Содержание
Общая информация
Нужна ли страховка ОСАГО на мотоцикл, автобусы, грузовые автомобили и другой «нетипичный» транспорт? Нельзя ли обойтись без нее?
Согласно действующему российскому законодательству, обязательному страхованию подлежат все моторизированные транспортные средства, состоящие на учете в ГИБДД.
Соответственно, передвижение по дорогам общего пользования при отсутствии страхового полиса ОСАГО является противозаконным действием.
Чтобы избежать нарушения закона и печальных последствий, к которым оно может привести, а также для того, чтобы обезопасить себя от лишних расходов на ремонт транспортного средства, пострадавшего в результате дорожно-транспортного происшествия, необходимо приобрести полис ОСАГО в страховой компании.
Для мотоциклов
При обращении в любую страховую компанию необходимо помнить о том, что не каждый агент будет гореть желанием продать полис ОСАГО владельцу мотоцикла.
Виной тому является печальная статистика – количество аварий с участием мотоциклистов значительно превышает аналогичный показатель среди автомобилистов.
И это несмотря на то, что число мотоциклов на дорогах России значительно возрастает с наступлением весны и сокращается с наступлением первых осенних заморозков.
Ряд компаний накладывает ограничения по объему двигателя и стоимости мотоцикла, а также по году выпуска.
Большинство компаний отказывается страховать мотоциклы старше 10 лет, а если и предоставляет такую возможность, то цена полиса значительно возрастает.
Тем не менее, владельцам мотоциклов отчаиваться не стоит, особенно, если их двухколесный транспорт исправен, о чем свидетельствует диагностическая карта, выдаваемая после прохождения техосмотра. Заключать договор ОСАГО — прописанная в законе обязанность страховых компаний.
Полис выдаст любая страховая компания после предоставления диагностической карты, поскольку так гласит закон. В целом алгоритм оформления страхования на мотоцикл по полису ОСАГО выстраивается по той же схеме, что и процесс страхования легковых машин.
На стоимость страховки ОСАГО на мотоцикл влияют следующие факторы:
- Водительский стаж владельца: при стаже менее 2 лет сработает повышающий коэффициент.
- Возраст владельца: лицам моложе 22 лет придется заплатить за полис ОСАГО больше.
- Назначение мотоцикла (частное использование или участие в спортивных состязаниях).
- Мощность и объем двигателя: повышающий коэффициент действует для моторов объемом свыше 300 куб. см.
- Был ли ранее данный мотоцикл застрахован в этой компании.
- Количество страховых случаев.
Как посчитать?
Любой мотовладелец может без посторонней помощи как рассчитать выплаты по ОСАГО, так и установить, какие составляющие входят в данный показатель. Базовая формула, по которой производится расчет ОСАГО мотоцикла, в текущем году не претерпела изменений, равно как и перечень ее показателей:Выплаты по ОСАГО = БТ*ТК*КБМ*КВС*ОК*КМ*СФ*КН*ССв которой:
- БТ – фиксированный базовый тариф
- ТК – территориальный коэффициент
- КБМ – бонус-малус
- КВС – возраст/стаж водителя
- ОК – ограничивающий коэффициент (лиц, допускаемых к управлению данным мотоциклом)
- КМ – мощность двигателя
- СФ – сезонный фактор
- КН – коэффициент нарушений
- СС – срок страховки
Наиболее выгодным решением для владельцев мотоциклов является заключение договора не на круглый год, а на несколько месяцев, в течение которых будет эксплуатироваться мотоцикл.
Также существуют характерные исключительно для мотоциклов условия. К примеру, если владелец мотоцикла попал в ДТП в ходе неблагоприятных погодных условий – таких, как снегопад или гололед – страховщик может отказать в выплате.
Чтобы быть уверенным, что в случае аварии можно будет избежать больших затрат.
Однако следует помнить, что не следует нарушать скоростной и режим и пренебрегать правилами дорожного движения, находясь за рулем мотоцикла, поскольку передвижение на данном виде транспорта сопряжено с повышенной опасностью.
Для автобусов
Пассажирский автотранспорт также подлежит обязательному страхованию в России. Ни в одном автопарке не допустят выхода на линию незастрахованного автобуса.
Отсутствие страховки ОСАГО у автобуса чревато для автопарка колоссальными расходами на возмещение ущерба, причиненного в результате ДТП.
Часто страховые компании предлагают свои услуги по оформлению страховых полисов во время покупки автобуса, но бывают ситуации, когда владельцу отказывают в их оформлении, мотивируя это тем, что данный вид страхования убыточен, и вместе с тем предполагает высокую степень ответственности.
Водитель в этом случае вправе оспорить отказ в суде, получив предварительно в страховой компании письменный отказ.
Стоимость страхования автобусов по ОСАГО значительно ниже, чем для легкового автомобиля. Это связано с тем, что количество аварий с участием автобусов по статистике гораздо ниже, чем с участием легковушек.
При расчете ОСАГО на автобус учитывается:
- год выпуска – чем «старше» автобус, тем дешевле будет стоить полис для него;
- мощность двигателя – чем меньше, тем дешевле страховка;
- эксплуатация в течение года (количество месяцев);
- лимит по ДСАГО – в том случае, если водитель выберет в качестве страховки расширенное ОСАГО, полис будет стоить дороже (чаще всего стоимость ДСАГО составляет 20-30% от основной суммы) ;
- регион, в котором оформляется страховка;
- возраст и водительский стаж владельца – чем старше и опытнее водитель, тем ниже стоимость полиса.
Также страховые фирмы учитывают и то, что при аварии автобус обычно получает меньший ущерб за счет своих габаритов и конструкции.
Для маршрутных автобусов (маршруток) страховые полиса оформляются по тем же тарифам, что и на любой другой автобус, исходя из его параметров. Страховая компания может отказать владельцу маршрутки в оформлении полисов ОСАГО, мотивируя это тем, что в российском законодательстве понятие «маршрутное такси» отсутствует. Компаниям не выгодно оформлять страховки на данную группу автобусов, т.к. маршрутки часто делают остановки в неположенных местах. Такие остановки крайне опасны и часто ведут к авариям, страховки по которым все равно полагаются.
Владелец маршрутного автобуса обязан найти страховую компанию, которая согласится оформить на его транспортное средство полис ОСАГО. В противном случае эксплуатировать маршрутку запрещено.
Со вступлением в 2013 году закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков» ни один автобус не сможет выйти в рейс без страховки для пассажиров.
При покупке билета на рейсовый автобус пассажир не обязан заключать договор страхования, т. к. его стоимость уже заложена в стоимость билета.
Величина тарифов назначается правительством и зависит от:
- всех рисков в договоре по согласию сторон;
- вида перевозок;
- факторов, определяющих уровень риска, технического состояния и безопасности автобуса.
Сумма выплаты рассчитывается на одного пассажира.
Суммы, выплачиваемые по страховке, едины для всей территории РФ и составляют:
- от 2 025 000 рублей – за вред жизни;
- от 2 000 000 рублей – за вред здоровью;
- от 23 000 рублей – за порчу имущества.
Для грузовых автомобилей
Страхование грузовых автомобилей по ОСАГО осуществляется в том же порядке, что и легковых.
К грузовым машинам, для которых стоимость полиса будет наиболее крупной, относятся:
- Фургоны и микроавтобусы.
- Рефрижераторы.
- Грузовики и седельные тягачи.
Существенно меньшую сумму можно выложить за страхование ОСАГО полуприцепов и грузовые прицепов, а также автопогрузчики и спецтехнику.
Чтобы снизить стоимость полиса, многие владельцы грузовых автомобилей, особенно тех, в распоряжении которых находится крупный парк, оформляют открытый полис, что избавляет от необходимости внесения в него водителей, работающих, например, посменно.
Подводя итоги, можно отметить, что обязательное страхование любых типов транспортных средств выполняется по схожей процедуре. Однако решающим фактором выбора страховой компании далеко не в первую очередь являются ее тарифы.
Важно выбрать компанию с безупречной репутацией, которая гарантированно выплатит компенсацию в случае возникновения неприятных инцидентов, что особенно важно для владельцев крупногабаритных машин – автобусов и грузовиков.
Для мотоциклистов этот критерий не менее важен – как правило, компании-долгожители, имеющие хорошую историю, не отказываются заключать с ними сделки.