выставлять дорожный портативный знак, говорящий об аварийной остановке машины. Такое правило отражено в правовом стандартном положении – п. 7.2 ПДД (Правил дорожного движения).

Знак следует устанавливать на расстоянии 15 м от машины, если для этого предусмотренная парковочная площадка и схема автодороги, где начинается проезжая часть.

Благодаря наличию на проезжей части такого знака, другие водители будут предупреждены о ДТП и станут замедлять свой ход или аккуратно проезжать место столкновения.

Поэтому знак обязательно должен находиться в пределах видимости для других проезжающих мимо машин.

Как правильно оформить

Оформление автопарковочной аварии следует производить в соответствии с факторами сложившейся ситуации. Поэтому существует два пути, идя по которому можно правильно провести процедуру оформления такого происшествия.

Изначально всегда определяется в ДТП на парковке, кто виноват, после – приблизительно оценивается стоимость ремонта повреждений машины потерпевшего.

Если же есть раненные, либо имущество потерпевшего участника аварии было повреждено сильно, ущерб оценен на сумму более 50 000 рублей, тогда следует вызывать сотрудников ГИБДД, чтобы они всё сделали по всей форме.

Наличие в системе оформления ДТП Европротокола во многом сокращает время и нервы автомобилистам.

Этот документ дает право водителям оформлять происшествие без вызова ГИБДД, если нет раненных в аварии, а также не причинен крупный дорогостоящий ущерб.

Заявление о страховой выплате при ДТП

Размер ущерба при визуальной оценке не должен составлять сумму более 50 000 рублей. Прежде чем заполнять Европротокол, следует посмотреть, соответствует ли ситуация тем условиям, при которых такой документ вступает в юридическую силу.

Условия должны фигурировать следующие:

  1. Нет пострадавших, раненных лиц после столкновения машин или одной машины с другим объектом.
  2. Вред причинен после аварии только имуществу потерпевшего.
  3. В столкновении должно быть только 2 участника.
  4. Отсутствие разногласий, споров между участниками аварии.
  5. Оба участника происшествия имеют действующие полисы ОСАГО.
  6. Сумма ущерба – не больше 50 000 рублей.

Тогда уже дорожные полицейские рассмотрят все детали ситуации, выявят виновника, составят свои протоколы, постановления об административном правонарушении и выпишут справки сторонам об участии в ДТП.

Например, если движущаяся на парковке машина толкнула другую, а та, в свою очередь, по инерции откатилась на третью, и все три водителя при этом были в салоне своих автомобилей, тогда уже вызывают службу ГАИ.

При заполнении бланка европротокола, который был выдан страховщиком вместе с полисом ОСАГО, следует учесть правила оформления такого документа:

  • автотранспортные средства сдвигать с мест столкновения нельзя, пока не заполниться и не подпишется сторонами Европротокол;
  • сразу необходимо сфотографировать последствия аварии;
  • писать в бланке простым карандашом нельзя, либо иными стирающимися канцелярскими приборами. Достаточно обыкновенной шариковой ручки;
  • бланк заполняется с обеих сторон – на экземпляре виновника, а также на экземпляре потерпевшего;
  • заполнение происходит совместно с обеих сторон;
  • вносятся, соответственно графам и пунктам, схема столкновения, номера автомобилей, их названия марка, модель, номер водительских удостоверений и прочие данные;
  • в пункте «Другие участники» следует проставлять прочерк;
  • если машина не может самостоятельно перемещаться, тогда возле соответствующего пункта проставляют галочку у слова «Нет»;
  • в примечании пишут названия фотообрудования, либо видеооборудования, которым производилась съемка места происшествия;
  • все сведения должны быть идентичны на обоих экземплярах протокола;
  • точно также и подписи обеих сторон, дата, время должны быть на всех экземплярах документа.

Для правильного заполнения всех пунктов и срок бланка понадобятся следующие документы:

  • гражданские паспорта с обеих сторон участников в ДТП;
  • водительские удостоверения;
  • полисы ОСАГО;
  • ПТС на автотранспортные средства;
  • доверенность на управление авто, если за рулем находился не собственник машины, а доверенное лицо.

Доверенность следует обязательно оформлять у нотариуса, иначе она будет считаться недействительной.

Если один из участников является иностранным гражданином, легально находящимся на территории России, тогда вместо полиса ОСАГО, он может предъявлять для заполнения Европротокола Зеленую карту.

Такая карта дает право пользоваться страховкой иностранному лицу на территории РФ.

Одной из главных задач в оформлении автопарковочного ДТП – это грамотное и точное составление схемы происшествия.

Нужно знать, не только как схематически изобразить объекты столкновения и местность, но также и что еще должно в схеме содержаться в обязательном порядке.

Схема должна отражать:

  1. Место, территорию, где случилась авария. Отмечается отдельная часть парковочной стоянки, всю ее территорию рисовать не нужно.
  2. Расположение соседних машин обязательно, если они были.
  3. Направление движения машины указывается стрелочками.
  4. Разметка на парковке, дорожные знаки.
  5. Малые объекты – скамья, урна, столбы и прочее, что было поблизости возле места аварии.

Первый удар при столкновении обычно указывается в отдельной графе бланка европротокола. В случае, когда ДТП оформляют сотрудники автодорожной полиции, схему будут составлять они сами.

Но делать это должны они в присутствии и под наблюдением самих водителей – участников аварии.

Попал в дтп без страховки: особенности, последствия и штраф

Для того чтобы избежать проблем с правоохранительными органами и в плюс ко всему решить сложившуюся ситуацию в рамках действующего законодательства, необходимо правильно провести процедуру оформления ДТП на парковке.

  1. Для начала необходимо определиться, будет ли оформление дорожно-транспортного происшествия на парковке проводиться самостоятельно с помощью составления европротокола или же есть необходимость вызова экипажа ГИБДД.
  2. Когда принимается решение о втором варианте, нужно произвести видео или фотосъемку места аварии, затем убрать с него свои автотранспортные средства, чтобы не создавать помех другим водителям и не повышать риск нового ДТП.

Чтобы гарантированно получить компенсационные выплаты по полису страхования, важно вовремя совершить ряд действий.

Полис ОСАГО в руках

Если на парковке зацепил соседнюю машину, то нужно сообщить об этом (либо-либо):

  • владельцу поврежденной машины;
  • сторожу парковки;
  • аварийному комиссару или инспектору ГИБДД.

Поскольку для каждого места ДТП существуют определенные отличительные черты, которые также можно отнести к категориям особенностей, так и к причинам появления, то вполне логичным становится факт того, что они есть и у происшествия на парковке. Среди них выделяют такие как:

  1. На первом месте стоит неумение человека, управляющего автотранспортным средством, совершать маневренные движения и осуществлять движения задним ходом. Чаще всего такая причина обнаруживается у водителей с небольшим стажем, как следствие неквалифицированной подготовки во время обучения, а также при отсутствии практического опыта.
  2. Плохо освещенные парковки создают такое препятствие как плохая видимость, которая в конечном итоге может привести к столкновению.
  3. Некачественное дорожное покрытие также нередко приводит к ДТП на парковке.
  4. Невнимательность водителя, вызванная различными причинами, в том числе и обычной усталостью, приводит к тому, что он не в полном объеме способен ощущать габариты управляемого им автотранспортного средства, что и приводит к столкновению. Особенно актуальной подобная проблема является для парковок на территории около дома и в супермаркетах в вечернее время суток.
  5. Немаловажным фактором становится и соблюдение всех правил при постройке парковки, а именно размера парковочного места, нанесение разметки и т. п., при нарушениях в этой области многие водители сталкиваются с проблемой ДТП.
  6. Оборудование автоматическим шлагбаумом или же терминалом оплаты также может стать причиной аварии, в особенности, если водитель не слишком хорошо или вообще не умеет пользоваться этими элементами.
  7. Помутнение сознания, вызванное алкогольным, наркотическим или другими видами опьянения, как и в любом другом месте, способно привести к тому, что произойдет ДТП на стоянке.

Подводя итог всего вышеизложенного, можно говорить о том, что вопреки расхожему мнению, ДТП, произошедшие на парковке, при наличии определенных обстоятельств попадают под действие страховки, что волнует практически всех водителей.

Независимо от того, является ли человек потерпевшей или пострадавшей стороной, ни в коем случае нельзя покидать место аварии, чтобы в будущем не иметь проблем с законодательством и все также иметь возможность получить финансовое возмещение.

Как действовать при ДТП на стоянке

Рассмотрим подробно, как это все происходит, на конкретном случае.

3 февраля 2016 года в Минске на улице Первомайской водитель автомобиля Toyota Starlet из второй полосы перестраивался в первую. Двигаясь, столкнулся с VW Touran, повредив его в левой части.

Водитель Toyota признал себя виновным, а водитель VW посчитал, что ремонт обойдется ему меньше чем в 400 евро — всего лишь царапины на бампере, заднем крыле, колпаке колеса и двери.

Решили не вызывать ГАИ, а воспользоваться бланком извещения о ДТП. Быстро заполнили его и разъехались.

Заполненный экземпляр потерпевший отвез страховщику. В назначенное время автомобиль был предъявлен оценщику.

Автомобиль уже не новый — 2008 г. в., пробег — 314 000 км. Осматриваем повреждения. На бампере с левой стороны после столкновения осталась незначительная потертость лакокрасочного покрытия (ЛКП). Оценщик принял решение, что бампер нуждается в ремонтной окраске.

Кстати, автомобиль к осмотру необходимо предъявлять в чистом виде. Иначе оценщик из-за загрязнений может не увидеть какие-то повреждения, что впоследствии скажется на расчете размера причиненного ущерба, и это будет не его вина».

Окрасочные работы

336 661 рубль

Окраска (материалы)

606 500 рублей

Облицовку бампера, спойлер, тягово-сцепное устройство (фаркоп) нужно снять и потом установить, левый и правый светоотражатели разобрать и собрать

466 146 рублей

Подготовительные работы по окраске пластика и материалы для этого

207 176 рублей 88 800 рублей

Всего по бамперу

1 705 283 рубля

Работы по снятию/установке колеса и подкрылка

129 485 рубля

Ремонтные работы — 2 часа

517 940 рублей

Ремонтная окраска

336 661 рублей

Окрасочные материалы

500 500 рублей

Всего

1 484 586 рубля

За незначительную царапину на задней левой двери страховая компания насчитала

638 652 рубля:

  • за окрасочные работы — 233 073 рубля;
  • за окрасочные материалы — 224 300 рублей;
  • за разборку и сборку двери еще 181 279 рублей.

Колпак заднего левого колеса — единственная деталь, которую «приговорили» к замене. Оценщик обнаружил на нем нарушение ЛКП, задиры.

Стоимость нового колпака — 923 700 рублей, но с учетом износа данной машины — 51% (зависит от года выпуска и пробега), — к выплате по этому элементу оценщик, используя специальное программное обеспечение, рассчитал 452 613 рублей.

Наталья Хомич: «Заменяемые запчасти всегда считаются с учетом их обесценения, то есть принимается стоимость новой детали, из которой вычитается процент износа.

Износ определяется оценщиком по определенной методике, исходя из года выпуска ТС и его пробега. К этой стоимости по методике автоматически добавляются 2% „на мелкие запчасти“ в размере 26 415 рублей.

Отталкиваясь от того факта, что в законодательство были внесены изменения и добавлено такое понятие как внутренняя территория, вполне логичным становится то, что при определенных обстоятельствах ОСАГО действует при ДТП на парковке.

Очень часто механические повреждения автомобиля доставляют своему владельцу немало хлопот и переживаний. Проблема заостряется, когда твоему железному другу нанес вред неизвестный автолюбитель.

Другое дело, когда ДТП случается на дороге. Возможно, ты и сам виноват, подрезал, обогнал, гололед, не справился с управлением.


Ваш комментарий

Эксперт
Дмитрий Андреевич - владелец нескольких страховых фирм, по образованию автослесарь высшего разряда. Знает все про автострахование и делится интересным опытом и полезными советами.
Новые статьи и материалы