11.12.2018      12      0
 

Досудебная претензия в страховую компанию по ОСАГО


Требования закона к процедуре

Возможность проведения досудебного разбирательства используется не только при недовольстве клиента, но с 01.09.2014 г. она внесена в закон «Об ОСАГО» как требование разрешения спорных ситуаций по договорам автогражданского страхования. По ст. 16.1 иск в суд может быть подан только после подачи претензии и вынесению решения по ней. Без нужного заключения могут не принять заявление (ст. 132) или остановить его рассмотрение по ст. 222 ГПК. Как показывают жизненные примеры, страховые компании заинтересованы в решении конфликта, так как ином случае им приходится тратить значительные суммы, которые, как правило, больше тех, что запрашивает клиент.

В 2014 году у автомобилистов появилась возможность урегулировать свои споры со страховой компанией в досудебном порядке, путем подачи претензии. Данное нововведение отражено в Федеральном законе «Об ОСАГО».

Задача ввода такой нормы заключается в попытке оптимизировать порядок разрешения страховых споров, возникающих между страховщиком и страхователем. Благодаря этому, у автомобилистов появилась возможность урегулировать свои разногласия без подачи искового заявления в суд.

Кроме того с 2014 года процедура обращения в страховую компанию с предложением решить вопрос в досудебном порядке стала обязательной. То есть теперь если у автомобилиста есть какие-либо претензии к работе страховщика, он должен сообщить ему об этом в письменной форме, не обращаясь за защитой своих прав в суд.

В соответствии с требованиями законодательства, каждая страховая компания должна дать ответ на данную претензию. В ответе может быть как согласие страховщика осуществить выплату в требуемом размере (желательно, чтобы сумма, указанная страхователем в претензии, была подтверждена заключением эксперта), или отказать в удовлетворении просьбы клиента.

Суд не имеет право рассматривать дело по такому спору, если автолюбитель не попытался урегулировать вопрос в досудебном порядке.

Случаи использования

Досудебная претензия по ОСАГО относится к первичной документации, составляемой при спорах вовлеченных сторон. Инициирование процесса урегулирования обоснованно в ситуациях, когда:

  1. Сумма выплаты ниже фактической стоимости нанесенного вреда.
  2. Налицо уклонение от законных выплат.
  3. Наблюдается намеренное затягивание сроков.

Досудебная претензия в страховую компанию по ОСАГО

Последний пункт легко доказуем в суде, ведь закон отводит строго ограниченный период времени на получение ответа и от страховщика. Если компания нарушит сроки выплаты компенсации, оплачивается дополнительно неустойка.

Среди обоснований требования, наиболее часто фигурирующих у заявителя, можно встретить следующие ситуации:

  1. Сумма причиненного ущерба превышает установленное страховщиком ограничение, т. е. компенсируется слишком мало денег.
  2. При наличии нескольких пострадавших, общая сумма, требуемая для покрытия урона, больше, чем лимит выплат, установленный страховой компанией.
  3. Виновная в аварии сторона не заключила договор об автостраховании.
  4. Компания виновной стороны настаивает, что причина нанесенного ущерба заключена в поломке автомобиля противоположной стороны.

Существует множество других различных ситуаций, при которых страховщики занизили выплаты по страховке, далекие от реальных затрат на ремонт.

В п. 5.1. Положения о правилах обязательного страхования…, утвержденных Центробанком № 431-П от 19 сен. 2014 года (далее – Правила) сказано, что досудебная претензия требуется в следующих случаях:

  • при несогласии потерпевшего с размером компенсационной выплаты;
  • при несоблюдении СТО срока передачи отремонтированного ТС;
  • в иных случаях неисполнения или недолжного исполнения страховщиком своих обязанностей по договору.

Только после отказа в рассмотрении претензии или при ее нерассмотрении у страхователя/потерпевшего появляется право на судебное решение вопроса.

В случае, если страхователь не согласен с тем, как был проведен ремонт его ТС, процедура досудебного урегулирования будет несколько иной.

Далее оформляется претензия в стандартном порядке.

В течение 5 дней после того, как страховщик получит жалобу, он обязан организовать осмотр ТС, а заявителю необходимо предоставить ТС на осмотр. Место и сроки осмотра определяются страховой компанией.

После осмотра составляется акт, в котором указывается:

  • об отсутствии выявленных недочетов;
  • или о возможности/невозможности их устранения путем организации повторного ремонта.

Если устранение недочетов возможно, страховщик обязан выдать повторное направление на ремонт, в противном случае осуществляется денежная компенсация.

Итак, досудебная претензия пишется в случае несогласия с осуществленной страховщиком выплатой или при некачественном восстановительном ремонте. Обязательно написание претензии до обращения в суд – в противном случае, иск не будет принят к рассмотрению.

К сожалению, деятельность страховых компаний достаточно часто вызывает недовольство у их клиентов.

Одна из самых популярных причин для начала досудебного разбирательства – неправильная выплата страховой компанией возмещение за причинение имущественного вреда пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии.

Автолюбители имеют право подавать жалобы на недобросовестное выполнение работниками страховщика своих обязанностей в рамках действия страхового полиса практически по любому поводу. Главное, чтобы для этого было основание.

Чаще всего, у страхователя возникает несогласие с действиями страховой компанией, по нескольким причинам.

Самая популярная причина для начала досудебного разбирательства – небольшой размер страховой выплаты, который недостаточно для восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства.

Первоначальную сумму возмещения рассчитывают сотрудники страховой компании, чаще всего – заинтересованные лица, заключение которых могут расценены автомобилистом как необъективные.

В этом случае автолюбитель может обратиться за проведением независимой экспертизы. Если по результатам исследования, сумма, назначенная независимым специалистом, будет отличаться от возмещения, выплаченного страховщиком, более чем на 10 процентов, автолюбитель может начать действовать.

Еще одна популярная причина для начала разбирательства в досудебном порядке – отказ страховщика в возмещении причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия ущерба.

Страховщик – это коммерческая организация, заинтересованная в получении выгоды. Поэтому специалисты страховой компании стремятся к минимальным затратам на выплату компенсации своим клиентам при наступлении страхового случая.

Иногда страховщику все же удается лишить страхователя полагающейся ему выплаты, указывая на надуманные причины. В этом случае автомобилист имеет право:

  1. Выразить свое несогласие с решением страховщика путем подачи претензии.
  2. Потребовать пересмотра принятого страховой компанией решения.

В соответствии с требованиями законодательства, у фирмы есть всего 20 дней для того, чтобы компенсировать причиненный транспортному средству ущерб.

Если страховщик по каким-либо причинам игнорирует данный срок, автомобилист имеет право обратиться к нему с претензией, а впоследствии обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Порядок досудебного урегулирования споров по ОСАГО

Досудебная претензия в страховую компанию по ОСАГО

Если автомобилист не согласен с суммой страхового возмещения по ОСАГО, досудебное урегулирование позволит разрешить ситуацию со страховщиком без разбирательства в суде. Только если урегулирование было безрезультатным, автомобилист имеет право подать жалобы по увеличению размера выплат в суд. Данное положение введено в 2014 году, когда были утверждены изменения в ФЗ «Об ОСАГО».

Досудебный порядок рассмотрения иска по поводу выплаты ОСАГО регулируется статьей 16.1 данного закона, в которой ясно указывается о возможности принятия судом иска к рассмотрению только после прохождения процедуры досудебного урегулирования. Согласно ст. 222 ГПК, если факт отсутствия досудебной претензии по ОСАГО установлен в процесс разбирательства в суде, рассмотрение иска будет остановлено. В связи с этим, к обязательным документам, представляемым в суде, относят бумаги, свидетельствующие о попытках гражданина уладить вопрос с ответчиком по иску.

Досудебная претензия в страховую компанию по ОСАГО направляется в письменной форме. В обращении страхователь описывает обстоятельства дела и причины несогласия с выплаченной суммой. В качестве приложения может быть использовано заключение независимого оценщика и информация о реквизитах для перечисления суммы, если страховщик решит удовлетворить просьбу заявителя.

Спустя установленный по закону срок, должен быть получен официальный ответ об удовлетворении ходатайства страховщиком либо об отказе выполнить доплату. Он обязателен для любой фирмы.

Процедура досудебного решения конфликтной ситуации регулируется Арбитражным судом, который устанавливает порядок, условия обращения. Наиболее частые споры по поводу несоблюдения сроков по перечислению средств, хотя они точно определены законом. Если же СК «недоглядела» или умышленно тянет время, страхователь имеет право взыскать еще и пеню в размере 1 % за каждый день просрочки.

Основным требованием, которое должен выполнить застрахованный в случае определения факта вины страховщика, является обращение к руководству компании, так как в каждой ситуации есть риск ошибки по вине человеческого фактора, некомпетентности отдельного специалиста. Так как любая, заинтересованная в развитии, создании положительной репутации организация, будет создавать условия для формирования хорошего мнения о своей работе. То есть обращение клиента должно иметь преимущество решения вопроса в сторону его интересов.

Первым этапом досудебного процесса является написание жалобы. Это простое обращение решить проблему, но с обязательным указанием данных о себе, свои данных, включая номер счета для перечисления денег. Оформить можно дома или в компании, воспользовавшись фирменным бланком страховщика.

Если ответ отрицательный, следует писать досудебную жалобу (подробнее ниже). Она аналогична обычной, но требует учета всех пунктов, которые следует прописывать подробно и в хронологической последовательности, соответствующей действительности. Оформляется в 2 вариантах, один из которых, заверенный страховщиком, следует оставить у себя. Уже после отрицательного ответа по ней можно отправиться в другой контролирующий орган или суд.

На вопрос обязательно ли обращаться к страховщику с досудебной претензией до подачи иска отвечает ст. 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, текст которой гласит, что к исковому заявлению истец прилагает документы, подтверждающие соблюдение попытки досудебного урегулирования, если это предусмотрено страховым договором либо действующим законодательством.

Как написать досудебную претензию в страховую компанию по ОСАГО

В пример такого правового акта можно назвать Закон об ОСАГО № 40-ФЗ, который обязывает потерпевших до подачи иска в суд направить в страховую компанию досудебную претензию. В противном случае в соответствии с абз. 2 ст. 222 ГПК РФ исковое заявление остается без рассмотрения.

Правилами добровольного страхования тоже может быть предусмотрен досудебный претензионный порядок урегулирования спора, что однако не мешает судьям рассматривать исковые заявления без соблюдения этого условия.

Кроме того, Закон о защите прав потребителей, под который попадают правоотношения сторон по договорам имущественного страхования, досудебный порядок не предусматривает.

Таким образом, по договорам добровольного страхования можно обойтись без направления страховщику досудебной претензии. Однако мы рекомендуем все равно соблюдать досудебный порядок по указанным выше причинам – с адекватным страховщиком проще решить недопонимание мирно, чем судиться месяцами.

Для того чтобы инициировать досудебное урегулирование спора со страховой компанией, сперва необходимо составить претензию, в которой указать причины обращения.

Документ состоит из «шапки», основной части и требований. В «шапке» указывается наименование страховщика и потерпевшего (либо его законного представителя). Не забудьте написать контактные данные: адрес проживания, номер мобильного телефона.

Основная часть описывает в хронологическом порядке этапы урегулирования убытка и взаимодействия со страховщиком. Подробнее о том, как составить досудебную претензию — тут.

Начиная с момента получения имуществом повреждений (ДТП, противоправные действия третьих лиц, природные явления и т.д.), продолжая датой подачи заявления о страховой выплате, и оканчивая итогом урегулирования убытка (отказ в выплате, выплата недостаточна или просрочена).

Далее указываются требования потерпевшего. В зависимости от ситуации можно попросить страховщика пересмотреть свое решение об отказе, произвести выплату неустойки или доплату страхового возмещения.

Последнюю просьбу желательно подкрепить обосновывающими требование документами (чеки за ремонт, акт выполненных работ, заключение независимого эксперта о стоимости ремонта).

Обратите внимание, что в случае подачи досудебной претензии по ОСАГО приложение документов, обосновывающих требование обязательно.

В случае отсутствия отчета независимой экспертной организации, составленной с учетом требований Центрального Банка РФ. Отсутствие этого документа дает страховой компании право оставить досудебную претензию без рассмотрения.

Для подачи претензии в страховую компанию потерпевший готовит два экземпляра документа. Один страховщик принимает к рассмотрению, второй с отметкой страховой компании о дате получения остается заявителя.

Не удовлетворенный итогом рассмотрения потерпевший также может обратиться с жалобой на страховую компанию в контролирующие органы: ЦБ РФ, РСА, Роспотребнадзор.

Центральный Банк Российской Федерации является органом страхового надзора, туда можно подать любого рода жалобу, связанную с нарушением действующего страхового законодательства.

Жалоба в рса на страховую компанию по кбм — образец.

ЦБ РФ запросит у страховщика документы по страховому делу, а также разъяснения позиции страховой компании. После анализа представленных документов, регулятор примет решение об обоснованности действий страховщика и в случае выявления нарушений предпишет страховой компании устранить выявленные недочеты.

Российский союз автостраховщиков – РСА – занимается надзором за соблюдением страховщиками законодательства ОСАГО, соответственно туда можно жаловаться только по этому виду страхования. Помимо жалоб, связанных с урегулированием убытков, РСА рассматривает запросы граждан о неправильном применении страховыми компаниями КБМ.

КБМ или коэффициент бонус-малус применяется страховщиками для расчета страховой премии по договорам ОСАГО. При первом заключении договора ОСАГО водителю присваивается так называемый 3 класс, при котором коэффициент бонус-малус равен единице, т.е. никак не влияет на размер страховой премии.

Каждый год безубыточного страхования повышает класс на единицу и понижает КБМ на 0,05. Таким образом, каждый безаварийный год дает водителю скидку на полис ОСАГО в размере 5%. Проездив без аварий 10 лет, водитель получит скидку на полис 50%. Это максимально возможная скидка.

Виновники аварии, наоборот, наказываются. Совершив аварию, страхователь должен быть готов, что в следующем страховом году коэффициент бонус-малус будет больше единицы и стоимость ОСАГО увеличится по сравнению с предыдущим годом. Две аварии увеличат стоимость полиса более чем в два раза.

Сведения об изменении КБМ страховщики обязаны передавать в РСА в течение одного рабочего дня, однако не все страховые компании выполняют эту обязанность добросовестно.

Поскольку в 2015 году тарифы по ОСАГО сильно возросли, аккуратные водители теряют весомую сумму в случае неправильно примененного страховой компанией КБМ. Разобраться в проблеме поможет РСА, для этого нужно направить в Союз жалобу, где помимо описания проблемы следует указать:

  • дату рождения заявителя;
  • серию, номер и дату выдачи водительского удостоверения;
  • серию, номер и дату выдачи гражданского паспорта;
  • номер действующего и предыдущего полисов ОСАГО.

Копии водительского удостоверения и паспорта необходимо приложить к жалобе.

https://www.youtube.com/watch?v=EAiLA80ThgE


Ваш комментарий

Эксперт
Дмитрий Андреевич - владелец нескольких страховых фирм, по образованию автослесарь высшего разряда. Знает все про автострахование и делится интересным опытом и полезными советами.
Новые статьи и материалы